Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 16. Система современных международных отношений






План

1. Понятие, субъекты и важнейшие черты международных отношений.

2. Уровни, виды и типы международных отношений. Основные тенденции в их развитии.

3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

 

1. Понятие, субъекты и важнейшие черты международных отношений. Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Ядром международных отношений является мировая политика. Мировая политика - это процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. В научной литературе ставится вопрос о соотношении понятий «мировая политика», «международная политика» и «международные отношения». Последнее рассматривается как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений. Международные отношения, как система реальных связей между государствами, межгосударственными объединениями и организациями, выступает и как результат их действий, и как среда, пространство, в котором существует мировая политика. Понятия «международная политика» и «мировая политика» чаще всего употребляются как синонимы. В современных международных отношениях участвует большое количество различных субъектов. В литературе, посвященной анализу международных отношений, их участники обозначаются термином «актор». Основными субъектами международных отношений называют государства, межгосударственные объединения и международные организации (последние разделяются на межгосударственные, или межправительственные, и неправительственные организации). Главным субъектоммеждународных отношений выступает государство. В отличие от других субъектов мировой политики оно обладает суверенитетом, имеющим внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект означает свободу выбора своего пути развития, а внешний – принцип невмешательства государств в дела друг друга, их независимость и равенство. На международной арене суверенные государства включаются в различные отношения между собой, определяют формы кон -  
кретных взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Государство представляет в мировой политике общество в целом, а не какую-либо социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире. Положение государ- Сравните место государства в политической системе общества и в системе международных отношений
ства в системе международных отношений определяется такими показателями, как военная мощь, величина территории, географическое положение, природные и людские ресурсы, структура национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать развитие страны, безопасность общества, а также способность оказывать прогрессивное влияние на международное развитие и др. Наряду с отдельными национальными государствами в международных отношениях принимают участие межгосударственные объединения, участники которых не теряют своей самостоятельной роли в системе межгосударственных отношений, международные организации, транснациональные компании, различные корпоративные структуры (общественные организации, СМИ, террористические группировки и т.д.), разнообразные социальные группы (национальные, конфессиональные, демографические и т.д.), отдельные лица. Межгосударственные объединенияпредставляют собой коалиции государств: военно-политические блоки (НАТО), интеграционные организации (ЕЭС, СНГ), политические ассоциации (Лига арабских государств). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике важную роль. Близким, но не тождественным понятию «межгосударственное объединение» является понятие «международная организация».Международные организации – это объединения межправительственного и неправительственного характера, которые создаются на основе международного соглашения (устава, статуса или другого конституционного документа) в целях решения международных проблем (См. С.В. Решетников, В.В.Подкопаев. Политология. Мн., 2004. - С. 294). Международные организации имеют следующие признаки: - организационно-правовое единство его членов; - наличие межгосударственного соглашения – учредительного акта – для достижения поставленных целей;  
- выступление от своего имени в отношениях с другими субъектами международных отношений, проявление своей воли; - действие в соответствии со своими собственными законами. Как субъект межгосударственных отношений и международного права, международная организация играет конструктивную роль в развитии международной законности, в укреплении взаимопонимания между государствами, в решении спорных вопросов, в поддержании мира и безопасности. Международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и международные неправительственные организации. Межгосударственные (межправительственные) Сравните такие субъекты международных отношений, как межгосударственные объединения и международные организации.
организации создаются на основе договора группой государств. В рамках этих организаций осуществляется взаимодействие  
стран - членов. Деятельность такой организации направлена на решениеопределенных вопросов внешней политики стран-участниц. Межгосударственные организации приобретают определенную автономию по отношению к государствам-участникам. Деятельность этих организаций влияет на поведение участвующих в них государств. Существуют различные типологии межгосударственных организаций: по геополитиче- Расскажите о деятельности некоторых международных организаций.
