Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальность принципа баланса и его связь с принципом контраста




Принцип баланса не сводится только лишь к таким оп­ределениям, как «симметричный», «радиальный» или «асимметричный». Принцип визуального баланса намно­го универсальней и шире, потому что он справедлив не только для одинаковых, подобных или же различных объектов и их признаков, но и для любых противополож­ных и контрастирующих визуальных сил, которые разме­щены и действуют на картинной плоскости композиции.

Если же в композиции нет таких сил, контрастов и проти­воположностей, то зритель может легко потерять к ней интерес. Например, что может быть интересного в одно­тонной стене или в стене, покрытой обоями с рисунком «под кирпич». От однообразия и монотонности визуаль­ного восприятия мозг зрителя быстро начинает «скучать». Чтобы вызвать визуальный интерес зрителя к компози­ции, одновременно с ослаблением любой монотонности должна демонстрироваться визуальная «игра» (или даже «борьба») противоположных сил — светлого против тем­ного, яркого против тусклого, ровного против изогнутого, гладкого против шероховатого. Однако в этой визуальной «игре-борьбе» должен соблюдаться принцип баланса, чтобы законченная композиция воспринималась как еди­ное целое. Например, если одна сторона композиции ви­зуально очень активна — с ярким цветом, неправильными формами, то решение использовать на другой стороне контрастные тона или более «тяжелую» фактуру и этим сбалансировать всю композицию будет удачным. Однако при этом нужно помнить, что баланс контрастов и проти­воположностей — это особый вид визуального баланса, и он никак не является простым балансом форм, размеров, визуальных масс и цвета объектов композиции.

Например, с помощью разницы в светотеневой тональ­ности маленькая светлая форма может уравновесить большую, но темную форму. Создание баланса с помощью светотеневой разницы выполняется так же, как и общее балансирование объектов композиции.

Создавая баланс в ахроматической или монохроматичес­кой композиции, можно особенно не заботиться о цвете. Однако в хроматической композиции цвет может значи­тельно изменять визуальный вес ее объектов. Например, маленькая форма яркого цвета может иметь такой же или даже больший визуальный вес, чем большая форма неяр­кого, тусклого цвета. Два объекта разной формы будут сбалансированы, если маленький объект оригинальной (негеометрической) формы поместить рядом с большим Объектом геометрической или достаточно простой формы. Баланс возможен, если оба этих объекта имеют оди­наковые цист, яркость цвета и фактуру. Дело здесь в фор­ме объектов. Форма меньшего объекта более интересна, чем форма большего, и поэтому меньший объект имеет больший визуальный вес (интерес).



Создавая баланс в композиции, нужно учитывать и тот визуальный факт, что при возникающих контрастах темное помогает светлому выглядеть еще более светлым, тусклое по­могает яркому выглядеть еще ярче, а гладкие поверхности за­ставляют шероховатости выглядеть более шероховатыми.

С принципом баланса достаточно тесно связано поня­тие пропорциональности, с помощью которого сравнива­ются признаки и свойства объектов (включая визуальную тяжесть и визуальный интерес), а также их расположение и направление на картинной плоскости. Используя взаим­ную пропорциональность объектов композиции, можно их балансировать, а также получать различную глубину изо­бражения. Нужно учитывать, что объекты меньших разме­ров визуально стремятся уйти на задний план, а объекты сравнительно больших размеров выдвигаются вперед.

На практике процесс балансирования объектов и эле­ментов продолжается до тех пор, пока не будет сбаланси­рована вся композиция в целом.

Вопросы для повторения:

1. Что такое асиметрия и в какой форме она выражается при создании композиции?

2. Асимметричрый баланс- как егоеще называют и как он выражается?

3. Что дает использование композиционного асимметричного баланса?

 

4. Какие приемы используются для создания неформального баланса ?

 

5. Перечислите существующие ряд закономерностей, влияющих на визуальный вес (тяжесть) объектов композиции.

 

6. Назовите специальные правила при создании асимметричных композиций.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал