Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 1. Введение. Предмет безопасность жизнедеятельности. Гражданская защита в РФ.






План:

1. Понятие чрезвычайная ситуация

2. Оценка опасности чрезвычайной ситуации

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

4. Структура МЧС и гражданской обороны

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной террито­рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, ката­строфы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлек­ли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Высокое индустриальное развитие современного общества, обеспечивая решение задач экономики, одновременно порождает негативные явления, связанные с аварийностью производства и его экологической опасностью. Растет число крупных промышленных аварий с тяжелыми последствиями, усугубляется экологическая обстановка, Продолжают на­носить большой ущерб опасные природные явления и стихийные бедствия.

Обстановка, возникающая под воздействием подобных явлений во всей совокупности исключительных обстоятельств, характеризуется как чрезвычайная ситуация (ЧС).

Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС относится к проблемам, актуальность которых возрастает с каждым годом для всего мирового общества.

За последние 20 лет в природных и техногенных катастрофах по­гибло около 3 млн., а пострадало более 800 млн. человек и более миллиарда остались без крова. Однако все предпринимаемые усилия, в том числе и в экономически и технически развитых странах, свидетельствуют о том, что проблема чрезвычайных ситуаций проблема долгосрочная, мно­госторонняя и сложная.

Возрастание негативных последствий ЧС, отмечаемое во всем мире, имеет место и на территории нашей страны, а предпринимаемые на государственном уровне значительные усилия не приводят к заметным устойчивым изменениям.

По данным МЧС РФ (Государственный доклад МЧС РФ «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера в 2007 году», Москва, 2008 г.) в первом десятилетии нового века основные тенденции в динамике чрезвычайных ситуаций свидетельствуют о недоста­точности предпринимаемых усилий (см. рис.1 и рис.2). Видим, что в общем числе ЧС преобладают ЧС техногенного происхождения и это определяет направление главных усилий и мероприятий, направленных на предотвращение ЧС и на снижение их последствий.

В структуре техногенных ЧС следует выделить несколько характерных видов ЧС, среди которых на первом месте нужно назвать пожа­ры, взрывы и ЧС, связанные с выходом (утечкой) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных веществ (РАВ); затем транс­портные аварии и происшествия, среди которых велик удельный вес дорожно-транспортных происшествий (ДТП), аварии и происшествия в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Особо выделены в структуре ЧС обрушения зданий и сооружений в жилом или промышленно- административном секторе, а также ЧС на гидротехнических сооружениях. (см. таблицу 1).

 

 

 

Потенциально опасные промышленные объекты можно разделить на две группы. Во-первых, это объекты располагающиеся в городах и населенных пунктах. Аварии и происшествия на этих объектах вносят максимальную долю в число погибших и пострадавших людей - и пер­сонала и населения.

В структуре первого выделенного вида по количеству ЧС, по числу погибших и пострадавших первое место с существенным отрывом по суммарным негативным последствиям занимают пожары, затем сле­дуют аварии и происшествия связанные с взрывами и выходом АХОВ и РАВ.

 

 

Такая структура происшедших ЧС объясняется количеством по­тенциально опасных объектов на территории РФ (см. таблицу 2).

Ко второй группе относятся опасные объекты с малочисленным персоналом и располагающиеся на определенном удалении от населен­ных пунктов и отдельно расположенных промышленных объектов. К этой группе относятся нефтепроводы, газопроводы и специальные про­мышленные объекты регламентного обслуживания.

 

 

Из таблицы 2 видны и факторы, приводящие к повышенной ава­рийности на объектах - степень износа основных производственных фондов и систем защиты. Эти данные характеризуют сложность и ком­плексность проблемы предотвращения техногенных ЧС и снижения их общего числа.

Таким образом, видим, что на территории России эксплуатируется около 15 ООО объектов повышенной опасности. Статистика ликвидации по­следствий аварий и катастроф показывает, что ЧС на этих объектах в среднем происходят один раз в 10-15 лет с ущербом более 50 млн. рублей, раз в 8 - 12 месяцев с ущербом до 25 млн. рублей и раз в 15-45 дней с ущер­бом до 2 - 3 млн. рублей.

По данным РАН потери страны вследствие ЧС возрастают с ка­ждым годом в среднем на 10%.

Всего же на территории РФ ежегодно происходит по техногенным причинам около 2500 ЧС, в которых погибает более 5000 тыс. человек, а еще несколько тысяч человек являются пострадавшими. Материальный ущерб от этих ЧС составляет более 2 млрд. рублей (17 августа 2009 г. произошла крупнейшая техногенная авария на самой мощной в России Саяно-Шушенской ГЭС. По предварительным оценкам только восстановление станции потребует за­трат более 4 млрд. руб.).

 

Законодательная основа гражданской защиты в РФ

Анализ последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бед­ствий, а также военных действий показывает, что подобные чрезвычай­ные ситуации сопровождаются большим числом человеческих жертв и наносят существенный ущерб экономике и окружающей природной сре­де.