скому признаку и по направленности деятельности. По первому признаку выделяют такие типы: - универсальный (ООН); - межрегиональный (организация Исламская Конференция); - региональный (ОБСЕ); - субрегиональный (Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают такие типы, как: - общецелевые (ООН); - экономические (ЕАСТ – Европейская Ассоциация Свободной Торговли); - финансовые (МВФ, Всемирный Банк), - научно-технические организации (МАГАТЭ – Международное Агентство по Атомной Энергии); - военные (НАТО); - правоохранительные (Международная Организация Уголовной Полиции – «ИНТЕРПОЛ») и др. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а в результате объединения физических или юридических лиц, т.е. эти организации имеют частный, негосударственный характер учредительства организаций. К ним относятся и общественно-политические движения (например, Социалистический Интернационал – Социнтерн), и транснациональные корпорации, и др. (См. В.А. Мельник. Политология. Мн., 2002. - С. 388.) Международные организации охватывают самые разные аспекты международные отношений. Это: - региональные организации: Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), Общий рынок и др.; - организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и т.д.: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ) и др.; - организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ) и др; - политико-экономические организации: Организация Африканского Единства (ОАЕ); - профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ); - демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ); - организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация ООН по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО); - военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО); - профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ); - организации в поддержку мира: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагуошское Движение, Международный Институт Мира; - религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК); - организации помощи военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий – Международный Красный Крест (МКК); - экологические организации: Гринпис и др. (См. Политология. Курс лекций. / Под ред. А.А.Радугина. М., 2002. С. 318-319). Самую значительную роль среди международных организаций играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она была создана 25 апреля 1945г. в целях поддержки мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. В 2000 г. в эту организацию входило 192 государства (В.А.Мельник. Политология Мн., 2002. - С.384). ООН имеет шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. ООН обладает атрибутами политической власти: Совет Безопасности принимает решения, являющиеся обязательными для всех членов мирового сообщества, а постановления сессий Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер. В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые вошли в систему международных организаций и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся: - ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); - МОТ (Международная Организация Труда); -МВФ (Международный Валютный Фонд); - ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки); - МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); - ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию); - Международный суд. Следует обратить внимание на те субъекты международной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отношений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Это, во-первых, государства, предъявляющие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Так, в официальном документе «Стратегии национальной безопасности США» (1996г.) указывалось, что всякая международная проблема должна рассматриваться как внутренняя проблема Соединенных Штатов, что американское лидерство в мире и вовлеченность в мировые дела сейчас важны, как никогда». Во-вторых, к деструктивным субъектам международной политики относятся, международные террористические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры масонские организации, некоторые международные религиозные объединения (например, тоталитарная секта «Аум Синрике», террористическая организация «Аль Каида» и т.д.) Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов общественных отношений. Такими чертами являются: - Стихийный характер международного политического процесса. Постоянный плюрализм государственных суверенитетов, неспособность государств сохранять неизменные позиции друг к другу делает межгосударственные отношения достаточно непредсказуемыми, хаотичными, неуравновешенными. Это определяется также наличием множества тенденций и мнений, что обусловлено существованием множества субъектов международных отношений.  
- Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров. - Охват всех сфер жизнедеятельности общества. - Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений. Это порождает полицентризм и полииерархию между народных отношений. Прокомментируйте основные черты международных отношений.
Международные отношения регулируются с помощью различных норм: нравственных, правовых, политических. Определенную роль играет баланс сил государств, что означает такое состояние, когда ни одно из государств не может доминировать над другими. Международные отношения представляют собой силовое взаимодействие государств, где ведущую роль играют наиболее развитые страны – великие державы (США, Англия, Франция, Германия, Россия, Китай, Япония, Индия). Известный американский политолог Дж. Найем называет девять основных признаков, определяющих статус «великой державы», и выстраивает их в определению иерархию: 1. масштабы страны (территория и население); 2. объем природных ресурсов; 3. военная мощь; 4. экономическое могущество; 5. научно-технические возможности; 6. национальная сплоченность;  
7) внутренняя стабильность общества; 8) международный престиж (авторитет) государства; 9) поддержка союзников. Наличие высоких показателей по всем указанным позициям, по мнению Дж. Найема, дает основание считать страну великой державой. Баланс сил может принимать различные кон - Каково Ваше отношение к классификации Дж. Найема?
фигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д. Важнейшим регулятором международных отношений выступает международное право. Правила и нормы межгосударственного общения изложены в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для Новой Европы и других документах. Косновным принципам международного права относятся следующие: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государства; мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву, отказ от всяких действий, несовместимых с целями ООН. Для реализации принципов международного права необходимо совершенствование и развитие институтов, от которых зависит международный порядок (ООН, институты международного права), а также укрепление международной безопасности. Это особенно актуально сегодня, когда военно-политический блок НАТО предложил свой вариант урегулирования современных международных отношений, нашедший выражение в концепции транснационализма, которая оправдывает вмешательство НАТО в дела суверенных государств в случае нарушения ими норм и принципов прав человека, проведение экспансионистской политики и применение вооруженной силы против населения этих государств. Реализация данной концепции – военная акция в Косово, война в Ираке. 1. Уровни, виды и типы международных отношений. Основные тенденции их развития. Международные отношения существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и развертываются в различных групповых уровнях (по горизонтали). Уровни по вертикали: Глобальные международные отношения. Это отношения между системами государств, крупнейшими державами, которые отражают мировой политический процесс в целом (ООН).  
Региональные (субрегиональные) отношения.Э то отношения между государствами определенного региона (ЕЭС). Отношения конкретной международной политической ситуации. Это отношения государств для разрешения сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации исчезают и сложившиеся отношения. Уровни по горизонтали: Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Это взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями (Беларусь – Россия). В зависимости от характера международных отношений Приведите примеры международных отношений, которые существуют на различных уровнях (по вертикали и по горизонтали).
выделяют их виды. Политические отношения – основной вид международных отношений, поскольку они детерминируют (определяют) все другие отношения и создают условия для их развития. Политические отношения определяются в принципе тем, что это отношения государств. Любая проблематика межгосударственных отношений, ставшая предметом государственной политики, в том числе и внешней, приобретает политический характер, воплощается в межгосударственных политических отношениях. В силу свойств самой системы межгосударственных отношений она концентрированно выражает различные отношения государств как в их политическом содержании, так и в специфической политической форме. Экономические отношения влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Они определяются различными моделями и уровнем развития экономики, наличием природных ресурсов, инвестиционной политикой. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов и правовых норм. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все  
виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют специальные направления международных отношений (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.). Военно-стратегические отношения связаны с созданием, наращиванием, перераспределением военной силы как между государствами, так и в мире в целом. Научно-технические отношения касаются вопросов раз- Как участвует Беларусь в различных видах международных отношений?
вития науки, обмена научными достижениями и внедрения их в практику. Научно-технические отношения сегодня тесно связаны с экономическими. Культурные отношения – это процессы взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования. Основную роль в их развитии играют неправительственные организации.  
Идеологические отношения, роль и значение которых возрастает с возрастанием роли идеологии в обществе. Все виды международных отношений существуют в различных формах: - политические: правовые, дипломатические, и т.д.; - экономические: финансовые, торговые и т.д.; - военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; Объясните на примерах различные формы международных отношений.
- научно-технические: симпозиумы, конференции и т.д.; - культурные: выставки, гастроли артистов и т.д.; - идеологические: соглашения, декларации, психологическая война и т.д. С развитием международных отношений появляются новые виды, формы отношений. Все международные отношения можно разделить на 2 типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Американский политолог Мортон Каплан, исходя из структуры и принципов взаимоотношений, выделил 6 типов в моделировании систем международных отношений: система «баланса сил», свободная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и «система вето». 1. Система «баланса сил» – это система, в которой не существует дифференциации ролей. Каждый из акторов (участников) стремится максимально обеспечить свою безопасность путем получения больших, чем равные, возможностей в системе. Поэтому они образуют союзы и вступают между собой в войны, которые носят локальный характер, а союзы быстро меняются, причем эти союзы направлены против государств, претендующих на господство или обладающих преимуществами, способными дать им господствующее положение. 2. Свободная биполярная система. Она состоит из акторов различных типов: отдельных государств, блоков государств, лидеров блоков, членов блоков, неприсоединившихся стран и универсальной организации, объединяющей все государства.  
Такая система менее устойчива, чем система «баланса сил». 3. Жесткая биполярная система отличается тем, что в ней упраздняется роль неприсоединившихся государств и атрофируется роль универсальной организации. В случае возникновения такая система характеризовалась бы очень высоким напряжением. 4. Универсальная система имеет предположительный характер. Она могла бы возникнуть в том случае, если бы ряд политических полномочий был передан универсальной организации и предпочтение было бы оказано коллективным и международ - Какие вам известны системы международных отношений, существовавшие в ХХ веке?
