Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линейные размеры отпечатков (следов) гусеничных движителей боевой техники






 

 

измерения размеров следа нужно иметь мерную ленту, а в записной книжке — размеры следов. Измерив ширину колеи и гусеницы, методом сравнения опре­деляют, кому принадлежит оставленный след.

Труднее определить по отпечатку следа вид ко­лесной техники, так как одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Однако опытный следопыт по ширине колеи, количеству и расположению колес сумеет справиться с задачей. Вид колесной техники легче определяется на поворо­тах, так как именно здесь следы всех колес хорошо видны.

Направление движения боевой техники и транспортных средств характерным признакам оставляемых следов. Верши­ны углов в следе протектора шины повышенной про­ходимости, как правило обращены в сторону, проти­воположную направлению движения. Грунт под высту­пом протектора или гусеницы уплотняется несколько больше в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми и тонкими концами указывают в сторону движения. Частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, обратную направлению движения.

Трава, кустарник приминаются в сторону движения. Жидкая грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота и т. п. обычно разбрызгиваются встороны и вперед, а в направлении движения остается влажный след.

Колесная техника на поворотах образует колеса­ми угол расхождения колеи и угол схождения, где автомашина или бронетранспортер после поворота выходит к прямому пути. Угол схождения всегда бу­дет направлен в сторону движения. Гусеничная тех­ника на повороте образует более широкий след, приэтом уширение следа и выброс грунта идут в сторону, противоположную повороту. При повороте на ме­сте поперечные борозды, образованные зажатой (ос­тановленной) гусеницей, вогнутой стороной обращены в сторону движения.

Если на дне следа колеса образовались уступы, то их пологая часть обращена в сторону движения. След тормозного пути нарастает постепенно и резко обрывается на стороне, куда шла машина.

При выезде с грунтовой дороги на шоссе, особенно при влажном грунте, на асфальте остаются частицы почвы, указывающие направление движения.

Конец сломанной палки (в месте перелома), ле­жащей в колее, как правило, направлен в сторону противоположную движению. Острый угол между двумя частями переломанной палки также будет обращен назад.

Очень трудно, а иногда и невозможно установить вид и количество техники, если по дороге прошла смешанная колонна, так как следы одних видов транспорта затираются следами других. В этом случае следует для изучения следов найти место, где; колония останавливаласьили совершала объезд за­стрявшей (остановившейся) машины.

 

Изучение следов пеших военнослужащих и лыжников

 

 
 

Шагая, человек вначале делает упор на каб­лук выставленной вперед ноги, затем тяжесть тела переносит на всю ступню и потом носком делает толчок, двигая тело вперед. В каждом из этих моментов воздействие на поверхность почвы будет различно (рис. 7). Выставляя ногу вперед и ставя на грунт каблук, человек, естественно, продолжает поступа­тельное движение и тем самым до полной опоры на каблук делает на грунте черту, так называемую «по­волоку». При упоре на каблук образуется углубле­ние в почве. В момент опоры на ступню след отпе­чатывается полностью (если грунт мягкий).

При толчке носком грунт продавится сильнее и слегка сдвинется назад в виде небольшой, но замет­ной кучки. После толчка носок задевает за края сде­ланной им ямки и выбрасывает небольшие частицы грунта в сторону движения. Эти частицы при движении по мягкому грунту и следу образуют своеобраз­ный валик вокруг следа носка, называемый «выволокой». Среднюю длину шага принято считать равной 0, 73 м. При беге длина шага увеличивается до 0, 9 м и более. При переноске груза шаг укорачивается и ступни ног ставятся шире, параллельно одна другой. Длина ступни (при босой ноге) составляет приблизительно 2/13 (= 0, 17) роста человека.

Зная механизм образования следа, нетрудно установить направление движения. Наибольшая глубина следа бывает от толчка носком в той его части, которая обращена в сторону движения. Сдвиг грунта, как правило, происходит от передней части следа в сторону, противоположную направлению движения. Капли жидкой грязи падают с обуви по ходу движения вперед, при этом острые концы капель направле­ны в сторону движения. В вязком грунте на стенках, следа образуются вертикальные борозды или цара­пины. Они изогнуты верхними концами в сторону движения. Следы на подмороженной грязи, на твер­дом снежном насте окружены трещинами, острые концы которых направлены в сторону движения. От­дельные небольшие комочки грунта выбрасываются вперед в сторону движения. У следов на песке и на снегу, если нога погружается глубоко, образуется небольшой валик грунта на стороне, противоположной направлению движения.

