Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Политическая культура и политическая социализация






 

Представление о политической жизни общества будет неполным, если оставить без внимания такой феномен, как политическая культура. Определение состояния политической культуры позволяет предвидеть восприятие и оценку со стороны различных социальных сил предлагаемых политических решений. Актуальность данной темы связана и с тем, что политическая культура влияет на определение человеком своего места в политической жизни общества.

Цель: раскрыть сущность, функции и типы политической культуры, роль и значение политической социализации.

 

 

План

1. Политическое сознание.

2. Политическая культура: сущность, структура, функции.

3. Основные типы политической культуры. Политические субкультуры.

4. Политическая социализация.

 

1. Политическое сознание. Политическая жизнь общества невозможна без политического сознания ее участников - как отдельных людей, так больших и малых социальных групп (наций, классов, общественных движений, политических партий и т.д.). Политическое сознание - одна из форм общественного сознания, специфический способ духовно-практического освоения политической действительности. Политическое сознание выступает как отражение в духовной жизни людей их политического бытия – политических процессов и явлений. По своему содержанию оно представляет собой систему понятий, идей, представлений, настроений, чувств, установок, которые опосредуют отношения людей с политическими институтами и между собой по поводу их участия в управлении делами государства и общества. Белорусский политолог В.А. Мельник определяет политическое сознание как «сложившиеся у различных социальных субъектов представления о существующей социально- политической действительности, своем положении в этой действительности и своем отношении к ней» (В.А.Мельник. Политология. Мн., 2000. - С.242). По субъектам политическое сознание делится на: - массовое политической сознание, которое выражает общественное мнение и общественное настроение масс; - групповое политическое сознание – это сознание конкретных больших (классы и социальные группы) и малых (политическая элита, политическое лобби) групп; -индивидуальное политическое сознание, носителем которого является личность с ее политическими взглядами и убеждениями. Между индивидуальным, групповым и массовым (присущим народу, обществу) видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь. Т.е. политические взгляды, идеи, представления, носителями которых выступают общество и социальные группы, являются основой формирования индивидуального политического сознания, а личностные особенности политических представлений и взглядов могут приобретать ха -  
рактер групповой или общественной ценности благодаря активности их носителей. В различные периоды общественного развития могут доминировать взгляды и представления того или иного субъекта политики. Например, в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех субъектов выходят общенациональные интересы. В структуре политического сознания выделяют определен- Как взаимосвязаны индивидуальное, групповое и массовое сознание?
ные уровни. Это ступень, достигнутая субъектом в познании политических явлений и процессов. Обычно выделяются два уровня: обыденное сознание и теоретическое. (См. Политология. Учебник. / Под ред. В.И. Буренко, В.В.Журавлева. М., 2004. - С.174.) или эмпирический уровень и теоретический (См. Г.Т. Тавадов. Политология. Учебное пособие. М., 2000. - С. 216). Обыденное сознание формируется на базе жизненного опыта людей и представлено в политической психологии. Характерной его особенностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Оно отражает политическую действительность в форме наблюдений, ощущений, представлений, которые возникают у субъектов, участвующих в политическом -  
процессе. Теоретическое сознание – это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Содержание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций, доктрин. Политическая теория разрабатывается особой категорией людей. Теоретическое сознание представлено идеологией. Некоторые ученые выделяют три Как соотносятся эмпирическое (обыденное) и теоретическое сознание?
уровня политического сознания: обыденный, эмпирический и теоретический. (См. В.А. Мельник. Политология. Мн., 2002. - С. 245-248). В соответствии с особенностями политического сознания выделяют его типы по различным основаниям. - В марксистской литературе с точки зрения классового подхода выделяют следующие типы политического сознания: буржуазное, мелкобуржуазное и пролетарское. Сегодня эта типология уже устарела. В социальной структуре общества произошли коренные изменения, значительная часть людей занята в культуре, науке, в сфере управления и обслуживания, у различных социальных слоев переплетаются интересы, что находит отражение и в их политическом сознании. - В зависимости от приверженности людей к определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание может быть: либеральным, признающим принципы свободы индивида в качестве главной ценности в политике; консервативным, основанном на сохранении традиционных устоев и ценностей общества; социалистическим, придерживающимся принципов коллективизма, социального равенства и справедливости; интернационалистским, нацеленным на реализацию общих интересов и целей народов; националистическим, направленным на утверждение превосходства одной нации над другими.  
В зависимости от характера отношения субъекта к государству выделяют этатистский (фр. «еtat» – государство) тип политического сознания, направленный на активное участие государства во всех сферах общественной жизни, и анархистский (греч." anarhia" – безначалие, безвластие) – ориентирующийся на безгосударственное регулирование общественной жизни. Объясните сущность этатистского и анархистского сознания.
В зависимости от отношения к формам политического устройства общества выделяют демократический (ориентация на демократические принципы и нормы политической жизни), авторитарный (ориентация на неограниченную власть одного лица или группы лиц) и тоталитарный (ориентация на полный контроль над всеми сферами жизни общества) типы политического сознания. - В зависимости от приверженности субъекта к характеру социальной деятельности политическое сознание может быть консервативным (ориентация на сохранение прежних общественных порядков), радикальным (ориентация на решительные преобразования) и революционным (ориентация на резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния общества к другому). Фактически в сознании и поведении субъекта политики одновременно может проявляться несколько типичных черт (например, че-  
ловек может быть социалистом и реформатором или социалистом и революционером и т.д.). Понятие «политическое сознание» близко понятию «политическая культура», но они не тождественны. Политическое сознание – это процесс отражения политических явлений в сознании людей, а политическая культура раскрывает, как политическое сознание реализуется и закрепляется в нормах и образцах политической деятельности. Что же собой представляет политическая культура? 2. Политическая культура: сущность, структура, функции. Подходить к рассмотрению понятия «политическая культура» целесообразно с уяснения понятия «культура». Слово «культура (лат. «сultura») переводится как возделывание, обработка. Культура - всегда результат человеческих действий, то, что отличается от созданного природой. Иначе, культура – это овеществленный человеческий опыт. Когда говорят «культура производства», «культура письма», «культура поведения», «культура политики», «культура мышления» и т.д., то культура понимается как определенная качественная характеристика, как норма, эталон явления, деятельности, вещи и т.д. Культура как норма, эталон дает нам понимание о таком способе деятельности, который позволяет наиболее эффективно и продуктивно достичь поставленной цели в ее наилучшим варианте. Культура выражает не только способ деятельности, но и  
отношение человека к созданию ценностей и самим ценностям, т.е. в культуре присутствует и ценностное отношение к явлениям, ценностный измеритель. Таким образом, культура – это всегда определенным образом организованная деятельность, качественная сторона, способ деятельности, имеющая ценностный смысл для человека, и результат этой деятельности, выступающий как ценность. В материальной форме культура выступает как орудия Объясните на примерах значение понятия культуры как эталона деятельности, поведения и т.д.
труда, технология производства, произведения литературы и искусства и т.п. В духовной форме она существует в представлениях об окружающем мире и самом человеке, в идеях, идеалах, научных теориях, идеологии и т.п. Культура дифференцируется по сферам общественной жизни и проявляется как культура материально-производственная, экономическая, нравственная, правовая, экологическая, политическая и др. В контексте общей культуры политическая культура – это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе. Как социальное явление политическая культура возникла с появлением классов и государства. Возникновение знаний о политике, государстве, политическом поведении и т.п., их использование на практике следует рассматривать как появление политической культуры. Явление политической культуры было объектом внимания еще у античных мыслителей – Платона, Аристотеля, а позже у исследователей эпохи Возрождения и Просвещения – Н.Макиавелли, Ф.Бэкона, Ш.Монтескье и др. Впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ – просветитель XVIII Иоганн Гердер (1744-1803) в работе «Идеи к философии истории человечества». Свой вклад в исследование этого феномена внесли такие западные ученые, как М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Веблен, Т. Парсонс, Р. Михельс, К. Каутский и др. Вопросы политической культуры занимали В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, российских философов конца XIX – первой половины ХХ в. В. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Карсавина, С. Франка, С. Булгакова и др. В научный оборот понятие «политическая культура» прочно вошло с 50-х годов ХХ в. Заслуга в этом принадлежит западным социологам Г. Алмонду и Д. Пауэллу, которые выделили политическую культуру как самостоятельный предмет, область исследования. Но до сих пор нет единого определения политической культуры. Некоторые авторы насчитывают 30-50 определений понятия «политическая культура». Это объясняется различием подходов, в которых акцентируется внимание на разные составные элементы политической культуры. В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода к определению политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов политического поведения человека (Дж. Плейно). Третья группа ученых рассматривает политическую культуру как способ политической деятельности человека, воплощение его ценностных ориентаций в практическом поведении (И.Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Классическим считается определение политической культуры, данное Г. Алмондом и Д. Пауэллом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». (Цит. по: В.А. Мельник. Политология. Мн., 2002. - С. 268). Близкой к этому определению является и дефиниция польского политолога Е. Вятра, который определяет политическую культуру как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношение власти и граждан (См. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. - С.259). Для учебных целей можно дать следующее определение политической культуры: Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых представлений, убеждений, установок, позиций, оценок, моделей поведения, проявляющихся в способах и результатах деятельности субъектов политики. Субъектами политической культуры могут быть как определенный индивид, так и классы, социальные группы и слои, общество. Применительно к одному человеку политическая культура – это показатель гражданственности, уровня политических знаний, активности и т.д. В политической культуре классов, социальных слоев и групп объединяются общие черты, присущие доминирующей в обществе политической культуре, и специфические, присущие только данной социальной общности. Политическая культура общества включает совокупность типичных  
признаков, которые характерны для сознания и поведения основной массы населения. Основополагающими факторами, под воздействием которых складывается та или иная политическая культура, являются исторический фактор, этнический (традиции, обычаи, нормы поведения, менталитет и т.д.), религиозный, идеологический, географический (включая геополитический), экономический и др. Какова структура политической культуры? Расшифруйте факторы, влияющие на формирование политической культуры индивида.
В современной политологии по этому вопросу существуют разные мнения. Все зависит от того, какой критерий кладется в основу дифференциации. Так, в структуре политической культуры общества выделяют политическое сознание, политические теории, культуру политических отношений, культуру взаимоотношения политических институтов с массами, национальные государственные символы, язык, политические традиции, в том числе политические ритуалы, ценности, нормы, институты. У. Розенбаум выделяет в политической культуре индивида три группы: - ориентации в отношении правительственных структур - отношения индивида, социальной группы и т.д. к политическому режиму, институтам власти, официальным лицам, нормам и символам; - «политические идентификации», т.е. осознание принадлежности индивида к нации, государству, городу и т.д.; - ориентации в отношении собственной политической деятельности. Наиболее распространенным является выделение в политической культуре следующих элементов (данную структуру выделил Е. Вятр): - когнитивный (познавательный) элемент: знания о политике, законах ее функционирования, информированность о политической жизни, политических явлениях и процессах;  
- аффективный (эмоциональный) элемент: чувства, эмоции, настроения, ощущения, восприятие политических институтов, процессов, лидеров; - аксиологический (оценочный) элемент: ценностное отношение к политике и политическим явлениям через призму ценностей, принятой данной личностью, группой, обществом; - поведенческий элемент: политическое поведение, в особенности признанные в данном обществе и типичные для него образцы политического поведения. Как охарактеризовать политическую культуру индивида, зная ее структурные элементы?
Функции политической культуры: - познавательная: усвоение знаний о политике и политической власти, явлениях политической жизни. У людей формируются политические установки и ориентации, определяющие их поведение; - коммуникативная: передача из поколения в поколение политического опыта, традиций, осуществление взаимодействия различных социальных групп и политических институтов; - интегративная: достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей, согласования интересов различных общественных групп; - нормативно-регулятивная: регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ценностей и ориентаций;  
- воспитательная: целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов. 3. Основные типы политической культуры. Объясните функции политической культуры.
Политические субкультуры. В западной и отечественной политологии существуют различные классификации политической культуры. Родоначальниками типологии политической культуры явились американские исследователи Г.Алмонд и С.Верба. В книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963) они выделили три чистых типа политической культуры: 1. Патриархальная, или приходская, политическая культура. Это политическая культура, существующая в обществе, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В своем чистом виде такой тип культуры наблюдается в традиционных обществах с малой степенью специализации, действующие лица которого выполняют одновременно политические, экономические, религиозные ролевые функции. Например, у африканских племен или местных автономных общин обычно не существует специализированных политических ролей. Характерной чертой этой политической культуры является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе. 2. Подданническая политическая культура (или «культура подчинения»). Для нее характерно пассивное отношение граждан к политической системе. Личность осознает особый авторитет правительства, испытывает по отношению к нему и другим органам власти отрицательные или положительные эмоции. В то же время ей свойственно отстранение от конкретных механизмов политической системы; отсутствие готовности к активному участию в ее функционировании. Этот тип политической культуры присутствует как в развивающихся, так и в развитых странах. 3. Активистская (партиципаторная) политическая культура (или «культура участия»). Ее отличительная черта – ориентация индивида на активную роль в политической системе вне зависимости от позитивного или негативного отношения к ее отдельным элементам или системе в целом. Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают три смешанных типа политической культуры: 1) патриархально-подданническая; 2) подданнически-активистская; 3) патриархально-активистская.  
