Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самооценка. Естественность и возможность самовыражения четырехцветного человека состоит в искусстве поддерживания внутреннего равновесия благодаря этим четырем чувствам






Естественность и возможность самовыражения четырехцветного человека состоит в искусстве поддерживания внутреннего равновесия благодаря этим четырем чувствам собственного достоинства.

 

Самооценка Цвет-символ
Самоуважение (" благородный человек") (естественность, верность убеждениям, поведение соответствует убеждению) зеленый
Свобода (" Ганс в счастье") (использовать имеющиеся возможности) желтый
Уверенность в себе (" Робинзон") (готовность к действию: приложение своих сил и способностей) красный
Удовлетворенность (" Диоген") (готовность отречься и отдать другому) голубой

 

Как мы уже убедились в предыдущих главах, для каждого из четырех нормальных самовосприятий имеются ненормальная самопереоценка и самонедооценка.

Я хотел бы эти три факта представить в этом месте в виде таблицы. При этом я прошу тебя подумать над тем, кого из своих знакомых ты мог бы с наибольшей вероятностью отнести к той или иной графе. Кого ты знаешь, кто переоценивает себя в своем высокомерии, или кто мучается от тайного самоедства и кажется поэтому разочарованным? Попытайся отнести в один из двенадцати разрядов кого-нибудь из близких окружающих тебя людей, наиболее подходящих для этого.

 

Цвет Нормальное самовосприятие = Самопереоценка + Самонедооценка –
зеленый самоуважение (благородный человек) самопреувеличение сомнение в себе
желтый свобода (Ганс в счастье) самообольщение самопринуждение
красный уверенность в себе (Робинзон) самопревозношение жалость к себе
голубой удовлетворенность (Диоген) самоотказ самонедовольство

 

А куда бы ты отнес самого себя? Не определяешь ли ты свое место в одной из граф самопере- или недооценки? Или ты считаешь, что обладаешь четырьмя нормальными чувствами самовосприятия?

Какие нормальные чувства развиты в тебе хорошо? В каких случаях ты более склонен к тому или иному отклонению?

Не бросилось ли тебе в глаза, как быстро и легко ты считаешь других либо выскочками, либо ангелами во плоти?

Ты можешь не сомневаться в том, что другие давно почувствовали, как ты к себе относишься: переоцениваешь ли ты себя или наоборот, скромен ли ты.

Твои слова, твой голос, твои глаза, твоя жестикуляция, твоя одежда и сотни других сигналов воспринимаются каждым неосознанно. Эти проявления регистрируются каждым взрослым, каждым ребенком, каждой собакой и интуитивно складываются в оценку. Все эти " сигналы о личности" не только выдают то, чем ты хочешь казаться, но и то, каков ты в действительности; они раскрывают твои самоощущения.

Выключи, например, звук у телевизора, когда кто-нибудь говорит, или понаблюдай за людьми, которых ты не знаешь. Попытайся из мимики и жестикуляции, из походки людей сделать вывод, как у них обстоит дело с четырьмя чувствами самовосприятия. Так ты сможешь научиться прислушиваться к своим ощущениям и создавать для себя более осознанное и ясное представление о людях.

Может быть и нет более важной способности, чем эта: правильно узнавать и понимать другого человека.

Ну, мой дорогой четырехцветный человек, действительно ли ты четырехцветный? Конечно, ты имеешь для этого все возможности, поскольку ты способен на все свое мужество, чтобы быть беспощадно честным по отношению к самому себе.

Ты можешь спросить: " А Люшер сам с собой честен? А он способен на то, что требует от меня? Кто вообще с собой честен до конца? "

Сделай как я: Пытайся и не сдавайся! Ибо: Честность, как и другие качества, о которых мы говорим, это не трофеи, которые мы единожды завоевали и которые мы можем теперь спокойно носить, разглагольствуя по этому поводу, в стеклянной реторте.

Твоя и моя честность зависят от того, насколько мы можем в сложной ситуации сохранять внутреннее равновесие. То же самое происходит и с другими качествами. Все качества и способности только тогда и так долго эффективны, пока и как ты их используешь. Так что, действуй! " Сегодня первый день из оставшихся в твоей жизни".

Особенности человека: его внутреннее равновесие

Даже если ты его никогда не называл словами, ты все же постоянно ставишь перед собой этот вопрос: " А кто я, собственно, есть? " Ты знаешь, что кроме тебя на земле еще много живых существ - бегающих, плавающих, летающих. Себя ты рассматриваешь как нечто особенное. Ты горд тем, что ты человек, а не какое-нибудь там живое существо. А в чем состоит особенность человека?

Биологи усматривают особенность человека в прямой походке. Признаю, что это позволяет нам сэкономить на второй паре обуви. Но является ли это причиной того, почему человек уникален? Человек - единственное существо, которое умеет разговаривать, утверждают далее биологи, хотя и знают, что не только птицы пересвистываются, но даже и киты глубоко в море ведут друг с другом переговоры. Человек обладает особо развитыми руками и особо развитым мозгом, приводят в качестве аргумента третьи. Собака на это совершенно спокойно может возразить: " А у меня особо развит нюх."

