Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий






Любая современная компания, независимо от своих масштабов, действует в конкурентной среде.

Целесообразно начать изучать конкурентную среду еще до начала деятельности – на стадии разработки бизнес-идеи и создания предприятия - и заниматься этим непрерывно. Только в этом случае есть шанс занять на рынке свою нишу, удержаться в ней и успешно развиваться.

Одной из основных методик анализа конкурентной среды являются т.н. «Принципы пяти сил Портера» Методика включает следующие направления:

· анализ угрозы появления продуктов заменителей;

· анализ угрозы появления на рынке новых игроков;

· анализ рыночной власти поставщиков;

· анализ рыночной власти потребителей;

· анализ уровня конкурентной борьбы.

Каждое из направлений позволяет определить степень «привлекательности» или рентабельности бизнеса на данном этапе.

Однако согласно Портеру, эту модель целесообразно применять только для анализа отрасли в целом. Поэтому разработка конкурентной стратегии предприятия требует анализа внешней микросреды – то есть непосредственных конкурентов организации.
Анализ конкурентов организации можно условно разделить на следующие этапы:
Выявление конкурентов и изучение их ресурсов;

1. Определение их целей и задач;

2. Изучение стратегий достижения целей и тактических действий;

3. Выявление сильных и слабых сторон;

4. Определение перспектив развития конкурентов в краткосрочном (один год) и долгосрочном периоде.

5. Анализ полученной информации с целью использования в собственных интересах.

Но в реальности собрать все данные, необходимых для детального анализа деятельности конкурентов не всегда представляется возможным.

Таким образом, в ходе анализа конкурентной среды предприятия определяются:

1. главные экономические особенности анализируемой отрасли производства.

2. главные движущие силы отрасли и оценка их влияния в будущем.

3. уровень конкуренции в отрасли.

4. компании, имеющие наибольшую и наименьшую конкурентоспособность.

5. возможность дальнейших действий конкурентов и прогноз их направленности.

6. факторы, определяющие успех или провал конкурентной борьбы.

7. степень привлекательности отрасли с точки зрения приемлемого уровня рентабельности.

Знания о деятельности конкурентов позволяют оценить перспективы рыночного успеха, определять приоритеты и быстрее реагировать на действия конкурентов.

Завершающим этапом является сравнительный анализ конкурентов. Основная его цель – определение наиболее сильных и слабых конкурентов и выбор стратегии в отношении к определенным конкурентам с целью их нейтрализации.

Умело используя конкурентные преимущества, фирма может осуществить один из следующих видов конкурентной стратегии:

1. Стратегия низких издержек - предполагает максимально возможное снижение издержек производства и реализации товара, что позволяет привлечь максимально возможное количество покупателей;

2. Стратегия дифференциации - направлена на придание товару специфических черт, отличающих его от товара конкурента;

3. Стратегия оптимальных издержек - предполагает оптимальное сочетание низких издержек и дифференциации;

4. Сфокусированная стратегия (или стратегия рыночной ниши) -сориентирована на покупателей с особыми потребностями, вкусами. Которая делится на:

• наступательные (стратегия противостояния сильным сторонам конкурентов; стратегия использования слабых сторон конкурентов; одновременное наступление на нескольких фронтах; захват незанятых пространств; партизанская война; упреждающие удары)

• оборонительные (ее главная цель состоит в защите конкурентного преимущества и обороне своей доли рынка);

• вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками или интеграция с розничным торговцем).

 

2.10. Бизнес-планирование в управлении предприятием.

Бизнес-планирование в Росси получило развитие с переходом экономики на рыночные отношения.

Бизнес-план -это программа осуществления предпринимательского проекта.

Бизнес планирование предприятия – это одно из необходимых условий эффективного управления производством. Этот процесс предполагает построение плана действий, определение шагов, которые ведут предприятие к намеченной цели. Достижение предприятием рыночного успеха без качественного бизнес-планирования невозможно, более того, отсутствие хорошего планирования ведет предприятие к значительным экономическим потерям и утрате финансовой стабильности.

Для эффективного развития предприятия на нем осуществляется несколько видов бизнес планирования:

  1. Стратегическое бизнес-планирование-этот вид бизнес планирования предприятия охватывает его перспективы на несколько лет вперед.
  2. Текущее технико-экономическое планирование – этот вид бизнес-планирования предприятия охватывает период от 1 месяца до 1 года.
  3. Оперативно-производственное планирование- этот вид бизнес планирования предприятия представляет собой практически ежедневную детализацию текущих планов целого предприятия, его отдельных цехов и подразделений вплоть до каждого рабочего места.

Основные разделы бизнес-плана:

-описание продукции (работ, услуг)

-анализ рынка сбыта

-стратегия маркетинга

-организационный план

-план производства

-обеспечение ресурсами

-оценка рисков

-финансовый план.

Тщательно разработанный бизнес-план дает возможность предвидеть и даже предупредить возможные опасности и рискованные ситуации в производственной деятельности. Для составления качественных планов на различные периоды деятельности предприятия необходимо комплексное исследование всех аспектов его производственной и коммерческой деятельности:

-анализ внешней и внутренней среды предприятия

-анализ экономической ситуации на рынке

-определение необходимых изменений на предприятии для достижения целей бизнес планирования

-уточнение норм и нормативов, а также критериев успешности предприятия.

Задачи бизнес планирования:

-эффективное развитие производства

-привлечение инвестиций

-получение кредитов

-финансовое оздоровление.

 

2.11. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.

Бизнес-план- это программа осуществления предпринимательского проекта.

В отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.

Более близок к бизнес – плану такой привычный, известный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана – это то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

  1. в отличие от стратегического плана бизнес- план включает, не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них – ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организаций.
  2. стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки.
  3. в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и т.д) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

 

 

2.12. Структура и содержание разделов бизнес-плана

Бизнес-план -это программа осуществления предпринимательского проекта.

Структура и содержание бизнес-плана:

1. Титульный лист и оглавление – содержит в себе заголовок плана; дату его подготовки; данные лица, который его составлял; для кого этот план подготовлен. Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление о всем содержании бизнес-плана.

2. Резюме – пишется в последнюю очередь, после того как бизнес план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.

3. История бизнеса – раздел составляется в том случае, если предприятие существует, и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

4. Анализ положения дел в отрасли – описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

5. Оценка конкурентов и выбор конкурентнойстратегии – должны быть описаны выбранные стратегии и их применение.

6. План производства – изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчеты издержек производства.

7. План маркетинга – маркетинговый раздел бизнес – плана нужен для того, чтобы: предприниматель смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы; работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара; инвесторы могли убедиться в достаточной ёмкости и перспективности рынка.

8. Организационный план – знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

9. Финансовый план – включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибыли и убытков и прогнозов движения наличности.

10. План исследований и разработок – Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.