О направлении движения можно судить и по другим характерным признакам: примятая трава накло­нена в сторону движения; камешки, комки грунта, другие предметы сдвигаются вперед в сторону движения; после перехода через лужи и заболоченные участки на почве остаются влажные следы и частицы грязи. Если человек перепрыгивал через канавы и другие препятствия, то хорошо видны следы толчка и приземления.

Во избежание возможной ошибки при определении направления движения техники или пешехода разведчику необходимо принимать во внимание несколько признаков, дополняющих друг друга, так как отдельные признаки могут быть случайными и вследствие этого могут ввести в заблуждение.

По следам можно определить не только направление движения, но и другие данные о пешеходе. Так, например, спортсмены, охотники, военнослужа­щие в большинстве своем ходят равномерным шагом, с энергичным задним толчком. Элементы походки у. этих людей устойчивы, препятствия на пути, как правило, ими преодолеваются с ходу, умело и реши­тельно.

Сильно уставший, больной или раненый человек волочит ноги. «Поволока» при этом обычно длиннее, чем «выволока». Линия движения раненого будет, как правило, извилистой, могут быть лишние шаги, шаги в сторону, топтание на месте, следы лежания, переползания или сидения, остановки с опорой на деревья или другие предметы. Если человек хромает, то длина шага больной (раненой) ноги будет замет­но короче длины шага здоровой. След больной ноги будет менее четким, частичным (только след носка). Уставший или раненый человек, а также пожилой не преодолевают встречающиеся на пути препятствия прыжком, а обходят их, часто останавливаясь для отдыха.

Отсутствие ярко выраженных признаков заднего толчка и короткий шаг говорят о неторопливости, ос­торожности походки, и наоборот, сильный толчок носком, оставляющий глубокий след, и широкий шаг показывают, что человек бежал.

Пеший строй при движении также оставляет ха­рактерные следы. Его движение осуществляется по обочинам шоссейных дорог, если на них интенсивное движение транспорта, или по грунтовым дорогам. Колонна пехоты, как правило, оставляет за собой тропы, количество которых соответствует числу рядов в колонне. При внимательном изучении следов мож­но установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат, так как армии разных стран имеют различные одежду и обувь.

Зимой при наличии снежного покрова, изучая следы лыжников, разведчик по ним может установить направ­ление движения, примерное количество прошедших лыжников, их опытность (натренированность), а также давность следа. Направление движения лыжников определяется по следам на поворотах, спусках. Ямка от лыжной палки наклонена, а опорное кольцо ее сильнее вдавлено по направлению движения. От задней части лыж при толчке на лыжне остаются вдавленные отпечатки в виде буквы П, обращенной открытой частью в сторону движения (рис. 8).

 

 

О лыжнике можно судить по типу лыж, которы­ми он пользовался. Основные типы лыж: спортивно-беговые — ширина 66—72 мм, длина до 220 см; охот­ничьи — ширина 105—115 мм, длина 180—190 см; слаломные — отличаются большой шириной со сталь­ной обивкой (кантами); прыжковые — длина до 245 см с несколькими направляющими желобками вместо одного.

Способы ходьбы, поворотов, подъемов и спусков легко читаются на снегу. Опытный лыжник обычно идет «вперекидку» или двухшажным ходом. Одно­шажный ход (одновременная работа палками при каждом шаге) применяется чаще всего слаботренированным лыжником, при сильном утомлении, плохом скольжении или с тяжелым грузом. У хорошего лыжника длина шага значительно больше (опреде­ляется расстояние между следами палок), колея узкая, ровная и четкая. Неопытный лыжник волочит палки по снегу после толчка и шире их расставляет, оставляет неровную колею, неодинаковую по ширине. Тренированность лыжника очень хорошо видна при изучении следов на поворотах, при спусках и подъ­емах.

Количество прошедших лыжников определяется по числу следов палок, множественности следов лыж, глубине и твердости лыжни, а также по следам на подъемах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.