У жирафа, как ты знаешь, особо длинная шея, у сокола - острый глаз, а у газели - особенно быстрые прыжки. И еще ты знаешь из уроков теологии, что человек - это особенное существо.

Так как религия учит тебя не знаниям, а вере, то ты веришь, что человек по каким-то определенным причинам является особо особенным. Ты слышал, что эти особо особенные попадают в ад, но особо хорошие особенные навеки празднуют в раю.

Так что же - наряду со всеми его физическими недостатками - особенного в человеке по сравнению с другими млекопитающими?

И там, где естествознание затрудняется доказательно определить решающую неповторимость человека по сравнению с животными, христианская религия решает эту проблему с дерзкой элегантностью: Неповторимость человека по сравнению со всеми иными живыми существами состоит в том, что он, как единственное одухотворенное существо, в потустороннем мире попадает или в ад, или на небеса.

Именно это составляет в действительности особенность человека по отношению к другим существам: он живет или в аду, или на небесах. Однако это не потусторонний, а будничный ад его конфликтной самооценки, в которой живет этот человек, если он не добивается, как четырехцветный человек, благодаря каждодневному самовыражению, внутреннего равновесия и не чувствует себя на земле как в раю. В том, что ты в своей настоящей жизни можешь выбирать между небом и адом, в этом состоит особенность человека!

Звери воспринимают окружающую среду, по-видимому, более дифференцировано и более деятельно, чем человек. В противоположность этому человек определяет и оценивает свое Я, свою позицию по отношению к своим собратьям бесспорно более дифференцировано и деятельно, чем зверь.

В беспрерывной, положительной или отрицательной, самооценке, в жизненном тонусе, который создается самоощущениями, в этом состоит особенность человека, его ад и его рай. Подобным самоощущениям и самооценкам, которые происходят из внутренних убеждений, звери, по всей видимости, не подлежат. Поэтому они и не попадают в рай или в ад чувств самовосприятия, которых человеку не избежать, потому что он живет с ними.

Мы, четырехцветные люди, оставляем рай на небесах " ангелам и синицам", но в нашем земном раю мы хотим утвердиться и дышать полной грудью.

Ты, как четырехцветный человек, знаешь свои четыре стороны света, по которым тебе предстоит пройти, чтобы осуществить себя. Ты стремишься действовать по королевскому принципу " положение обязывает", идти, как Робинзон, новыми путями, смеясь, как Диоген, отказываться и сохранить, как Ганс в счастье, свою независимость. Действительно на небесах ты себя сможешь почувствовать только тогда, когда эти четыре господина будут находиться не только в наилучшем расположении духа и будут совершенно здоровы, но и когда они одновременно с этим будут хорошо ладить друг с другом, т.е. находиться друг с другом в гармоническом равновесии.

Особенность четырехцветного человека состоит, таким образом, в том, что он чувствует себя на небесах своего самовыражения, когда находит внутреннее равновесие четырех чувств собственного достоинства.

Большинство из нас знает, где найти свою зубную щетку, портмоне, бутылку или любовные утехи. Где же они найдут внутреннее равновесие, этим вопросом большинство и не задается.

Так как ты можешь быть без внутренней уравновешенности только одно- или двухцветным человеком и тем самым упустишь шанс быть истинно счастливым, то спросишь себя: " Как мне найти внутреннее равновесие? "

Существуют два распространенных оправдания отсутствующему равновесию, жизни в аду. Некоторые полагают, человек - это продукт наследственности. Другие полагают, человек - это продукт воспитания и влияния окружающей среды, социальных и экономических условий, в которых он живет. В зависимости от пристрастий то наследственность, то социальные условия рассматриваются в качестве определяющей величины для человека. Конечно, и то, и другое играют определенную роль, но определяющим является нечто третье.

Я придаю большое значение тому, чтобы показать тебе с достаточной ясностью, что есть это третье. Я знаю из статистических исследований с помощью цветового теста, что по меньшей мере 65% взрослых людей смогли бы в наших условиях коренным образом улучшить свою жизнь, если бы осознали важное значение этого третьего компонента.

Между тем, мне известно, что я тебе, строго говоря, ничего не могу навязать из того, что бы ты не знал уже давно из собственного опыта. Я могу, таким образом, тебя только побудить, чтобы ты ясно осознал твой собственный опыт и правильно его оценил.

Так как образ может сказать больше, чем тысяча слов, я хотел бы пояснить тебе это третье на примере следующего образа: Можешь ли ты вспомнить то время, когда учился кататься на велосипеде?

