Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ресурси і сектори глобальної економіки






 

Функционирование мирового хозяйства и отдельных его частей — национальных экономик — основано на использовании экономических ресурсов, совокупность которых образует ресурсный потенциал национальной экономики и мирового хозяйства в целом. В традиционном обществе главным экономическим ресурсом были земля и другие природные запасы, а экономические отношения строились вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал — как в реальной форме, так и в финансовой. Экономические отношения здесь основаны на владении и использовании этого капитала. В современном же постиндустриальном обществе на передний план выступли знания и человеческий ресурс. Отсюда — огромное внимание к генерированию и распространению знаний, т. е. к науке, образованию, информатике, и к носителю этих знаний — высокообразованной, твор­ческой и физически совершенной человеческой личности.

Тем не менее природно-ресурсный потенциал как всего мирового хозяйства, так и отдельной страны по-прежнему существенно влияет на экономическое развитие в связи с тем, что географическое положение страны, ее геополитические координаты, наличие полезных ископаемых и минералов, не говоря уже о плодородных землях, во многом определяют конкурентные позиции стран на мировой экономической карте. Например, сохранение Соединенными Штатами Америки глобального лидерства на протяжении целого столетия было во многом обусловлено их выходом к двум незамерзающим океанам, благоприятным климатом, наличием плодородных земель и разных климатических зон, а также богатыми запасами полезных ископаемых.

Фактором процветания, в частности, ряда ближневосточных стран стали огромные запасы нефти. А Россия с ее необъятной территорией, владеющая богатейшими недрами, колоссальными лесными ресурсами, обширными запасами пресной воды, сохраняет в этом отношении абсолютные конкурентные преимущества перед другими странами.

Вместе с тем для ведения эффективной хозяйственной деятельности природные ресурсы приобретает все большее значение в силу глобальной тенденции к стремительно растущему их потреблению при одновременном исчерпании их источников. Это относится в первую очередь к топливно-энергетическим ресурсам, биоресурсам, запасам пресной воды, а также рекреационным и земельным ресурсам.

Что касается топливно-энергетических ресурсов, то прежде всего отметим, что имманентной чертой мирохозяйственного развития является асимметрия международных экономических отношений в топливно-энергетической сфере. Она проявляется в углублении межгосударственных противоречий между странами-производителями и странами-потребителями топливно-энергети­ческих ресурсов (ТЭР) и усилении конкурентной борьбы между транснациональными корпорациями разных стран за доступ к мировым ТЭР, в установлении контроля над производственными мощностями по их переработке и над зонами дислокации транспортной инфраструктуры для обеспечения беспере­бойной поставки топливного сырья мировым потребителям. По этому поводу известный американский исследователь М. Клер совершенно справедливо заметил, что конфликты вокруг ценных ресурсов, а также сила и богатство, которые они приносят, являются определяющей чертой современного глобального пейзажа[1].

Обострение подобных международных разногласий и диверсификация действующего инструментария конкурентной борьбы за топливно-энергетические ресурсы обусловлены прежде всего естественной энергетической асимметрией в размещении стратегических ресурсов нефти и газа по странам мира и невозможностью устранения этого объективного явления при помощи рычагов государственного влияния. Нельзя игнорировать и такие факторы, как исчерпаемость запасов органического топлива и ежегодный рост объемов потребления топливного сырья всеми странами мирового хозяйства.

Так, на индустриальной стадии в условиях формирования «общества потребления», дешевизны и доступности природных ресурсов в развитых странах сложилась расточительная модель экономики: энергосырьевой кризис 1973 г. выявил, что в обрабатывающей промышленности США и западноевропейских стран преобладали ресурсоемкие и трудоемкие производства. Это привело к серьезным экологическим проблемам и значительному уменьшению запасов невознобновляемых природных ресурсов. Начиная с середины 1970-х гг., когда топливо и различные виды минерального сырья резко подорожали, в развитых странах стали использовать ресурсосберегающие технологии, применение которых снизило относительные потребности в сырьевых ресурсах. В то же время основная часть минеральных ресурсов и топлива потребляется в развитых странах, которые располагают всего 40 % их запасов. Только США, производя немногим более 20 % ВВП мира, расходуют почти 40 % всего сырья, потребляемого на планете.

По прогнозам Международного энергетического агентства и министерства энергетики США доминирующую часть в мировом энергопотреблении на период до 2030 г. будут составлять ТЭР органического происхождения, доля которых на конец периода приблизится к 85 %, при незначительном росте доли энергии АЭС, ГЭС и других возобновляемых источников энергии (рис. 2.1). И это несмотря на усилия стран по наращиванию мощностей в атомной энергетике и использованию возобновляемых источников энергии.