Оптимальным вариантом, с точки зрения Г. Алмонда и С.Вербы, является смешанный тип политической культуры, который они назвали «культура гражданина», или «гражданская культура». Она господствует в тех странах, где, по мнению Алмонда, соотношение трех типов политической культуры примерно следующее: 10% населения придерживается патриархальной культуры, 30% - культуры подчинения и 60% - культуры участия. (См. Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К.Стром, Р. Далтон. Срав- Объясните типологию политической культуры, данную Г. Алмондом и С. Вербой.
нительная политология сегодня. Мировой обзор – М., 2002. - С. 98 - 99). Такая культура характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в законность политических институтов, верность основным направлениям государственной политики, терпимость к проявлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать. Польский ученый А. Боднер делит политическую культуру на замкнутую и открытую. Первая характеризуется приверженностью национальным политическим ценностям и нормам, религиозным и социальным традициям. Такая культура консервативна, не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Во второй проявляется восприимчивость к изменениям и использование ценностей других политических систем. Некоторые политологи выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический. Тоталитарная политическая культура характеризуется установкой на вытеснение из политической жизни возможности выбора, любой альтернативности, недопущение открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп, нетерпимость к инакомыслию. Плюралистическая – установкой на демократические принципы и нормы жизни, признание необходимости плюрализма, толерантность к инакомыслию. В. Амелин, анализируя политическую культуру перестроечного периода развития советского общества, на основе такого критерия, как уровень политической активности людей и их отношение к лидерам, выделил пять типов политической культуры: - радикальная (носители – неформалы); - реформистская (носители – рядовая интеллигенция); - оппортунистическая (носители – творческая элита); - конформистская (носители – бывшие партократы); - лояльная (носители – широкие слои населения). Интерес представляет типология политической культуры, предложенная Э. Баталовым. Он выделил два основных механизма – рынок и государство, которые самым непосредственным образом влияют на становлению двух типов культур: рыночной и этатисткой (от фр. «etat» – государство). Основными элементами рыночной политической культуры являются:  
ориентация на конкурентную борьбу как универсальный принцип развития общества, установка на индивидуальное существование, на спонтанность, саморегулирование в осуществлении политических функций. Этатистская политическая культура ориентирована на государственное регулирование и контроль над политическими процессами. В науке выделяют консенсуальный и поляризованный типы политической культуры(См. А.И.Соловьев. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2003. -С. 380 - 381). Первый тип характеризуется высокой сплоченностью населения на базе ведущих ценностей, целей, которые стоят перед Подумайте, какие критерии положены в основу типологизации политической культуры различными политологами.
государством и обществом. Второй тип отличается резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров населения. Особый тип политической культуры характерен для переходных обществ, когда рушатся привычные представления и установки, прерывается преемственность политической культуры, образуется определенный разрыв между политической культурой старших поколений и формирующейся политической культурой. Этому периоду соответствует фрагментарная политическаякультура, являющаяся слепком состояния раскола общества. Ее характеризует отсутствие основополагающего  
консенсуса и единства относительно базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития, преобладание у политических субъектов локальной лояльности над общенациональной (приверженность группам, партиям и т.п., которые представляют местные или региональные интересы,) а также таких чувств, как неуверенность, апатия, агрессивность и страх. Фрагментарность политической культуры негативно влияет на стабильность политической системы. Ученые выделяют также особенности политических культур западного и восточного типов. Основные ценности и ориентиры политической культуры Запада формировались на основе последовательного повышения Докажите, что сегодня в Беларуси, как трансформирующемся обществе, существует фрагментарная политическая культура.
