Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология подготовки урока музыки






Школа в немалой степени производство, успех которого зависит от научно обоснованной и практически проверенной технологии. Кстати, у древних греков понятие " технология" означало " мастерство". В этой технологии профессионального учительского мастерства совмещаются как методы музыкальной учебно-воспитательной деятельности, так и результативное адекватное поведение учителя.

Творческая сила изобретенного или найденного метода заключается в его возможной повторяемости, дающей производительный эффект; скажем, действенные приемы обучения многоголосному пению; методы, активизирующие становление певческой культуры учащихся; организация опроса и повторения - все это методическое богатство вполне возможно передать другому, чем и занимаются большинство опытных учителей-мастеров.

Урок музыки - основная форма музыкального обучения и воспитания школьников. Урок музыки в школе - это завершенный в смысловом, временно́ м и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. Самое трудное - это подготовить урок. Попытаемся проследить за этапами рождения урока музыки - этого " педагогического произведения", имеющего свою внутреннюю логику. Надо проанализировать путь следования учительской мысли от общих задумок к плану, конспекту и, наконец, непосредственно к созданию урока музыки.

Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемый программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты. Допустим, что желаемое содержание урока вам уже хорошо известно - вы проводили подобные уроки не раз. Но посмотрите на этот хорошо знакомый вам материал в свете сегодняшней " музыкальной обстановки" в мире, стране, городе, районе, школе, классе. Урок должен вписаться в музыкальную современность. Во всяком случае замысел урока музыки призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни вашими учениками и ваше мировоззрение. Важно восприятие музыки как части этой жизни, ибо то, что сегодня кажется неинтересным учителю-музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников. Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен вам лично, в свете вашего сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.

Создавая урок музыки, следует учитывать одно обстоятельство, сопровождающее процесс обучения современных школьников. Сегодня мы встречаемся с интересным социальным феноменом: нашим детям совершенно безразлично, чему их будут учить в школе. Если, на их взгляд, то, чему учит конкретный учитель, им нужно, а главное - интересно, то никаких проблем с мотивацией обучения и дисциплиной на уроке не будет.

Следующий этап в подготовке к уроку - формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой именно класс будет приобщаться к музыке. У каждого классного коллектива есть свой облик, свое отношение к музыкальному искусству. В каждом классе существует и вполне определенное отношение к вам как учителю, человеку. В то же время любой из классов - это своеобразная " совокупность индивидов", обладающая, кроме всего прочего, определенным составом певческих голосов. Мы говорим: " поющий класс", " умный класс", " ленивый класс". Да, действительно, каждый классный коллектив представляет собой эксклюзивную совокупность человеческих душ, что следует учитывать и на что надо опираться. Учитель должен хорошо себе представлять, что в обобщенном облике класса каждый ученик - это личность, заключающая в себе целый особый мир. Вот почему становление индивидуальной художественной культуры, как известно, входит в число факторов, которые надо учитывать в ходе создания урока музыки.

Особый круг вопросов связан с формами деятельности учителя на уроке. Над чем мы бьемся? Что более всего привлекает наше внимание, заставляет размышлять? Творческий замысел учителя реализуется прежде всего в выборе методических приемов изучения произведения, усвоения песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей. Это - главный узел урока. Так, например, Э.Б. Абдуллин выделяет три стадии в изучении музыкального произведения:

· 1) знакомство с музыкальным произведением, его образно-эмоциональное восприятие, осмысление под углом зрения изучаемой темы;

· 2) более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков;

· 3) целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения.

Эти обозначенные стадии по своей сути близки трем основным типам уроков музыки, выделяемым Э.Б. Абдуллиным:

· урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);

· урок углубления в тему (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);

· урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания).

Особым типом урока музыки можно считать заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года. Репертуар подобного урока-концерта предварительно обговаривается с учащимися. В него могут войти песни и произведения из материала для слушания музыки, наиболее полюбившиеся детям. Но помимо хорошо известного детям репертуара урок-концерт должен включать в себя и новый материал. Абдуллин в этой связи справедливо полагает, что в таком уроке очень желательно выступление учителя музыки как солиста (певца или инструменталиста). Действительно, в таком случае учитель музыки превращается для детей из носителя культуры в ее непосредственного творца.

