Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика средств и приёмов обучения судейству в мини-футболе






При начальном отборе футбольных арбитров учитывать, что будущий судья должен иметь опыт тактической подготовленности, то есть, происходить из футболистов-профессионалов, и иметь высокий уровень развития психомоторных функций (быстрота реакции, точность реакции на движущийся объект, объем и распределение внимания и т.д.).

Наряду с теоретической и физической подготовкой футбольных арбитров целесообразно использовать специальные методики, позволяющие значительно улучшить их зрительное восприятие, зрительную память и тактическое мышление. Решение тактических задач при использовании компьютерных программ должно стать неотъемлемой частью начальной подготовки футбольных арбитров. Зрительное восприятия игровой ситуации с участием большого количества игроков продолжительностью менее 300 мс не позволяет помощникам арбитра точно определить месторасположение и действие футболистов в момент длинной передачи мяча. В такой ситуации количество судейских ошибок превышает 60 % [24, c 58].

Кулапаев П.Н. предлагает использовать методику, которая включает в себя практические занятия для повышения уровня физической подготовленности и теоретические занятия, которые представляет собой специально разработанные при помощи компьютерных технологий упражнения, направленные на повышение зрительного восприятия и формирование умения запоминать игровые ситуации на футбольном поле, а также предвидеть их развитие. Необходимо выявить индивидуальные особенности зрительного восприятия и зрительной памяти, позволяющие конкретизировать педагогические средства с учётом сложности и продолжительности игровых моментов. При этом требуется соблюдать общепедагогические принципы: последовательности и доступности, от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному [28, c. 30-32].

Методику начальной подготовки футбольных арбитров целесообразно использовать в условиях учебно-тренировочных сборов с последующим переходом к самостоятельным занятиям. Переход от одного упражнения к другому осуществляется в строгой последовательности по мере того, как это упражнение будет полностью освоено. Длительность одного занятия определяется индивидуальными особенностями и способностями арбитра, но не должно приводить к утомлению зрительного анализатора. Критерием продолжительности одного занятия может выступать показатель быстроты ответов, мышления, концентрации внимания.

По мере качественного освоения набора указанных упражнений фотографии и видеофрагменты меняются на более сложные. Контроль за эффективностью обучения осуществляется по количеству и быстроте правильных ответов. В начале этапа обучения предпочтение отдается правильности и полноте ответов, и только затем следует акцентировать внимание на быстроте принятия решений и последующих действий арбитра.

Для совершенствования зрительного восприятия и памяти можно использовать усложненные условия занятий: дополнительные звуковые помехи (шум зрителей, шумовое сопровождение и т.д.), дополнительные зрительные помехи (меньшая яркость изображений, похожая цветовая гамма спортивной формы противоборствующих команд и т.д.); предварительное повышение ЧСС до 160-180 уд/мин.

На заключительном этапе обучающих занятий целесообразно использовать соревновательный метод, когда один и тот же игровой эпизод оценивается двумя или тремя арбитрами одновременно. Полнота, правильность и быстрота ответа является в этом случае критерием, по которому отдается предпочтение в определении победителя [29, c. 185-188].

В практике обучения футбольных арбитров так же применяется анализ игровых ситуаций. Многие авторы указывают на то что, ситуации в которых участвуют два футболиста, правильно опознаются раньше всех остальных. Среднее значение промежутка времени, при котором все испытуемые правильно определили наличие или отсутствие положения «вне игры» при противодействии двух игроков находится в районе 120 мс. Более сложная ситуация, где одновременно три игрока находятся в поле зрения испытуемого, абсолютно идентифицируется при экспозиции картинки продолжительностью 160 мс. То есть, из десяти рассматриваемых эпизодов четыре нашли правильное решение, поэтому и количество верных ответов возросло более резко. Ещё более сложная ситуация, в которой участвовали одновременно четыре футболиста, получила правильную оценку тогда, когда время демонстрации игрового момента увеличилось до 220 мс. Через 280 мс футбольные судьи точно определяют наличие и отсутствие «вне игры» в игровых моментах с участием пяти футболистов. И самые сложные моменты, где непосредственно было задействовано шесть игроков, включая и вратаря, получили правильную интерпретацию, когда время экспозиции картинки возростает до 320 мс.