роли и значения личности в политической жизни, установления контроля гражданского общества над государством, влияния религиозных ценностей христианства и прежде всего его протестантской и католической ветвей, индустриального типа производственных отношений. Все это обусловило развитие демократической формы организации власти, ориентации на главенство закона и конституции, на такие ценности, как свобода, состязательность и морализм, на понимание самодостаточности человека для осуществления власти и выполнения различных поли-  
тических ролей и функций. Восточные же нормы и традиции политической культурывытекают из общинных структур аграрного азиатского общества, господства коллективистских форм организации жизни, отсутствия индивидуальной предпринимательской деятельности и т.п. Эти условия порождали авторитарные тенденции, приверженность не закону, а авторитету начальников, беспрекословное подчинение и т.д. Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов имеет довольно устойчивый характер, и сближение политических культур Запада и Востока, видимо, произойдет в далеком будущем. (См. подробнее: А.И.Соловьев. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2003. С.382-384). В обществе наряду с различными типами политической культуры существуют политические субкультуры.Это (от лат. «sub» – под) – неглавный, подчиненный вид политической культуры. Политическая субкультура – это совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях отдельных общественных групп, регионов. Каждая политическая субкультура, с одной стороны, включает в себя то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и с другой, - то специфическое, что отличает данную субкультуру. Ее особенности обусловлены различиями в положении общественных групп по этническому, расовому, религиозному, образовательному, половозрастному и другим признакам. Можно выделить следующие типы политических субкультур: - региональная субкультура, обусловленная экологическими, географическими различиями. Климат, ландшафт и другие факторы порождают экономические различия, затрагивающие образ жизни людей того или иного региона, определяют менталитет и  
особенности политической культуры; - этно-лигвистическая субкультура, связанная с языковыми и этническими особенностями; - социально-экономическая субкультура, обусловленная групповым и классовым статусом, порождающим различия в стиле жизни наряду со спецификой интересов, которая играет важную политическую роль; - религиозная субкультура, проявляющаяся в том случае, когда религия выступает в качестве всепроникающей культурной суб - Назовите особенности политической культуры различных классов и социальных групп.
станции;  
- женская субкультура, обусловленная особым статусом и традиционным положением женщин в обществе, семье; - молодежная политическая субкультура. Для нее характерно преобладание таких ценностей, как возможность общения, независимость. Молодежи присущи повышенная критичность, нигилизм, стремление к самоутверждению и др. В заключение данного вопроса остановимся на особенностях политической культуры Беларуси. Необходимо отметить, что они обусловлены историческим опытом страны, наци- Как связать статус женщины в обществе с особенностями ее политической культуры?
ональными традициями, менталитетом народа и условиями  
переходного периода. На политическую культуру Республики Беларусь оказали влияние существовавшие в течение длительного времени формы коллективного образа жизни, отчуждение граждан от реальных рычагов власти, низкая роль самоуправления населения, насильственное внедрение единой коммунистической идеологии и т.д. Отсюда такие особенности политической культуры, как приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, ведущей роли государства в регулировании политической и социальной жизни, стремление граждан к поиску харизматического лидера, непонимание роли гражданского общества. Носителям тенденции консервации сохранившихся социальных и политических установок и возврата к исчезающим ценностям социалистического общества являются пожилые люди и часть людей среднего возраста. Социалистические ценности и установки характерны для части политической элиты, руководителей промышленных Учитывая особенности молодежной политической культуры, подумайте, почему различные политические силы стремятся в своей деятельности опереться на молодежь.
предприятий и сельскохозяйственных коллективов. Сторонники инновационной политической культуры ориентированы на демократические ценности: реальные права и свободы граждан, правовое государство и гражданское общество, разделение властей, свободу частного предпринимательства, конкуренцию, непринятие авторитаризма и тоталитаризма и т.д. Выразителями новой тенденции в развитии политической культуры Беларуси является значительная часть молодежи, часть критически настроенных к коммунистическим идеям людей среднего и пожилого возраста, работники, занятые в сфере частного бизнеса и предпринимательства, часть научной и творческой интеллигенции. (См. подробнее: Политология. Под ред. В.А. Бобкова, И.Н. Браима – Мн., 2000. С. 264-272). Одна из насущных задач реформирования белорусского общества – преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, укрепления духовной свободы, создания условий для проявления гражданской активности людей. Политическая культура передается и усваивается в процессе политической социализации. 4. Политическая социализация. Понятие «политическая социализация» возникло на базе более общего социологического понятия «социализация». Понятие «социализация личности» было введено в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф.Гиддингсом и французским психологом Г. Тардом. Это понятие употребля -  