По содержанию уроки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы. Так, типовые уроки музыки включают все виды музыкальной деятельности ребенка. В доминантных - преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности, на тематическом уроке выбирается одна тема, которая объединяет все виды деятельности. Комплексный урок содержит различные виды искусства, художественной деятельности.

В процессе подготовки урока музыки вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий. При этом репертуар каждого урока учитель предварительно тщательно прорабатывает, разбирает и выучивает нотный и стихотворный текст для спокойного общения с детьми в процессе хорового исполнения. Он изучает методические рекомендации к программе, подбирает необходимый интересный материал о композиторах или конкретных музыкальных произведениях, необходимые аудио- или видеозаписи, продумывает вопросы к детской аудитории и прогнозирует возможные ответы, предусматривает использование на занятиях коллективной и индивидуальной форм работы с учащимися. В том случае, если на уроке музыки предполагается обращение к другим видам искусства, что очень характерно для современного педагогического процесса в целом, необходимыми становятся полноценные знания искусствоведческого порядка, а также наличие иллюстраций, специального оборудования для демонстрации слайдов.

В концепцию урока музыки закладываются такие составляющие, как:

· изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обусловливающий его конкретное наполнение;

· художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

· психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;

· творческие и исполнительские задатки учащихся;

· искусство педагогического перевоплощения учителя. Определяя концепцию урока музыки, важно представлять себе

основы его драматургии, формировать особое учительское чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия. По-видимому, об эпическом следует рассказывать неспешно и величаво, о смешном - живее, используя в этом случае другой стиль речи, и т.д.

Во все времена учитель музыки должен стремиться избегать трафаретных, застывших форм урока, искать для него разнообразные конфигурации построения. Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективности проведения уроков музыки в школе, являются:

· соответствие учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения школьников;

· установление связи изучаемых произведений искусства с явлениями и образами окружающей действительности;

· адекватность организации эстетического восприятия музыки специфике эстетической сущности музыкального искусства;

· содействие созданию атмосферы комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоциональной открытости педагога и школьников;

· инициация учителем, обладающим культурой и владеющим педагогическим мастерством, положительного отношения детей к получаемым знаниям и др.;

· высокое качество и достаточное количество музыкального инструментария (хороший строй инструментов, эстетический вид, разнообразие);

· высокое качество и современность технических средств обучения (аудио- и видеоаппаратура);

· эстетическое оформление кабинета музыки;

· гигиенические условия проведения урока (светлое, уютное, просторное, хорошо проветренное помещение, удобная мебель).

Создавая урок музыки, учитель-музыкант всегда думает о его сценарии, разрабатывает " мизансцены", планирует кульминацию урока и другие его компоненты. В ходе отбора желаемого содержания и методических приемов работы учитель как бы перевоплощается в воспитанника, и лишь с помощью такого перевоплощения можно представить, что именно приведет класс в восторг, заставит задуматься, напрячь духовные силы. Вот почему, готовя урок, учитель музыки как бы занимает место учащегося в музыкально-образовательном процессе и пытается чувствами и мыслями учеников воспринять то, что будет происходить на планируемом уроке, прислушаться к музыке как бы их ушами, их сознанием.

Примерно таким же образом возникает учительское представление о том, как ученики будут познавать музыку, каков процесс разбора ее закономерностей, формулирования понятий, что они смогут осознать сами, а что потребует помощи учителя. В опоре на перевоплощение в ученика хорошо проясняется, что из предложенного необходимо хорошо запомнить, а что использовать лишь как иллюстрацию к теме одного урока; что повторить; на что из ранее выученного опереться; как закрепить в сознании учащегося разученное произведение; что для учеников окажется интересным и легким, а что - трудным и малопонятным.

Кстати, сегодня учителю музыки совершенно необязательно перевоплощаться, глядя на себя лишь внутренним видением; достаточно поставить в класс видеокамеру, а после урока просмотреть снятый на пленку материал, анализируя, как внешне выглядит то, что предварительно проигрывалось в учительском воображении.

В ходе разработки поурочных планов (подробнее о планировании уроков музыки будет сказано в следующей главе) учителя музыки подстерегает большая опасность - поверить в то, что для своей работы можно перенять чужую методическую систему.

Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств иногда превращается в самоцель, толкая из одной крайности в другую.