Рис. 2.1. Соотношение различных видов энергоресурсов в мировом потреблении на протяжении 1990—2030 гг., % [2]

Данная ситуация обусловлена по крайней мере двумя объективными причинами: во-первых, на протяжении прогнозного периода нефть и газ будут оставаться практически незаменимыми источниками энергии на фоне ожидаемого сохранения цен на них на относительно низком уровне; во-вторых, процесс внедрения в производство альтернативных видов энергии приобрел сейчас затяжной, инертный характер, когда западные страны под давлением влиятельных нефтегазовых компаний и разнообразных экологических организаций свернули множество научных исследований по разработке альтернативных источников энергии, которые велись еще в конце 1990-х гг.

Таким образом, в общем объеме потребления и производства ТЭР на период до 2030 г. лидирующая позиция останется за нефтью. Так, если в промышленно развитых странах мира совокупный прирост ее потребления будет обеспечиваться преимущественно за счет развития транспортной системы (поскольку здесь нельзя ожидать реализации большинства альтернативных источников топлива) на фоне снижения доли потребления нефти остальными отраслями народного хозяйства, то в развивающихся странах абсолютные объемы ее потребления увеличатся во всех без исключения секторах их национальных экономик. При этом самые высокие темпы роста потребления нефти ожидаются в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае и Индии, где в прогнозный период средне­годовой его прирост достигнет приблизительно 2, 8 %.

Что касается природного газа, то в структуре мирового потребления ТЭР он единственный, доля которого будет расти за счет снижения доли угля и атомной энергетики. Так, до 2030 г. она может достичь почти 30 %, что объясняется более высокой экологичностью природного газа, а также более высокой обеспеченностью его запасами по сравнению с нефтью. Например, по данным международных экспертов на сегодняшний день мировые запасы этого стратегического топлива составляют 185, 0 трлн м3 (при нынешнем 10 %-ном общем исчерпании запасов) а неразведанные запасы — почти 120 трлн[3].

Наибольшие темпы потребления природного газа в период до 2030 г. ожидаются по группе развивающихся стран — 1170 млрд м3, что приблизит их к странам ОЭСР. Вместе с тем в промышленно развитых странах мира прирост его потребления составит около 550 млрд м3, из которых на США придется всего 60 млрд, тогда как на страны Западной Европы — 340 млрд[4].

Итак, становится понятной сегодняшняя ситуация на мировом нефтегазовом рынке, при которой, несмотря на усилия межгосударственных и мировых регулирующих учреждений, направленные на смягчение и устранение международных «энергетических» противоречий, согласовать и гармонизировать национальные экономические интересы стран-производителей и стран-потребителей мировых топливно-энергетических ресурсов никак не удается. Отчаянные конкурентные столкновения между ними происходят регулярно, время от времени вспыхивая с новой силой в том или ином регионе. При этом борьба за владение мировыми энергоресурсами, за право их транспортирования, за возможности формировать основные пропорции мирового нефтегазового рынка превратилась сейчас в важнейший фактор реализации национальных экономических интересов многих государств мира, в детерминанту их политического поведения, цементирующую основу формирования различных политических и экономических блоков и даже в источник международных конфликтов.

Как прогнозируют авторитетные эксперты, зонами региональных и мировых конфликтов на период до 2050—2060 гг. станут регионы, богатые энергоносителями (Персидский залив, бассейн Каспийского моря, Южно-Китайское море, Венесуэла, Нигерия, Индонезия, Мексика и др.), пути транспортировки нефти танкерами и места прохождения магистральных нефте- и газопроводов. Особенно это проявится на территории новых перспективных районов добычи углеводородов, где в непримиримой конкурентной борьбе схлестнутся национальные экономические интересы многих игроков мирового нефтегазового рынка. Уже сейчас, наряду с традиционными его субъектами (компаниями стран ОПЕК, Западной Европы, США и России), в жесткую конкуренцию за право разработки потенциальных источников энергетических ресурсов, а также добычи, экспорта и транспортировки энергоносителей все чаще начинают вступать новые игроки, прежде всего компании азиатских стран — Китая, Индии, Пакистана и Турции.

Если провести классификацию субъектов мирового нефтегазового рынка, то по критериям масштабов деятельности, типам организационной и производственной структур, уровню государственного регулирования можно вычленить три группы монополизированных компаний. К первой относятся крупнейшие нефтегазовые компании государственной формы собственности, которые функционируют в странах базирования и специализируются главным образом на добыче топливно-энергетических ресурсов. Это нефтегазовые гиганты стран – членов группы ОПЕК (иранская «NIOC», кувейтская «KPC», венесуэльская «PDV», катарская «Qatar Petroleum», индонезийская «Pertamina», ливийская «Libya NOC» и др.) и компании стран с высоким уровнем государственного регулирования энергетического сектора и централизации нефтяной промышленности (мексиканская «Pemex», китайская «PetroChina», малазийская «Petronas» и др.) (табл. 2.1).

Таблица 2.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.