ным ценностям. 5. Иерархическая система могла бы возникнуть вследствие изменения масштабов международной организации или установления единоличной власти какого-либо одного участника. 6. «Система вето» - это система государств-акторов или блоков-акторов, в которой каждый актор располагает значительным запасом атомных вооружений. Члены такой системы стремятся не к образованию союзов, а к тому, чтобы не увеличивалась возможность войны, но при этом сохранялось бы напряжение, порождающее неустойчивость. Эта система менее устойчива, чем свободная биполярная система. Согласно схеме М. Каплана в годы «холодной войны» система международных отношений менялась между жесткой и свободной биполярными моделями. В 50-е годы тенденция была в сторону жесткой биполярной системы (США-СССР) и ООН не могла играть возложенной на нее роли, поскольку США, располагая большинством голосов в Генеральной Ассамблее ООН, использовали ее как механизм для голосования. С конца 50-х годов наблюдается тенденция в сторону мягкой биполярной модели, чему способствовало увеличение количества нейтральных стран Азии и Африки, создавших Движение неприсоединения. Исчезновение Советского Союза привело к созданию многополярного мира, но пока неясно, каковы будут контуры новой системы международных отношений. (См. С.А. Ланцов Мировая политика и международные отношения. Конспект лекций, СПб., 2000. - С.43-45). Югославский политолог Р. Вукадинович дает классификацию международных отношений, исходя из практических действий субъектов мировой политики, затрагивающих судьбы человечества.  
I тип – классический, основанный на равновесии сил. II тип – «холодная война», когда «политико- дипломатическая» сфера отношений сужается за счет расширения военной. III тип – мирное сосуществование. Характеризуется глобаль - Раскройте понятие «холодная война»
ностью деления мира на различное групповое общественное устройство. IV тип – неприсоединение, когда сохраняется свобода выбора решений и действий в международных отношениях на основе собственного интереса. V тип – партнерство, когда приоритетными становятся общечеловеческие интересы, а борьба за разоружение – всеобщей. Обратимся к характеристике тенденций развития международных отношений.Среди основных тенденций можно выделить следующие: - Превращение международных отношений в подлинно всемирные отношения, поскольку субъектами международных  
отношений и мировой политики в настоящее время являются уже более 200 государств, в которых проживают многочисленные народы планеты. - Усложнение международных отношений. В наше время активное участие в политической жизни государств с разнообразными типами политического устройства находящихся на С чем связано усложнение международных отношений?
различных уровнях экономического, социального и культурного развития, разрушения двухполюсного мира, порождает новые международные проблемы и противоречия. Отсюда вытекает возрастание роли международных организаций, призванных координировать деятельность государств, выступающих в роли субъектов международных отношений.  
- Рост интеграционных процессов в мире при одновре менном пробуждении и развитии самосознания народов, образовании независимых государств. Эта тенденция противоречиво проявляется в международном масштабе. С одной стороны, в мире усиливается стремление к интернационализации на основе экономического сближения стран и народов, с другой – все более четко выступают национальные и националистические устремления различных народов, что получило название «на Какие интеграционные процессы происходят сегодня на постсоветском пространстве?
ционального ренессанса». Это наблюдается, например, в Европе, где одновременно протекают интеграционные (Западная Европа) процессы. Аналогичный пример на территории бывшего СССР.  
- Глобализация международных отношений («Globe» – земной шар), выдвижение в центр мировой политики глобальных проблем, которые имеют комплексный, системный и всеобщий характер. Глобализация означает взаимозависимость между народами, государствами и регионами мира. Она Назовите глобальные проблемы современности.
заключается в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности трансна -  
циональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир. Глобальные проблемы – это проблемы, требующие решения совместными усилиями всех стран мира. - Возрастание роли научно-технических и социокультурных факторов во взаимодействии государств. - Усиление разделения мира на два полюса: полюс мира, благосостояния и демократии (в 25 странах - государства Запад- Почему растет роль научно-технического сотрудничества государств мира?
ной Европы, США, Канада, Япония, Австралия, и Новая Зеландия, гдепроживает 15% населения земного шара, уровень жизни рядового гражданина – от $10до $30 тыc ежегодного дохода, а  
продолжительность жизни не менее 74 лет) и полюс войны, брожения и тирании (государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока, где более 80 млн.человек живут в условиях нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирает от истощения). (См. Политология. Учебник. / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. М., 2004. С.151). - Становление мультиполярного многополюсного мира, хотя отдельные участники международных отношений (например, США) стремятся к созданию монополярного мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые Проведите различия между понятиями «монополярный», «биполярный», «мультиполярный» мир.
центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной  
Азии возникли новые постиндустриальные государства – так называемые «азиатские тигры». В будущем, возможно, в мировой политике заявит о себе Китай. Среди политологов нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни считают, что идет формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие полагают, что США - это единственный мировой лидер. Третьи не исключают создание биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоя нии с США займет Китай. Почему на повестку дня встает проблема гуманизации и демократизации международных отношений?
- Расширение сферы национальной безопасности, включение в нее наряду с военной, проблем экономического, научно технического, экологического, антитеррористического порядка. - Гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые проявляются в наибольшей мере служат человеку, способствуют созданию максимальных возможностей и условий для дальнейшего развития и совершенствования личности. Демократизация международных отношений означает переход к новому мировому порядку, основанному на растущей взаимозависимости стран и народов.  