Мы пережили моду на К. Орфа, З. Кодая, на разные приемы работы: болгарскую столбицу Б. Тричкова, методику развития музыкальных способностей Судзуки, ван Хауве, Ф. Лысека, К. Досталика, методы музыкальной импровизации, систему развивающего и проблемного обучения. Все перечисленное, безусловно, заслуживает внимания и одобрения. Но безоглядное следование различным модным педагогическим моделям и течениям - опасная тенденция, разрушающая хрупкий слой собственной " концептуальной самостоятельности". Все новое, что увидел и услышал учитель, должно обязательно " отлежаться" в памяти и лишь потом, частично или целиком, может быть реализовано в собственной практике. Иначе - беда: в погоне за " модными системами" можно растерять то, что накоплено лично учителем, выстрадано в его собственной педагогической практике.

А " новое" нередко обращается в " фальсификацию" творчества, формализм. Весьма полезно бывает изучить не известную доселе систему школьного музыкального образования. Ее, конечно же, можно принять или не принять. Однако в основе собственной работы на уроке должны лежать главным образом свои, незаимствованные методы, средства и приемы, авторский, личностный подход. Пусть авторская методика явится результатом в первую очередь собственных поисков и лишь потом - увиденного и услышанного на стороне. Хочется напомнить, что педагогическая работа учителя музыки - товар " штучный" и мало приемлет " равнение на другого". В подавляющем большинстве это личностно окрашенная работа, характеризующая собственный подход учителя к делу становления музыкальной культуры школьников.

А вот как могут выглядеть принципы анализа (самоанализа) урока музыки:

· сопоставление того, что должно быть сделано на уроке, с тем, что фактически осуществлено;

· выяснение уровня продвижения учащихся в усвоении новых произведений, познании закономерностей музыкального искусства по сравнению с предполагаемым;

· учет активности, самостоятельности и заинтересованности учащихся в самом процессе знакомства с музыкой, размышления о методах работы с ними, уровне общения по поводу музыки, степени успеха в продвижении к музыкальным знаниям и художественной культуре.

Ответы учащихся при опросе также могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активизации хода урока. Если не учитывать психологической нагрузки на класс, того, что происходит при опросе - хорошее или плохое пение, полный или фрагментарный ответ у доски и с места, в классном коллективе могут создаться неблагоприятные условия для дальнейшего проведения урока. Без предвидения уровня ответов, без учета зависимости ответов от предыдущего и последующего течения урока трудно организовать на нем полноценную и интересную работу.

По-видимому, для урока музыки, всегда сотканного из эмоций, настроений и чувств, необходимо планировать вызовы учащихся к доске, исходя из предположения о том, что именно вербальный ответ или пение вызванного ученика может дать классу в общем контексте урока. Оптимальный подбор отвечающих у доски является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ тоже может быть полезен, ведь на ошибках учатся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Именно поэтому небесполезно проведение самоанализа организации и хода опроса. Это позволяет учителю-музыканту оттачивать собственную находчивость в экспромтных и непредсказуемых условиях опроса, проявлять разумную справедливость.

Причины неудач на уроке музыки чаще всего обусловлены следующим:

· недостаточной продуманностью того, как учить, незнанием психологии приобщения школьников к высокому музыкальному искусству;

· плохим самочувствием учителя (чаще всего - моральным);

· неумением воплотить то, что задумано, в реальные педагогические действия (пение, игра на инструменте, беседа о композиторе и произведении) вследствие профессиональной неподготовленности;

· перегрузкой школьников художественной и музыкальной информацией, обусловленной желанием учителя, чтобы его ученики знали о музыке примерно столько же, сколько знает он сам;

· отсутствием стройной системы работы и целесообразной композиции урока музыки;

· непродуктивным выбором учащихся для опроса по пению и другим видам музыкальной деятельности;

· неприятием учащимися того, что предлагает учитель (произведение для пения, слушания, игры на музыкальном инструменте и анализа);

· нетерпением, раздражительностью учителя вследствие возможных неудач на предшествующих уроках в других классах;

· переподготовленностью к уроку.

Причинами неудач могут быть и нелюбовь учителя к конкретному разделу программы, и неприязнь к кому-то из учащихся, и недовольство собой, срываемое на воспитанниках. Вот почему главными в нейтрализации неудач и срывов являются творческое самочувствие учителя, его настроение и состояние.

Создание уроков музыки - дело трудное, но очень увлекательное. И можно лишь позавидовать молодому учителю, только приступающему к творческой разработке собственных уроков: ему предстоит работа удивительно чистая, истинно человеческая, интересная и возвышающая личность!

ПЛАН И КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. При скуке нет музыки. В начальной школе особенно важно находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие ребята. Пусть при этом вы немного слукавите - важно, чтобы поощрительное слово звучало в тот момент, когда дети действительно этого заслуживают.

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать определенный завершенный этап музыкальной работы с детьми в целостном учебном процессе. Это своеобразное " педагогическое произведение", которое имеет черты сходства со всеми другими школьными предметами и свою внутреннюю логику. Среди общих черт, сближающих урок музыки с занятиями по другим предметам начального образования, можно назвать следующие:

· общая цель - воспитание гармонически развитой личности;

· психолого-педагогические, коммуникативные и социологические закономерности педагогического процесса;

· основные принципы дидактики;

· формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность занятий по времени, структурные элементы их организации - сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);

· целостность занятия (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);

· основные методы обучения.

При этом данный предмет имеет определенную специфику, являясь уроком искусства. Ему присущи эмоционально-образная форма мышления, познание в форме художественного образа, творческая деятельность учащегося; предмет познания - эстетическое отношение к реальности, путь освоения - переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. В этом смысле урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла - изобразительной деятельности, трудовому воспитанию и литературе.

Общими у этих предметов считаются цели художественного развития учащихся - воспитание эстетического отношения к жизни, художественной культуры; задачи (развитие способности восприятия произведений искусства и потребности в общении с ними, получение опыта полноценного художественного творчества, развитие воображения, творческого отношения к жизни, художественного мышления), методы педагогики искусства - побуждение к сопереживанию (Н.А. Ветлугина), приобщение к художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б.М. Неменский), создание обстановки внутренне эмоционального приятия художественного произведения (Б.Т. Лихачев). Общими также являются: понимание специфики преподавания предметов эстетического цикла как отношения к жизни и искусству через мироощущение авторов художественных произведений, понимание этапа начального образования как основы развития эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.

При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-образовательная деятельность, игра на музыкальных инструментах, творчество). Перечисленные виды музыкальных действий детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-либо определенного " трафарета" в проведении урока музыки быть не может. Однако занятия отдельными видами этого музыкального комплекса на уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция. " У этой композиции, - отмечает Н.А. Терентьева, - есть своего рода завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и, наконец, развязка, где подводятся итоги" 1.

Основными принципами урока музыки являются целенаправленное педагогическое воздействие, компетентность при формировании необходимых знаний, навыков и умений, эмоционально-образная атмосфера проведения урока. Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании и развитии детей будет действительно эффективной, если уроки музыки будут отвечать ряду условий.

1. Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках музыки.

2. Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей музыке.

3. Использование на уроках музыки проблемных вопросов и ситуаций.

4. Широкое использование на уроках музыки наглядности и ТСО (технических средств обучения).

5. Соблюдение преемственности в музыкальной деятельности школьников разных возрастов.

6. Соблюдение межпредметных связей уроков музыки, изобразительного искусства и литературы, истории, природоведения, художественного труда и т.д.

7. Использование разнообразных приемов и методов работы с детьми на уроках музыки, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к музыкальному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, чувства сопереживания музыкальным образам.

8. Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, приемов) уроков музыки с другими уроками и внеклассными, а также внешкольными мероприятиями по музыке.

9. Постоянное совершенствование методики проведения уроков музыки по всем основным разделам учебной программы.

10. Использование в процессе обучения детей музыкальному искусству передового педагогического опыта.

План и конспект урока музыки имеют общие составные элементы:

· тема урока (по программе);

· формулировка цели урока (каких результатов следует добиться в пении, нотной грамотности, понимании музыкальных закономерностей при слушании музыкальных произведений и др.).

Цель как идея " педагогического произведения" делает урок музыки четким, имеющим ясную перспективу. План урока, будучи учительским документом, должен содержать следующие элементы:

· разработку содержания урока (перечень его этапов с примерной дозировкой времени);

· описание хода урока, заключающееся в кратком изложении того, как предполагается реализовывать каждый из элементов урока.

