Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восемь углов выбора профессии».






По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

4) Личные профессиональные планы.

5) Способности.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до фессиональные увлечения – путь к будущему.

Классификация профессий

Можно выделить пять типов профессий.

1) «человек - человек»: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГАИ и др.

2) «человек - техник а»: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3) «человек - знаковая система»: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

4) «человек – художественный образ»: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример, декоратор-оформитель, актер и др.

5) «человек - природа»: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Мотивы выбора профессии

Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать)

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;

 

Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3. Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4. Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);

5. Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6. Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7. Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых). Методы активизации профессионального и личностного самоопределения

Как уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно неактивная форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с необходимым сочетанием вербальных и невербальных средств, при умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

Другим примером может быть беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников беседы (уже созданной мотивации и т. п.) она позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. Однако к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты.

И все-таки существуют методы, активизирующий потенциал которых представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Более подробно активизирующие игры рассмотрены в других пособиях (см.: Пряжников, 1991, 1993, 1996, 1997а, 1997б, 1997в, 1997г). Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

1. Профориентационные игры с классом -- рассчитаны на реальные условия работы в школе; многие игры проходят в рамках урока, работу с целым классом проводит один ведущий, игры предполагают высокую динамику работы, имеют более «скромный» эффект, чем более длительные занятия «терапевтических» групп и консультации.

2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).

3. Карточные профконсулътационные методики: а) информационно-поисковые системы -- ИПС («профпасьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: в изготовлении карточек, в обучении (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3--6 человек, что в условиях «рынка» оказалось нерентабельным). Карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2, 5--3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).

4. Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как домашнее средство, хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере).

5. Бланковые карточные методики. Идея -- самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Эти методики позволяют меньше зависеть при изготовлении методик отспонсоров-благодетелей и неумных редакторов некоторых издательств.

6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», так как главная цель -- заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть таких методик даже снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

7. Бланковые игры с классом: основная идея -- играть со всем классом и с каждым учеником в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий -- на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. д.

8. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент -- на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, которые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, открыто обсуждать просто рискованно, так как сам факт откровенного разговора о том, что для многих «свято», может быть воспринят как «морализаторство».

 

13. Проблема развития самосознания и образа Я личности (млад/подр/старш.шк возраст)

· Самосознание —совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности

· «Образ Я» —представления индивида о самом себе складываются в мысленный

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности.

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии: труды Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов:

· сознание своей тождественности,

· сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала

· осознание своих психических свойств и качеств

· определенную систему социально-нравственных самооценок.

Уровни самосознания:

Ø элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей.

Ø осознание себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Ø возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Образ Я или Я-концепция (К. Роджерс) – это целостный образ собственного Я человека, его обобщенное представление о самом себе (я-реально, я-зеркальное, я-идельное на разных уровнях: физический, эмоциональный, когнитивный).

Функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости в ее поведении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.