Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пропаганда как социально-коммуникативная технология: история возникновения пропагандистской деятельности.






Пропаганда же зародилась значительно раньше, вместе с классовым расслоением общества, одновременно с «кристаллизацией» интересов классов и социальных групп как инструмент обеспечения социально-классовых потребностей. Так, например, мы можем говорить о пропагандистском характере речей Демосфена против Александра Македонского, в которых выражены интересы афинской аристократии. К области пропаганды относится и «политическое красноречие» Древнего Рима. Пропаганда рождалась в политической борьбе, которая является проявлением классовых отношений. Пропагандист выступает как политик, как человек, выражающий и распространяющий определенные политические взгляды. Эта связь пропаганды с социально-классовыми интересами и с политикой — средством реализации этих интересов — является определяющим свойством пропаганды, отражающим ее природу. Пропаганда всегда стремилась к расширению своего «инструментария». К устному слову добавлялся рукописный текст. Памфлеты и листовки эпохи Крестьянской войны в Германии, «подметные письма» Емельяна Пугачева и универсалы Богдана Хмельницкого несут отпечаток пропагандистской направленности, стремления утвердить определенные политические взгляды, расширить круг союзников и единомышленников.

С изобретением печатного станка устная пропаганда не только не утратила своего значения, а стала еще интенсивнее и разнообразнее, так же как в наше время радиовещание и телевидение не уменьшили роль устного пропагандистского слова в межличностном общении. Маркс и Энгельс не только обосновали необходимость проведения революционной прессой политической, пропагандистской работы, но и сами являлись ее активными участниками. «Новая Рейнская газета», которую они редактировали и в которой были ведущими публицистами, планомерно вела пропагандистскую деятельность. Именно в «Новой Рейнской газете» в апреле 1849 г. была опубликована серия статей К. Маркса под общим названием «Наемный труд и капитал». Эти статьи могут служить примером пропаганды положений теории научного коммунизма для широкой аудитории. Сложные экономические проблемы и теоретические выводы К- Маркс излагает в форме, доступной массовому читателю. Почти в каждом номере «Новой Рейнской газеты» помещалась передовая статья, написанная К. Марксом или Ф. Энгельсом. Здесь же был опубликован ряд их теоретических, научно-популярных статей, которые с полным правом можно отнести к жанрам журналистской пропаганды. Ярко выраженный пропагандистский характер носят также публикации в газете «Нью-Йорк дейли трибюн», где К. Маркс разъясняет и обосновывает свои взгляды на природу экономических кризисов.

Выдающимся теоретиком и практиком партийной пропаганды был В. И. Ленин. Он неоднократно подчеркивал ее важное значение для идейного воспитания рабочего класса, развития его политического сознания. Он считал печать одним из наиболее действенных инструментов пропагандистской деятельности, называя газету «коллективным пропагандистом». В. И. Ленин разработал фундаментальные положения о неразрывной связи агитационных, пропагандистских и организаторских функций печати, об основных принципах, целях и направлениях пропагандистской деятельности. Непреходящую ценность имеют суждения В. И. Ленина о практике и методике коммунистической пропаганды. Значительную часть ленинского публицистического наследия составляют произведения, пропагандистские по своему характеру и направленности, — многочисленные статьи, опубликованные в газетах «Искра», «Пролетарий», «Вперед», «Правда» и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.