План - это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения пройденного материала, перечень задач и упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания, например: просмотреть определенную музыкальную телепередачу, прослушать музыкальный радиожурнал, выучить текст песни и т.п. Уместно зафиксировать в плане и основные тезисы нового материала.

Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя, т.е. конспект - это сценарий урока, подобный поурочным разработкам школьной программы Д.Б. Кабалевского.

Выбор между планом или конспектом - дело учителя. Однако начинающим учителям следовало бы поначалу писать конспекты - это поможет сконцентрироваться при проведении занятия.

Учитель музыки в плане-конспекте должен:

· определить цель урока;

· отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом целостности урока;

· структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учетом принципа контраста;

· определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

· сформулировать комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих), решение которых предполагается в каждом разделе урока;

· подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;

· продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.

Приведем пример плана урока для I класса, первая четверть (из опыта работы М.С. Осенневой).

Тема урока - " Музыка всюду живет, только прислушаться надо".

Цель урока: развитие певческой и слушательской культуры детей.

Содержание урока

Первый этап. Литературно-музыкальная композиция " Как ослик слушал музыку" на материале сказки Г. Цыферова " Бом, бом..." и фортепианной пьесы В. Гаврилина " Часы" (слушание).

Время - 10 минут.

Образовательная задача - формировать навыки внимательного восприятия искусства.

Воспитательная задача - способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.

Развивающие задачи: пробуждать в детях интерес к серьезной музыке путем развития сенсорной сферы; способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах; развивать воображение детей, т.е. способность творить и мыслить создаваемыми образами путем детерминированных ситуаций.

Второй этап. Сюжетная игра - распевание " Путешествие в сказочный лес".

Время - 10 минут.

Образовательные задачи: закрепить умение различать звуки разной высоты и долготы (длительности); способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов (движение мелодии на одном звуке, постепенное восходящее и нисходящее мелодическое движение, нисходящее движение по звукам мажорного трезвучия); формировать навыки легкого, полетного звучания детского голоса.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях эстетическое видение мира; воспитывать певческую культуру звука.

Развивающая задача: расширять диапазон детского голоса.

Третий этап. Музыкально-ритмическое упражнение " Поплаваем" (музыка В. Золотарева, композиция движений И. Лифиц).

Время - 5 минут.

Задачи: формировать ощущение музыкальной фразы, динамических оттенков, навыки согласования движения с характером музыки; воспитывать инициативное отношение к предлагаемому заданию; способствовать развитию памяти, внимания и снятию излишней зажатости.

Четвертый этап. " Ай-я, жу-жу" - латышская народная песня (слушание и разучивание).

Время - 10 минут.

Задачи: формировать навыки певческой установки как комплекса обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию, прививать навыки правильного певческого дыхания; учить петь естественным голосом, слушая звучание хора; воспитывать уважение к певческой культуре других народов.

Пятый этап. " Утята" - музыка Е. Попляновой на слова из французского фольклора (повторение).

Время - 5 минут.

Задачи: формировать четкую дикцию; навыки пения в ансамбле; воспитывать артистическое начало в детях; способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха детей, вырабатывать интонационно-выразительные навыки исполнения.

Организационный момент - 5 минут.

Приведенный пример не догма, а всего лишь фрагмент, вырванный из контекста общей музыкальной работы в I классе. В целом же надо сказать, что ученики не должны страдать от того, что план слишком напряжен или, наоборот, легок. И потому в ходе занятий в нем, конечно же, многое можно изменить. Однако планирование урока делает труд учителя-музыканта целенаправленным и потому результативным.

Приводим пример конспекта урока музыки для II класса начальной школы, разработанного Ю.Б. Алиевым1.

Третья четверть, 2-й урок.

Распевание: " Колыбельная" Н. Римского-Корсакова.

Пение: повторение произведений - Ц. Кюи " Зима" и " Медведь" И. Стравинского.

Слушание музыки: повторение теоретических понятий темы " Средства музыкальной выразительности" (мелодия, ритм, гармония); повторное прослушивание произведений Э. Грига " Шествие гномов" и " В пещере горного короля".

Импровизация: повторение попевки собственного сочинения - " Январь".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.