Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: сущность и назначение внебюджетных фондов.




Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов. С их помощью осуществляется перераспределение нацио­нального дохода в интересах органов государственной власти и реали­зации Конституционных прав граждан. Спецификой внебюджетных специальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств. История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельно­сти, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальные фонды появились задол­го до возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов не был постоянным: одни фонды открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверж­дались парламентом, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности прави­тельства в области военных расходов, научных исследований, регули­рования экономического развития страны, внешнеэкономической дея­тельности и социальных выплат населению. Правительство получало возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюд­жета, осуществлять непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию большо­го числа специальных фондов, названия которых, как правило, объясня­ли и цель расходования средств. Однако такое множество фондов услож­няло деятельность государства, поэтому на основе объединения различ­ных фондов был создан государственный бюджет. Несмотря на это, многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом. Формирование специальных фондов осуществляется за счет специ­альных налогов и сборов. Кроме того, сред­ства могут поступать от капитализации части временно свободных средств фонда (покупка ценных бумаг, инвестирование). По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и вре­менные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач. По принадлежности различают государ­ственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значе­ние среди межгосударственных фондов имеют Международный валют­ный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджет­ная комиссия Европейского сообщества. По правовому положению специальные фонды делятся на внебюджетные специальные фонды, бюджетные целевые фонды и фонды, обладающие частичной самостоя­тельностью. По целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, экономические, кредитные, научно-ис­следовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические, военно-политические фонды. Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Рос­сийской Федерации в период перехода страны к новым экономическим отношениям на основе Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспе­чение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. При создании системы социальных внебюджетных фондов ставилась задача освободить бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными создаются многочисленные иные вне­бюджетные фонды.

Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирова­ния целого ряда внебюджетных фондов и убедившись в их неэффектив­ном и бесконтрольном использовании, Правительство РФ приняло ре­шение о консолидации их в бюджет, при этом была сохранена определен­ная автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформированы в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных. В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в на­стоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального стра­хования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддерж­ки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременнос­ти и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, коопе­ративных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные соци­альные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает реше­ния об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.