Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.






Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему дошкольного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами. В условиях вариативности образования, закрепленного в " Законе об образовании РФ", для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.

В настоящее время дошкольные учреждения переходят от использования одной, унифицированной программы к вариативным программам.

Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении.

Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР. В 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название Типовой программы и находит свое применение в настоящее время.

Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.

В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.

В связи с принятием закона РФ " Об образовании" и ориентацией дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов разработали новые варианты программы по дошкольному образованию.

При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным требованиям. Рассмотрим эти требования.

Каждая программа должна отражать содержание воспитания и обучения и соответствовать Закону Российской Федерации " Об образовании". Кроме того, все вариативные программы должны быть ориентированы и на новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Сама программа должна направлять работников дошкольных учреждений на личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

Программы должны ориентироваться не только на общечеловеческую культуру, но и на российские культурные традиции. Поэтому основное место в ее содержании занимает развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие. В соответствии с возрастными особенностями детей в содержание программ вводятся элементы трудового воспитания, формирование отношения ребенка к природе, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени в течение дня.

Каждая программа должна сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.

Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть комплексные и парциальные. Комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.

В соответствии с законом РФ " Об образовании" педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

К программам нового поколения (90-х годов) относятся три программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию в работе дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком: программа " Радуга", программа " Развитие" и программа развития и воспитания детей дошкольного возраста " Детство".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.