3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь. В начале выясним сущность понятия «внешняя политика» государства. Международные отношения в конечном итоге складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными акторами международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций. Почему усиливается роль правовых норм и регуляторов внешнеполитических связей?
Внешняя политика государства – это область деятельности государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного внимания на других участников международных отношений.  
Цели внешней политики: 1) обеспечение безопасности государства; 2) создание благоприятных условий для реализации целей и задач внутренней политики. Осуществляя внешнюю политику, государство применяет многие средства: - политические (дипломатия: переговоры, переписка, предста- Приведите примеры различных средств внешней политики государства.
вительство государства за границей, участие в международных организациях); - экономические (товарные фонды, финансовые средства, достижения науки и техники, которые можно продавать, предоставлять в виде кредитов); - идеологические (внешнеполитическая пропаганда, культурные связи); - военные (военная мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием). Каковы же основные направления внешней политики Республики Беларусь? 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, в августе 1991г. ей придан статус конституционного закона (до принятия новой Конституции). 19 сентября 1991г. наше государство было переименовано и с тех пор называется Республика Беларусь. 10 декабря 1991г. был денонсирован Договор 1922 г. «О создании Союза Советских Республик» и ратифицировано «Соглашение о создании Союза Независимых Государств». В декабре 1992г. принята Военная доктрина Республики Беларусь, которая носит сугубо оборонительный характер. Сегодня наша страна признана 159 государствами мира, со 142 из них установлены дипломатические отношения. Беларусь представлена в 37 универсальных и 11 региональных международных организациях, заключила более 900 двухсторонних межгосударственных и межправительственных договоров. Являясь полномочным членом ООН, Движения неприсоединения, Центрально-Европейской инициативы, Межпарламентской ассамблеи стран СНГ и Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. (Егоров А.Н., Осмоловский В.П. Политология: Учебно-практическое пособие. Мн., 2003. - С. 223.)  
Сегодня Республика Беларусь ставит следующие цели внешней политики: - обеспечение благоприятных международных условий для укрепления суверенитета и территориальной целостности страны; - развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами, способствующего решению трансформационных задач в политической, социальной, экономической и духовной сферах жизни общества; - активное участие в решении общечеловеческих проблем, формировании нового, более гуманного мирового порядка Чем характеризуются отношения Беларуси с соседними странами (страны Балтии, Польша, Украина, Россия)?
Отличительной особенностьювнешней политики Республики Беларусь является ее многовекторность. В своей деятельности  
на международной арене Беларусь реализует провозглашенные ею внешнеполитические приоритеты: 1. Выполнение обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружениями. Проходят многосторонние переговоры представителей страны в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), о сокраще - Как вы понимаете многовекторность внешней политики Республики Беларусь?
нии и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В ноябре 1996 г. осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси. В 1996г. руководство Беларуси обратилось к руководителям стран ОБСЕ, международным организациям с предложением начать переговоры по созданию безъядерного пространства в центре Европы, а также высказывается за недопустимость размещения ядерного оружия на территории новых членов НАТО. 2. Развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами. В феврале 1992 г. Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она выступила с рядом инициатив по укреплению авторитета и роли ОБСЕ. Но напряженными остаются отношения со странами Европейского Союза. Республика Беларусь стремится войти в Совет Европы и стать его полноправным членом. Но Беларусь выступает за равноправные и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от вмешательства во внутренние дела страны. 3. Обеспечение территориальной безопасности государства.С этой целью в 1998 г. утверждена Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. Действует соглашение о военном сотрудничестве с Россией, коллективной безопасности.  
Создается нормативно-правовая база по вопросам формирования общего оборонного пространства и охраны государственных границ Союзного государства. Одновременно осуществляется модернизация Вооруженных Сил Республики Беларусь. 4. Интеграция и развитие сотрудничества с Россией. Постепенно осуществляется интеграция с Россией. В декабре 1999 г. подписан и ратифицирован Договор о создании Союзного государства. Решаются вопросы о форме этого государства, Как реализуются задачи по созданию союзного государства Белоруссии и России?
принципах его построения, правовых механизмах функционирования и др. 5. Сотрудничество и мобилизация международной поддержки в решении чернобыльской проблемы. Внешняя политика Республики Беларусь прагматична и экономизирована. Около 92% - потребностей республики в энергоносителях, 99% - в черных металлах, 60% - в цементе покрывается импортными поставками из других стран. В этих условиях факторами сохранения жизнеспособности белорусского государства является поиск им своих «ниш» в торговом обмене с другими странами и повышение эффективности международного сотрудничества. Его экономика экспортно ориентированна и направлена на достижение реального суверенитета и независимости в торгово-экономических отношениях. Беларусь имеет торговые отношения со 159 странами. Ее основными торговыми партнерами являются Россия, Германия, Украина, Великобритания, Латвия, Польша, Литва, Китай, Италия (Егоров А.Н., Осмоловский В.П. Политология: Учебно-практич. Пособие Мн., 2003. - С.224).  