ется для описания процесса усвоения индивидом знаний, норм и ценностей, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе. С конца 50-х годов понятие «социализация» стало использоваться для характеристики включения личности в политическую жизнь. Ученые начинают исследовать такой процесс, как политическая социализация. Политическая социализация – это процесс усвоения Каково соотношение понятий «социализация» и «политическая социализация»?
личностью социально-политических знаний, ценностей, норм и образцов поведения, необходимых для нормального функционирования присущих данному обществу политических отношений. Политическая социализация представляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих ценностей, норм, традиций, знаний, образцов политического поведения, с другой – их преобразование в собственные ориентации и установки, формирование социально-политической зрелости человека и его способности участвовать в политике. Различают прямую и косвенную политическую социализацию. Прямая – это непосредственная передача информации, ценностей и мнений о политике. Косвенная – формирование политических взглядов непреднамеренно, под влиянием собственного опыта (например, подражание детей родителям в политических предпочтениях). Американские политологи Г.Алмонд, Дж. Пауэлл и др.) отмечают, что модели политической социализации могут иметь либо унифицирующий, либо разобщающий характер. Например, международный конфликт или смерть популярного государственного деятеля способны повлиять на всю нацию. Пример разобщающей модели социализации - деятельность социальной группы, обеспечивающей своих членов газетами, собственными школами и т.д. Американские политологи различают также социализацию вертикальную и горизонтальную. Под вертикальной политической социализацией они понимают передачу ценностей и норм от старшего поколения к младшему, под горизонтальной - осуществление социализации в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, друзей, которые тоже влияют друг на друга. Существует два уровня политической социализации. Первичный уровень - это ближайшее окружение: семья, круг знакомых и т.д. Вторичный – это взаимодействие с людьми в рамках государственных структур и негосударственных организаций. Политическая социализация осуществляется на трех  
уровнях личности: биологическом, психологическом и социальном. Элементы биологического уровня – наследственность, темперамент, пол, возраст, что оказывает воздействие на сознание человека и его политическое поведение. На деятельность человека влияют и воля, память, эмоции, способности, характер и т.д., которые составляют психологический уровень в структуре личности. Социальный уровень политической социализации человека характеризуется мировоззрением, интересами, целями, установками и ориентациями. Следует отметить, что политическая социализация охватывает Покажите воздействие биологического уровня личности на сознание и политическое поведение человека.
весь жизненный путь человека. Политологи выделяют этапы (стадии) политической социализации. Одни ученые (В.А. Пугачев, А.И.Соловьев) называют 2 этапа: первичный (с трех – пяти лет), вторичный (влияние самого человека на отбор знаний,  
ценностей и т.д.); другие (Е.В. Пиульский, Н.Н. Гончаров, Л.И. Цыганкова) – 3 этапа: первый этап (с 3-5 до 13 лет), второй (13-18 лет), третий (этап зрелости); третьи (Б.И.Краснов) – четыре: дошкольный, обучение, этап социальной зрелости и посттрудовой. («завершение жизненного цикла»). На начальном этапе, в детском возрасте, индивид знакомится с такими политическими понятиями, как государство, закон, конституция, власть, права и обязанности и др. На этом этапе осуществляется образное восприятие политической дейст- Как влияет на политическое сознание и поведение человека его психологический уровень.
вительности, и ребенок постепенно переходит от персонализированного представления к институциональному, обезличенному представлению о политической системе.  
На этапе обучения (школа – вуз) формируется мировоззренческое ядро политической культуры индивида и особую роль в политической социализации играют социально-гуманитарные дисциплины. Периоды устойчивой и целостной политической социализации человека охватывают время активной трудовой и общественной деятельности. Важное место в политической социализации этого периода занимает трудовой коллектив и обще- Назовите институты политической социализации на этапе обучения студентов.
ственные объединения. На посттрудовом этапе процесс политической социализации замедляется, человек отходит от активной политической деятельности.  
Политологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов (в западной политологии их называют агентами), с помощью которых осуществляется политическая социализация. Это семья, система образования, СМИ, политические партии, общественные организации, «родственные группы» – школьные друзья, коллеги и т.п. (См. подробнее: Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, и др. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор – М., 2002 – С.107-115; Политология. / Учебное пособие под ред. проф. Б.И. Краснова, М., 1995, - С. 359-365; С.В. Решетников, В.В. Подкопаев. Политология. Мн., 2004 – С. 274-275). Какую роль в формировании политической культуры студентов играют социально-гуманитарные дисциплины?

