Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самопознание подростка






1. Младший. Происходит осознание своего отличия в от ровесников, утверждение своей принадлежности к миру взрослых. Ему свойственны некритическое подражание внешних манер взрослых, ощутимая зависимость от группы сверстников.
2. Старший. Подросток уже не сомневается, что он не ребенок, начинает осознавать своеобразие своей личности. Снижается его зависимость от группы сверстников. Старшего подростка характеризуют повышенное внимание к внутреннему миру других людей, к самоанализу, появление способности к самовоспитанию. Особое значение в развитии самосознания подростка имеет формирование собственного образа физического Я: эталон мужественности/женственности. Важны внешние признаки «взрослости». Взрослые должны избегать бестактных, иронических оценок и его внешности Пытаясь помочь подростку пережить этот тяжелый для него этап зрелости, прежде всего следует установить с ним искренние, доверительные отношения, помочь осознать, что его понимают, разделяют его переживает, ценят и уважают его таким, какой он есть. В мотивационной сфере и поведении подростка целом прослеживаются два противоположных стремления - к индивидуализации, эмансипации во всех сферах жизни (особенно в отношениях с родителями) и к подчинению и интересам группы сверстников (иногда разновозрастных групп хулиганов), подражание (внешнего вида, интересов и т.д.), общего подчинения моде. В подростковом возрасте, а именно в переломный его момент (13-14 лет), Я-образ становится очень неустойчивым, теряет свою целостность. Подросток особенно остро чувствует противоречие, неустроенность своего Я, с обусловлено неопределенностью уровня притязаний, трудностями переориентации по оценке других на самооценку.

Юношеское “Я” еще не определено—растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей. Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Cмена оснований, критериев для самооценки – они смещаются, говоря словами Л.С.Выгодского, «из вне, во внутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление - с другой. В юности обостряются способности к чувствованию состояния других лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

№ 14. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности российского общества.

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность.

Проходит через институты: семья, разнообразных организаций и т.п. и специальных средств группового влияния и контроля.

Институциональная и групповая социализация преследует цели, определяемые общим типом социально-экономической формации, идеологическими и политическими системами общества.

Иногда это лишает человека возможности подлинного социального развития, заставляет его вырабатывать убеждения, ориентации, свойства и склонности, нежелательные для общества в целом и для его прогрессивных групп.

С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического и социального развития, социализации, чтобы превратиться в личность.

Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества, культуры в целом, что называют социализацией.

Школа - первый социальный институт для ребенка, что именно там он получает свой жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых, очень редко выступает базой для оценки деятельности школы.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.

Рассогласование этих составляющих может приводить к самым разнообразным негативным последствиям. Может способствовать формированию “двойной морали”, привести к полному отрицанию нормативного поведения вообще, к социальной апатии и др. Например, организация ученического самоуправления по приказу педагогического совета или реальная возможность учеников влиять на жизнь в школе (участие в составлении расписания, определение, какие предметы являются обязательными, а какие факультативными, кто из учителей будет работать с тем или иным классом) дают принципиально различный опыт для ребят. В первом случае школа как бы способствует формированию тоталитарного сознания, когда несмотря ни на какие декларации о самостоятельности ученики ничего не решают, а во втором - создаются условия для более демократического социального опыта, когда ребята, принимая участие в принятии решений, сами отвечают и за их последствия.

Выбор - главный психологический механизм формирования собственной самостоятельной личностной позиции. Одной из задач психолога, работающего в школе, как раз является участие в построении такой организационной системы, в которой были бы реально отражены возможности детей разного возраста, их заинтересованность в разных вопросах. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации, соответствующий тем педагогическим целям, которы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.