Часто подобные негативные последствия объясняются несвоевре­менностью принятия мер по оказанию помощи нуждающимся; слабой подготовкой сил, проводящих спасательные работы; недостаточной ком­петентностью органов, ответственных за проведение мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС, а также необученностью населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому во всех развитых странах, в том числе и в РФ, для эф­фективного снижения негативных последствий ЧС постоянно осуществ­ляется подготовка к проведению и проведение комплекса взаимоувязан­ных по месту и времени, а также по целям и ресурсам государственных мероприятий, в целях защиты гражданского населения и национального достояния страны от опасностей чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время. Комплекс этих государственных мероприя­тий носит название Гражданской защиты (civil protection или civil defence в других странах).

Основные подходы к организации защиты в масштабе РФ изло­жены в законах " О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" и " О гражданской обороне" (ФЗ от 21.12.1994г. N 68-ФЗ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера" (с изменениями 122-ФЗ от 22.08.04). ФЗ от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ " О гражданской обороне".).

Закон " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в области защиты населения и терри­торий от ЧС определяет:

- полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления,

- порядок Государственного управления,

- права и обязанности граждан и социальную защиту пострадавших,

- порядок подготовки населения,

- порядок финансового и материального обеспечения мероприятий,

- порядок государственной экспертизы, надзора и контроля,

- порядок действия международных договоров РФ.

Закон «О гражданской обороне» определяет:

- силы гражданской обороны,

- задачи и правовые основы их решения,

- полномочия органов государственной власти РФ, органов испол­нительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и орга­низаций в области гражданской обороны,

- права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

Указанные Федеральные законы составляют нормативную основу

и отражают специфику защитных мероприятий в мирное и военное время от поражающих факторов ЧС техногенного, природного, биолого-социального и военного характера.

В соответствии с этими законами:

Гражданская защита в Российской Федерации- это система защиты населения, объектов экономики и окружающей среды от поражающих воздействий ЧС любого происхождения, находящаяся в постоянной готовности к их ликвидации.

 

Основной документ международного права

По масштабам последствий современные войны являются ЧС с наи­большим ущербом во всех отношениях. Их отличием от войн предшест­вующих эпох являются потери гражданского населения, непосредственно не участвующего в боевых действиях. Так по различным оценкам во время ВОВ в СССР погибло 25-27 млн.чел. Из них войсковые потери составляют ~6 млн. человек. Потери в других странах Европы также исчисляются миллионами и в той же пропорции.

В 1949 году в Женеве состоялась дипломатическая конференция с участием 170 стран по вопросам опустошительного характера современ­ных войн, на которой страны-участницы выработали запреты и ограниче­ния, которым обязались следовать в будущих войнах и военных кон­фликтах.

Результирующий документ конференции - Женевские конвенции от 12 августа 1949 года «О защите жертв войны» (Женевские конвенции включают 4 конвенции: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»; «О защите гражданского населе­ния во время войны». Конвенции ратифицированы СССР в 1954 году.).

В 1977 году Конвенции дополнены Первым и Вторым дополни­тельными Протоколами.

Протокол 1 «О защите жертв международных вооруженных кон­фликтов» принят в Женеве, 8 июня 1977 года, ратифицирован Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г.

Основной нормой, прописанной в Протоколе 1, является положе­ние о том, что «...в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным». Далее в протоколе перечисляются ограничения и запрещения, переводящие действия в статус военных преступлений (Запрещается подвергать нападению лицо, которое признано или которое следует признать ли­цом, вышедшим из строя. 2). Не могут быть объектом нападения медицинские формирования. 3). Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции. 4). Оккупирующая сторона обеспечивает защиту гражданского медицинского и духовного персонала на оккупированных территориях. 5). Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным и попадает под действие Третьей конвенции. 6). Гражданское населе­ние как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений, насилия или угрозы насилием, и ряд других ограничений и запрещений.).

Особо Протокол определяет задачи Гражданской обороны на своей территории и статус гражданских организаций и войск гражданской обороны на оккупированных территориях (В РФ гражданские организации гражданской обороны организованы в виде Аварийно- спасательных формирований, а войска гражданской обороны в виде Спасательных центров и воору­женных формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны.).

Участники Конвенций и Протокола «...обязуются как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов распространять возможно шире Конвенции и настоящий Протокол в своих странах и, в частности, включать их изучение в программы военной подготовки и поощрять их изу­чение гражданским населением с тем, чтобы эти документы могли стать из­вестными вооруженным силам и гражданскому населению».

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Органы управления, силы и средства федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, объединены в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Основными задачами РСЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм защиты;

осуществление целевых и научно-технических программ, направлен­ных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, предназна­ченных и выделяемых сил и средств;

сбор, обработка, обмен и выдача информации; подготовка населения к действиям в ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля; ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите пострадавшего населения и проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения, а также лиц, непосредст­венно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты от ЧС.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.