Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 18






^ УКРАИНА В МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
18.1. Национальная валютная система Украины, платежный баланс Украины

18.2. Международное кредитование и финансирование Украины

18.3. Проблемы интеграции Украины в систему мирового финансового

рынка
^ 18.1. Национальная валютная система Украины, платежный баланс Украины
Развитие валютной системы Украины началось в июле 1990г., когда была провозглашена Декларация о государственном суверенитете.

Введением национальной валюты Украины – гривни стал сентябрь 1996г. Одной из особенностей её обращения были многоразовые валютные интервенции, проводимые НБУ за счет собственных резервов. Официальный курс гривни к доллару США устанавливается НБУ. С 19 марта 1999г. НБУ установил официальный обменный курс гривны относительно доллара как средневзвешенный между курсами по операциям уполномоченных банков на межбанковском валютном рынке.

Средний за период курс гривны к доллару США определяется: для месячных значений – как средневзвешенная стоимость доллара США в гривнах за месяц; квартальные и годовые рассчитываются как среднеарифметическое от месячных значений.

Обобщенная оценка экономического состояния страны, эффективности её мирохозяйственных связей осуществляется на основе платежного баланса, который играет роль макроэкономической модели, систематически отображающей экономические операции, осуществленные между национальной экономикой и экономиками других стран мира.

В Украине ответственность за составление платежного баланса закреплена на законодательном уровне за НБУ. Составление платежного баланса базируется на системе учета операций с нерезидентами под эгидой НБУ. В рамках этой системы предоставляют информацию две категории респондентов:

­- банки, декларирующие осуществленные в течение каждого месяца операции с нерезидентами, проведенные по поручению клиентов и от собственного имени (форма №1 – ПБ);

- предприятия и организации, открывшие счета в иностранных банках (форма №2 –ПБ).

Счет текущих операций включает все операции с реальными ценностями, которые происходят между резидентами и нерезидентами, а также операции, связанные с бесплатным предоставлением или получением ценностей, которые предназначены для текущего использования. В структуре текущего счета выделяются четыре основные компонента: товары, услуги, доходы, текущие трансферты.

Счет операций с капиталом охватывает все операции, связанные с получением или оплатой капитальных трансфертов (списание долга, переводы мигрантов и.т.п.), приобретение/использование непроизводственных, нефинансовых активов.

Финансовый счет отражает операции с активами и обязательствами резидентов относительно нерезидентов, которые классифицируются по функциональным признакам: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы.

Для всех позиций финансового счета увеличение финансовых активов, которые находятся за границей, и уменьшение обязательств показываются как отрицательные значения, а уменьшение активов и увеличение обязательств – как позитивные значения.

Другие инвестиции включают все операции, которые не относятся к прямым и портфельным инвестициям и резервным активам. Они классифицируются по активам и пассивам, а также по четырём типам инструментов: торговые кредиты, займы, валюта и депозиты, другие активы и другие пассивы.

В платежном балансе отображаются изменения в запасах монетарного золота и валюты, которые находятся под контролем НБУ. Эти изменения рассчитываются как разница остатков на начало и конец отчетного периода с дальнейшей поправкой на курсовую разницу. Резервные активы НБУ не включают валютных средств, которые находятся на депозитах в банках-резидентах.

Пересмотр данных за предыдущие периоды осуществляются один раз в год при подготовке платежного баланса за IV квартал, за отчетный период (год).

Особенность платежного баланса Украины заключается в большой величине статьи «Ошибки и пропуски». Серьезной проблемой платежного баланса и экономики страны является отток капитала в различных формах, например занижение цен на экспортированные товары.

В Украине проблемы, связанные с дефицитом платежного баланса и курсом гривны, почти такие же самые, как и в группе, экономически отсталых стран: отток капитала, отсутствие условий для того, чтобы инвесторы активно вкладывали капитал в экономику Украины, недостаточность резервов иностранной валюты.
^ 18.2. Международное кредитование и финансирование Украины
Главными многосторонними донорами Украины являются МВФ, Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития.

Начиная с 1994 года правительство Украины, активно работает над привлечением системных кредитов со стороны МВФ. Займы в 1994 году дали возможность Украине преодолеть проблемы платежного баланса, которые возникли в результате нарушений в системе внешнеэкономических отношений с другими странами и резкого падения поступлений от экспорта продукции.

Займы по программе STF и «стенд бай» (резервный кредит) помогли поддержать курс национальной валюты и профинансировать дефицит платежного баланса Украины.