Amp; Литература

1. Актуальные вопросы глобализации: Круглый стол. // Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 4, 5.

2. Бойцов В.В., Бойцова Л.В. Европейский Союз: расширение на Восток. // Общественные науки и современность. 2002., № 2.

3. Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность. // Полис. 2002, №4.

4. Воронецкий В.В. В системе европейских координат. // Беларуская думка. 1999, № 10.

5. Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. М., 2001.

6. Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. // Советская Белоруссия, 1999, 11 декабря.

7. Козик Л.П., Кохно П.А. СНГ: реалии и перспективы. М., 2001.

8. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн., 1998 г. ст.1, 8, 18.

9. Копышев В.Н. Война как средство политики: современные американские подходы. // Общественные науки и современность. 2004, №5.

10. Косолапов Н. Международные отношения и мировое развитие. // Мировая экономика и международные отношения. М. 2000, №2.

11. Косолапов Н.А. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: модели на среднесрочную перспективу. // Общественные науки и современность. 2001, №6.

12. Лебедева М.М. Проблемы развития мировой политики. // Полис. 2004, №5.

13. Проблемы формирования новой системы международных отношений. / Под ред. В. Снапковского, В.Астапенко. Мн., 2001.

14. Современные международные отношения. М., 2001.

15. Тоффлер О. Шок будущего. М., 2001.

16. Уткин А.И. Американская стратегия для ХХI века. М., 2000.

17. Цыганков П.А. Тенденции классических парадигм в западной теории международных отношений. // Общественные науки и современность. 2004, №2.

18. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М, 2002.

1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.