Amp; Литература

1. Алмонд Г., Дж. Пауэлл, К.Стром, Р. Далтон. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002.

2. Алмонд Г. Гражданская культура. // Антология мировой политической мысли. Т.2. М., 1997.

3. Джунусов А.И. Различие структур и уровней развития политической культуры // Социально-гуманитарные знания. 1999, № 4.

4. Завершинский К.Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии. // Полис. 2002, №3.

5. Пивоваров Ю.С. Политическая культура: Методологический очерк М., 1996.

6. Рукавишников. В, Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. Вып. 2. М., 2000.

7. Стрежнева М.В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия. // Общественные науки и современность. 2000, №5.

Глоссарий.

Понятие Его содержание
Активистская политическая культура Тип культуры, характеризующейся ориентацией личности на политическую систему, на активное участие в политической жизни общества.
Патриархальная политическая культура Тип культуры, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни.
Подданническая политическая культура Тип культуры, характеризующейся ориентацией граждан на политические институты, но низким уровням их активности.
Политическая культура Система исторически сложившихся, относительно устойчивых представлений, убеждений, установок, позиций, оценок, моделей поведения, проявляющихся в способах и результатах деятельности субъектов политики.
Политическое сознание Сложившиеся у различных социальных субъектов представления о существующей социально-политической действительности, своем положении в этой действительности и о своем отношении к ней.
Политическая социализация Процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей, норм, образцов поведения, необходимых для нормального функционирования присущих данному обществу политических отношений.
Политическая субкультура Совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе. Особенности субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп по этническому, религиозному, социальному, половозрастному и другим признакам.

 

ТЕСТ

1. Политическое сознание – это:

а) характеристика поведения личности;

б) политическая ориентация личности;

в) восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам;

г) реальное взаимодействие субъектов политики;

д) устойчивые связи и отношения людей друг с другом.

 

2. Политическая культура – это:

а) политическая система общества, отраженная в сознании людей;

б) характеристика поведения личности;

в) политические представления, убеждения, ценностные ориентации, образцы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политики;

г) нормы политического участия;

д) совокупность средств и методов влияния на сознание граждан.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.