Для начала надо было иметь велосипед. Это техническое транспортное средство сравним с телом и биологической наследственностью. И среди семейства велосипедов есть легкие гоночные машины, а есть и тяжеловесные сооружения. И среди них встречаются легкие и элегантные экземпляры, а есть и ржавые, кособокие. И велосипеды могут иметь заводские дефекты, что соответствует плохой или болезненной наследственности. Уличное движение мы сравним с социальной и экономической ситуацией, в которой ты вынужден жить. Есть гладкие дороги, а есть с неровным покрытием; такие, на которых тебя подстерегают; такие, которые круто и постоянно берут вверх, и другие, которые так обрывисты, что сгорят твои тормоза и ты можешь сломать себе шею.

Самое важное, однако, - это ты, велосипедист. Тебе показали, что ты должен крутить педали, чтобы ехать на велосипеде. Это мы сравним с ежедневной активностью. Кто не крутит педали, кто не проявляет активность, разобьет нос. Кто стремительно и внезапно хочет начать гонку так называемым кавалерским стартом, рискует прокрутить заднее колесо и закончить свою карьеру на животе.

Тебе также показали, как ты можешь править прямо и как поворачиваешь. Управление велосипедом мы сравним с желанием сознательно преследовать определенную цель.

Все это может показать тебе каждый, чтобы ты повторил. Но ты знаешь, что и наилучший велосипед (наследственность), и наилучшие дорожные условия (социальные условия), и управление (целеустремления), и то, как бы ни крутил педали (активность), не помогут тебе проехать и метра, если ты не исполнишь предварительного условия, которому тебя не обучит ни один мастер. А именно, тебя никто не научит тому, как удержать себя в равновесии. Это ты должен открыть сам по собственной воле. Конечно, учитель может бежать рядом с тобой и удерживать тебя за седло в равновесии. Но это единственная помощь, которую он может тебе оказать до того момента, пока тебя не осенит: " Я еду! Я могу! "

Внезапно ты чувствуешь, что ты находишься в состоянии равновесия и что ты можешь удерживать его. Теперь ты пытаешься сохранить это чувство и вновь его обрести в том случае, если ты вышел из своего равновесия.

Мой дорогой четырехцветный человек, знаешь ли ты, что я тебе хочу сказать этим примером? Свое равновесие ты должен был найти еще будучи маленьким ребенком, когда учился ходить. И ты должен вновь находить его каждый раз, когда ты учишься новым телодвижениям, будет ли это катание на лыжах, балетный танец или ведение смычка виолончели.

Как и в управлении своим телом, ты и в душе должен стремиться к тому, чтобы сохранять свое равновесие в часы наивысшего счастья или в час смерти. Это и есть это третье, внутреннее равновесие, в чем воплощается особенность человека, человеческое.

Если ты прочно сидишь в седле и в любое время и в любых ситуациях сохраняешь равновесие, то ты имеешь все предпосылки для полнокровного четырехцветного человека.

Как известно, господь бог закончил свое шестидневное творение человеком. Таким образом, мы субботние, а не воскресные дети. Один расплачивается за это собственным хребтом, другой еле волочит ноги. Наше тело, как известно, не самое лучшее транспортное средство. Обладаешь ли ты силой и здоровьем Геркулеса или красотой Адониса, или, наоборот, бульдога, все это дело счастливого или несчастливого случая. Ты должен смириться с этим. Хотя это и твой велосипед. Твое тело предоставлено в твое распоряжение со всей его дряхлостью. Ты очень хорошо знаешь, что твое тело не более чем та часть твоего окружения, которая находится к тебе ближе всего. Только те женщины и мужчины, красота которых превосходит их ум, полагают подчас, что они сами представляют собой привлекательный каркас. Для нас, однако, тело остается предметом внешнего мира. Тем, который доставляет нам наибольшее чувственное удовольствие и самую сильную боль.

Но не только от каркаса зависит дело, также и дорожные условия, т.е. условия окружающей среды, формируют наш внешний мир. Только в зависимости от того, в какую колыбель положил тебя аист - с соломенным или денежным мешком - протекает по меньшей мере первая треть твоей жизни. В мажоре или в миноре. Родился ты мальчиком или девочкой, старшим или младшим из братьев или сестер, это может оказаться решающим обстоятельством в том, будешь ли ты в жизни матросом или капитаном, проплывешь ты по жизни как по бурному морю или как в штиль.

Если ты должен пожертвовать лучшие годы бессмысленной войне, или если нетерпимость возобладает у анархистов или фашистов, у черных или красных, у христиан или антихристов, то ты должен быть счастлив, если найдешь и тогда свою дорогу.

Мой дорогой четырехцветный человек, ты, может быть, несколько раз и улыбнулся, но ты знаешь, сколь серьезно я отношусь к сравнению с велосипедом. Я хочу признаться тебе, что испытал настоящий страх, что мое объяснение будет недостаточно наглядным. Ибо, если пример с равновесием не убедил тебя до конца, если ты не готов сказать: " Ясно, любой ценой я должен остаться в седле, даже если рак свиснет", - то я начинаю чувствовать себя как когда-то в школе, когда слышал: " Люшер, на этот раз, к сожалению снова " неудовлетворительно" ".

Однако то, как идут дела, радует меня, и мы с тобой приступим к следующему твердому орешку, к определению нормальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.