Таким образом, можно утверждать, что количество правильных ответов при анализе наличия или отсутствия положения «вне игры» в большей мере зависит не от сложности самой ситуации, а от времени, необходимого для её полноценного восприятия. Минимальный порог такого времени в зависимости от сложности игровой ситуации различен и колеблется в пределах 200 мс: простая ситуация (2 игрока) - 120 мс; сложная ситуация (6 игроков) -320 мс [7, c. 117].

Ниже приведён пример некоторых игровых ситуаций, которые могут быть использованы при обучении судейству мини-футбола.

Ситуации № 1. Большое количество игроков (3-4 человека) быстро атакуют ворота соперников, а в это время защитники на высокой скорости выбегают им навстречу, создавая так называемую специалистами «офсайдную ловушку». Эту ситуацию судьи называют «ножницы».

Ситуация № 2. Большое количество игроков (8-9 человек), включая вратаря, находятся в штрафной площадке при отскоке мяча от штанги, перекладины или вратаря.

Ситуация № 3. Атакующие игроку совершают ложные маневры (вход или выход за линию предпоследнего защищающегося игрока) в момент длинной передачи со своей половины поля.

Ситуация № 4. В атаке принимают участие два игрока, в обороне один защитник и вратарь.

Ситуация № 5. Атакующий игрок находится в явном положении «вне игры».

Для того чтобы хорошо судить, надо постоянно работать над повышением своих знаний и опыта в вопросах, связанных с судейством футбольных игр. Одним из наиболее действенных факторов повышения класса судейства является общественный или инспекторский просмотр работы судьи на поле. Судейская коллегия, назначая судью на игру, одновременно должна назначить и судей, которые должны просмотреть судейство. Обычно для просмотров достаточно назначить 2-3 судей и снабдить их просмотровыми карточками. Судейская категория просмотровых судей желательна выше категории главного судьи, а если таковых нет, то она может быть равной и даже ниже, но по возможности приближаться к категории судьи, проводящего игру. Просмотровые судьи должны располагаться в различных точках против обеих половин поля для того, чтобы точнее наблюдать работу судьи и составить полное и объективное мнение о его судействе [28, c. 30-32].

Заполнение просмотровой карточки надо делать простым карандашом, так как в случае дождя чернильный карандаш расплывется, что может привести к неточностям в записях.

Вторая страница просмотровой карточки заполняется крестиками или другими значками в графе, соответствующей минутам игры и ошибке, совершенной судьей.

Если у просматривающего возникает какое-либо сомнение по поводу остановки игры, то он должен это взять на заметку для того, чтобы после игры спросить по этому поводу у судьи.

После игры председатель коллегии судей или по его поручению член президиума коллегии производит разбор судейства и просмотра в судейской комнате. Разбор надо производить сразу после окончания игры, так как в противном случае некоторые моменты игры могут быть забыты и судьей и присутствующими на игре членами судейской коллегии. Для разбора игры приглашаются все судьи, которые состоят членами местной коллегии и присутствующие на игре. Посторонние лица на разбор не допускаются. Работа начинается с того, что судья, проводивший игру рассказывает, как он готовился к судейству, какие заметил за собой ошибки и делится впечатлениями о характере происшедшей игры. Затем выступают просматривающие и желающие судьи, которые делают свои замечания по существу игры и ее судейства.

Разбор судейства необходимо рассматривать не только, как критику судьи, проводившего игру, а, прежде всего, как учебу всех судей местной коллегии, так как на ошибках и недочетах имеют возможность учиться все и тем самым повышать свой уровень в судейской практике.[21, c.56-59].

Заключение по главе 1.

История развития мини-футбола показала, что возникнув из уличных баталий он в настоящее время стал одним из самых популярных видов спорта среди всех слоев населения. Чтобы игра приняла более четкую, понятную и регулируемую форму появляется необходимость создания правил игры, у истоков которых стоял Мигель Голан Торрес и Хосе Бонетти. Создатели первого свода Правил игры в мини-футболе. Создание нормативного документа как Правила мини-футбола было продиктовано постоянными конфликтами, спорами и травмами игроков.

 

В данной главе мы, изучая научно-методическую литературу, обращали внимание на методику обучения судейству, на средства и приёмы предлагаемыми ведущими исследователями в области мини-футбола, на важность специальной подготовки футбольных арбитров, на особенности использования практических упражнений в подготовке судей. Также была рассмотрена история возникновения мини-футбола в мире, как автономного вида спорта, а так же история возникновения и распространения игры в СССР и в России.

На основе проведённого анализа литературных источников, мы сформировали педагогический эксперимент, обоснование и результаты которого приведены во второй главе.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.