Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению






В соответствии с действующими законодательными предписания­ми и сложившимися в российской юридической доктрине установка­ми правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру.

Место конкретного акта в этой структуре определяется:

1. ка­кой орган его принял;

2. в каком порядке это было сделано.

Иерархия правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению:

1. Кон­ституция РФ;

2. законы (федеральные, в т.ч. конституционные и законы субъектов РФ);

3. указы и распоряжения Президен­та РФ;

4. постановления и распоряжения Правительства РФ;

5. постанов­ления Конституционного Суда РФ;

6. разъяснения, да­ваемые Верховным Судом РФ и Высшим Ар­битражным Судом РФ по вопросам судеб­ной практики;

7. акты министерств и ведомств.

Кон­ституция РФ имеет высшую юридическую силу. В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности пра­воохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Отменяется и изменяется Конституция с соблюдением особой про­цедуры. В этом — одна из гарантий ее относительной стабильности.

Немного ниже в иерархической структуре правовых актов нахо­дятся законы. Согласно Конституции РФ различаются федераль­ные законы, в том числе конституционные (их издание осуществляет­ся в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, ука­занным в ней), и законодательство субъектов РФ, включая их консти­туции и уставы. Федеральные законы, принятые по предметам веде­ния Российской Федерации, имеют, как и Конституция РФ, прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Требование, в соответствии с которым федеральные законы име­ют прямое действие на всей территории Российской Федерации и под­лежат неуклонному исполнению, не относится к числу соблюдаемых безусловно и во что бы то ни стало. Например, при наличии достаточ­ных оснований некоторые такие законы, как и все другие, полностью или частично могут быть признаны Конституционным Судом РФ противоречащими Конститу­ции РФ, в силу чего они применяться не должны. Но такого рода “ис­тории” с федеральными законами случаются не так уж часто. В общей своей массе они являются обязательными для всех и на всей террито­рии страны.
Допускается неисполнение федерального закона правоохранитель­ными органами и в ряде других случаев, например, когда они сталки­ваются с явным противоречием одного такого закона другому и им разрешено выбирать, какой из них следует применить.
Именно в федеральных законах и решается большинство вопро­сов организации и основ деятельности правоохранительных органов, которым доверяется, как отмечалось выше, осуществление весьма от­ветственных функций, связанных с охраной законности и правопоряд­ка, защитой прав и законных интересов граждан.
Пределы полномочий законодательных органов субъектов РФ в регламентации вопросов, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов, — значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов в данной сфере. К примеру, им даны полно­мочия издавать свои законы, регламентирующие некоторые стороны организации и основ деятельности конституционных (уставных) су­дов и мировых судей, дополняющие и развивающие основы законода­тельства о нотариате, об адвокатской деятельности и адвокатуре, а так­же устанавливающие ответственность за административные правона­рушения, в том числе подведомственные судам.
С относительно недавних пор, как отмечено выше, начали приоб­ретать новое звучание общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации. Раньше соответствующие положения становились обязательными к исполнению после того, как их переносили в действующие в стране законы. Непосредственно они не применялись. Теперь, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, им предоставлено преиму­щество перед российскими законами. А это значит, что если при раз­бирательстве дела, скажем, в суде обнаружится противоречие между законом и международным соглашением Российской Федерации, то решение должно выноситься, как правило, в соответствии с последним, а не в соответствии с действующим законом.

Следующая ступень в иерархической “пирамиде” правовых актов отведена указам и распоряжениям Президен­та РФ. Содержание этих актов в общих чертах ограничивается Кон­ституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они ка­саются тех правоохранительных органов, которые входят в состав ис­полнительной власти и подчинены непосредственно Президенту РФ. Указом могут быть утверждены положение о каком-то органе или его структура, возложены на него дополнительные полномочия либо какие-то из них сняты. К указам такого рода относятся, к примеру, Указ от 18 июля 1996 г. № 1039, утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел РФ; Указ от 6 июля 1998 г. № 806, утвердивший По­ложение о Федеральной службе безопасности РФ; Указ от 2 августа 1999 г. № 954, утвердивший Положение о Министерстве юстиции РФ; Указ от 21 мая 2003 г. № 547, откорректировавший структуру цент­рального аппарата Министерства внутренних дел РФ; упомянутые выше Указ от 6 июня 2003 г. № 624, утвердивший Положение о Госу­дарственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и Указ от 9 марта 2004 г. № 314, существенно изменивший наименование и пределы полномочий мно­гих федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, ко­торые активно участвуют в правоохранительной деятельности..

Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распо­ряжениям Президента РФ. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами бо­лее высокого уровня. Оно обычно уточняет и дополняет то, что сказа­но в законах и президентских указах. Правительство РФ, как и Президент РФ, тоже может утверждать положения и иные акты, регламентирующие построение и функции органов, участвующих в правоохранительной деятельности. Так, по­становлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 288 утверждено Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — орга­не, входящем в состав Федеральной регистрационной службы Мини­стерства юстиции РФ; постановлением Правительства РФ от 7 декаб­ря 2000 г. № 925 утверждены структура криминальной милиции и По­ложение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений кри­минальной милиции.

Все большее значение для регламентации деятельности правоох­ранительных органов в последние годы приобретают постанов­ления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен правом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой полное или частич­ное прекращение действия такого акта, если он противоречит Консти­туции РФ. Естественно, подобное решение может коснуться акта, ре­гулирующего правоохранительную деятельность или организацию осу­ществляющих ее органов.

Большое практическое значение имеют разъяснения, да­ваемые Верховным Судом РФ и Высшим Ар­битражным Судом РФ по вопросам судеб­ной практики. Оформляются эти разъяснения, как правило, по­становлениями пленумов названных судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только гражданскими и военными судами общей юрисдикции, но и всеми организациями и их должнос­тными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго — всеми арбитражными судами. Некоторые из таких поста­новлений имеют отношение к решению организационных вопросов.

К регламентации организации и деятельности правоохранитель­ных органов могут иметь отношение и акты министерств и ведомств (ведомственные акты). Издаются они руководителями соответствующего уровня. Главное их свойство — они обязательно должны согласовываться с предписаниями законов, пре­зидентских и правительственных актов. Называться они могут по-раз­ному: приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т.д. По ряду вопросов ведомственные акты утверждаются одновремен­но несколькими руководителями правоохранительных и других орга­нов.

Для изучения законодательства и иных правовых актов не после­днее значение имеет знание источников их официаль­ного опубликования. Правильное применение любого нор­мативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица име­ли возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не иска­женным текстом соответствующего акта. Опыт показывает, что при их публикации не всегда обеспечиваются такие свойства. Чтобы пре­одолеть это, государство берет на себя “хлопоты” по официальному опубликованию законов и иных правовых актов.

Заключение

Нормативный правовой акт является ведущим источником права в Российской Федерации, и подавляющее большинство общественных отношений регулируется именно этим источником. Одной из основных классификаций нормативных правовых актов является деление их на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Закон – это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающий после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов и решения конкретных дел в судебном порядке.
В содержании подзаконных нормативных правовых актов учитываются конкретные условия регулирования тех или иных общественных отношений. Раскрываются эти условия во многом благодаря использованию различных форм развития и конкретизации положений закона в подзаконных нормативных правовых актах. Эти формы направлены главным образом на формулирование предметных связей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими многоступенчатый характер.
Система подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации выполняет очень важную роль вторичного регулятора общественных отношений, а также осуществляет собственное регулирование по определенным в законе вопросам. Предстоит значительная работа по определению более четких параметров правотворческой компетенции всех органов государственной власти федерального уровня, порядка издания ими подзаконных нормативных правовых актов, нормативного закрепления этого понятия, определения мер по осуществлению законности в сфере издания подзаконных нормативных правовых актов, детальная разработка вопросов соотношения каждого вида подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти с федеральным законом.

 

 

Список литературы:

 

1.Конституция Российской Федерации


2. Законотворчество в Российской Федерации. (Научно-практическое и учебное пособие). / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.


3. Иванов Р.Н. Виды нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти. М., 2005.


4. Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства: Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967.


5. Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975.
6. Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов: (организация и методика). М., 1968.


7. Рахманина Т.Н. Закон как высшая форма кодификации. // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып.37. 1987.


8. Федеральный закон о нормативных правовых актах (проект). // Закон: создание и толкование. / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.