В 1998 году с МВФ согласовано выделение займа в пределах Программы расширенного финансирования (EFF) на поддержку широкомасштабной макроэкономической и структурной стабилизации.

Финансовые ресурсы МВФ представляются в Украине в виде системных кредитов на достаточно льготных условиях: срок оплаты 3-5 лет, начало выплат – через 3 года, ставки процента за кредит – от 5, 75 до 6, 29%.

Относительно погашения платежей по кредитам МВФ: выплата процентов была начата в 1996 году, а выплата частей основного долга осуществляется с 1998 года.

Значительна сфера взаимоотношений Украины с Группой Мирового банка.

Состав Группы Мирового банка.

1. Международный банк реконструкции и развития – создан в 1946 году; предоставляет кредиты правительствам или частным юридическим лицам при гарантии правительства.

2. Международная финансовая корпорация (МФК) – создана в 1956 году с целью предоставления поддержки частным предприятиям развивающихся стран.

3. Международная ассоциация развития (МАР) – создана в 1960 году с целью обеспечения на льготных условиях финансирования стран с низким уровнем дохода, которые не имеют кредитоспособности для получения займов в МБРР.

4. Международный центр решения спорных вопросов в сфере инвестиций – состоит в Группе с 1966 году; цель деятельности – предоставление услуг при решении спорных вопросов между иностранными инвесторами и правительствами стран – заемщиков, возникающих при внедрении инвестиций.

5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - создано в 1988 году для обеспечения страхования некоммерческих инвестиционных рисков и предоставления технических услуг, которые способствуют поступлениям инвестиций.

В настоящее время сотрудничество правительства Украины и Мирового банка охватывает около 40 проектов, для внедрения которых Мировой банк предоставляет помощь в форме займов, грантов и экономических исследований.

Кредиты Мирового банка в Украину по своему целевому назначению делятся на:


  • институциональные;

  • реабилитационные;

  • кредиты на развитие отдельных отраслей экономики и структурную перестройку, которые, как правило, направляются на финансирование инвестиционных проектов в электро- и теплоэнергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, охране окружающей среды и экологии, в социальном секторе;

  • на поддержку платежного баланса и бюджета путем финансирования проектов реформирования на рыночной основе отдельных секторов экономики.


Приоритетами деятельности Европейского банка реконструкции и развития являются:


  • поддержка и развитие частного сектора экономики;

  • развитие малых и средних предприятий;

  • способствование реформам основных отраслей экономики: энергетика, финансовый сектор, транспорт, телекоммуникации и др.


ЕБРР работает с Украиной в двух направлениях: предоставление займов на льготных условиях под гарантии правительства (40% займов) и кредитование частных предприятий Украины на коммерческих условиях (60% займов).

В настоящее время наиважнейшим направлением деятельности ЕБРР в Украине является финансирование и помощь развитию финансовой системы Украины. Стратегия банка в этом направлении заключается в следующем:


  • стимулировать развитие отечественных банков для повышения их конкурентоспособности до уровня международных стандартов;

  • расширить финансирование национальными банками частных предприятий Украины;

  • поддерживать инициативы по обеспечению дополнительного финансирования корпораций;

  • открыть кредитные линии ведущим частным банкам.


Еще одной международной финансовой организацией с большим потенциалом сотрудничества с Украиной является также Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), который создан странами – участницами Организации черноморского экономического сотрудничества в 1994 году: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Россия, Турция, Украина.

Государственный прямой и гарантированный долг Украины на начало 2010 года – 301, 5 млрд. грн.

Общий доход госбюджета Украины в 2009 году – 186, 9 млрд. грн.

Внешний долг на начало 2010 года – 196, 4 млрд. грн (65, 1%).

Внутренний долг на начало 2010 года – 105, 1 млрд. грн (34, 9%).

Одним из источников финансирования Украины являются иностранные инвестиции.

Таблица 18.1

^ Объем накопленных инвестиций по сферам деятельности (%)

Сфера деятельности Удельный вес от общего объема, %
Финансовая деятельность 29, 8
Операции с недвижимостью 20, 9
Металлургическая промышленность 13, 0
Оптовая и розничная торговля 7, 4
Строительство 4, 8
Пищевая промышленность 3, 9
Машиностроение и химическая промышленность 2, 4
Нефтехимическая и добывающая отрасли 2, 8

 

^ 18.3. Проблемы интеграции Украины в систему мирового финансового рынка
Украина становится частью глобального финансового рынка, на котором средства свободно переливаются с одной страны в другую. Украинский финансовый рынок пока не выполняет функции трансформации сбережений в инвестиции и перераспределения капитала между секторами и отраслями, о чем свидетельствует высокая норма чистого кредитования из-за превышения валовых сбережений над валовыми накоплениями. Он не соответствует критериям эффективности, что обусловлено слабостью его сегментов и государственного регулирования.

Повышению макроэкономической эффективности украинского финансового рынка препятствуют:


  • высокая инфляция;

  • отсутствие реального стимулирования развития малого и среднего бизнеса;

  • неэффективность корпоративного управления;

  • высокий уровень монополизации экономики;

  • административные барьеры;

  • слабость государственного регулирования финансового рынка, которое зачастую служит не интересам инвесторов, а формированию благоприятных условий для профессиональных участников рынка.


Украинский финансовый рынок характеризуется:


  • недостаточно развитой денежно-финансовой и банковской инфраструктурой;

  • высокой долей участия государства на кредитном рынке;

  • низкой капитализацией рынка акций;

  • ограниченным числом компаний с котирующимися акциями.


Приоритетным направлением интеграции Украины в систему международных финансов в настоящее время является привлечение в национальную экономику иностранных инвестиций.

Полноценное вовлечение Украины в конкуренцию за инвестиции на международных рынках капиталов предусматривает:


  • либерализацию предпринимательской деятельности;

  • создание оптимальной и предсказуемой правовой среды;

  • обеспечение политической стабильности и ответственных консолидированных действий всех ветвей и органов власти.


Украина в настоящее время больше интегрирована в международные рынки ценных бумаг, чем представлена на международных валютных и кредитных рынках, потому что фактически отсутствует свободная конвертируемость гривны.

Акции украинских корпоративных эмитентов обращаются за границей в виде депозитарных расписок (ДР).

Механизм выпуска депозитарных расписок был освоен украинскими компаниями еще в 1998 году.

Шире Украина представлена на международном рынке облигаций – как наиболее мощном источнике привлечения заемного капитала.

Первые украинские глобал-облигации на сумму 450 млн. долларов США были выпущены на японском рынке через инвестиционный банк (лид - менеджер) «Номура Интернешнл».

Правительство Украины входит в десятку крупных заемщиков на международных рынках облигаций. Главным недостатком деятельности на этих рынках является то, что почти все еврооблигационные выпуски подлежали процедуре реструктуризации.

Позитивные аспекты выхода Украины на международные рынки ценных бумаг:


  • украинское правительство приобрело большой опыт сотрудничества с международными рынками облигаций и инвесторами, которые на них работают;

  • выпуски госеврооблигаций и их последующая реструктуризация дают возможность привлечь, сэкономить или высвободить суммы, в сравнении с программами финансирования международными финансовыми институтами;

  • развитие рынка корпоративных еврооблигаций даст возможность украинским предприятиям в ближайшие годы привлечь крупные инвестиционные ресурсы.


Специалисты выделяют не менее 5-ти возможностей выхода ценных бумаг украинских эмитентов на иностранные фондовые рынки:


    1. Вывоз ценных бумаг украинских эмитентов за пределы Украины (документарные ценные бумаги на предъявителя).

    2. Выпуск депозитарных расписок на ценные бумаги украинских эмитентов собственников ценных бумаг. Такой механизм уже используется для документарных недвижимых ценных бумаг или бездокументарных ценных бумаг.

    3. Реализация выпуска депозитарных расписок путем установления отношений между эмитентом украинских ценных бумаг, эмитентом депозитарных расписок и Национальным депозитарием Украины.

    4. Выход ценных бумаг украинских эмитентов непосредственно на зарубежные фондовые рынки ценных бумаг путем установления Национальным депозитарием Украины корреспондентских отношений с заграничным депозитарием (центральным депозитарием).

    5. Выпуск ценных бумаг в стране, относительно которой эмитент ценных бумаг – нерезидент. Процедура регистрации и размещения таких ценных бумаг определяется правовыми особенностями той страны, где проводится такая эмиссия.


Для реализации таких возможностей необходимо:


      • развивать функционирование национальной депозитарной системы, Национального депозитария Украины;

      • сближать законодательство нашей страны о компаниях, банковской деятельности, бухгалтерский учет этих компаний, финансовые услуги с международным законодательством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.