Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система СтаниславкогоТайна вдохновения






Однажды, когда репетиция очередной постановки в Художественном театре не клеилась, когда актеры выходили на сцену пустыми, без всякого душевного подъема с потухшими глазами. Константьин Сергеевич Станиславский задумался о природе актерского творчества, о том что принято называть вдохновением. Что же означает это слово? В “Толковом словаре “ Даля оно объясняется так: ”Высшее духовное состояние и настроение: восторженности, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил”.
К сожалению, такое состояние приходит к человеку, художнику, по неведомым причинам, в неожиданное время и отнюдь не по заказу. В русском театре прошлого века символом артиста, игравшего исключительно на порывах вдохновения, навсегда остался легендарный Пвел Молчанов. Когда он был в “Ударе” – играл великолепно, исторгал у слушателя слезы, потрясал всех. Но современники вспоминают, что иногда Молчанов играл из рук вон плохо: это значило, что вдохновение в тот вечер его не посетило.

Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку, потому что в искустве актера эта тайна имеет особое значение: полагаться на одно вдохновение – слишком ненадежно и рисковано.

Живописец становиться к мольберту и трудится над своим полотном, когда чувствует, что пришло вдохновение. Композитор набрасывает на нотные лиcты новое сочинение, когда звуки, мелодии, ритмы складываются в его сознании в стройную систему. С актером дело обстоит иначе.

Вдохновение должно прийти к нему не само по себе и, скажем, не среди ночи и не во время отпуска, на берегу моря или реки, в определенный час, когда звенят в театре звонки, рассаживаются в креслах зрители ”и, взвившись, занавес шумит”, по выражению Пушкина. Следовательно, свое вдохновение артист должен уметь вызывать сам, по своей воле и усмотрению. А значит, должны существовать способы пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, достигать высшего проявления умственных, душевных и творческих сил. Ну, а все же, что делать, если вы сегодня плохо себя чуствуете? Если болит голова или зуб? Если с кем-то поссорились и настроение-хуже некуда? Как быть? В результате многолетних исканий, размышлений и трудов Станиславский и создал всою знаменитую “систему” воспитания актера-теорию и метод артистической техники.

Что значит техника в применении к таланту? Совершенствование пластики, голоса, дикции, мимики, жеста, слуха. Постоянный, повседневный труд. Пианист репетирует ежедневно по многу часов-тогда он способен выступить в концерте с блеском. Танцовщик тренируется каждое утро подолгу-только тогда тело будет послушно им на сцене. А некоторые драматические актеры думают, что для них этот закон не писан. В свободное от спектаклей и официальных репетиций в театре время, они считают себя “свободными” от искусства. Они теряют профессионализм. Публика постепенно теряет к ним интерес.

 

Свою систему Станиславский не “придумал”. В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках и за кулисами. Беседовал со многими из них. Система Станиславского долгое время выверялась в Московском Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием театров нашей страны и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты рассуждают и даже высказываются в таком духе: ”У меня большие способности, это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично. Талант есть талант”, но на самом деле подобные рассуждения – роковая ошибка. “Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, купи еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему сознательного овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и указаны практические приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических данных над ролью.Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием театров нашей страны и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты рассуждают и даже высказываются в таком духе: ”У меня большие способности, это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично. Талант есть талант”, но на самом деле подобные рассуждения – роковая ошибка. “Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, купи еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему сознательного овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и указаны практические приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических данных над ролью.


Система Станиславского представляет собой научно обосноавнную теорию сценического искусства, метода актерской техники. Система Станиславского открыла пути к созданию спектакля, как единого художественного целого, к воспитанию подлинного художника-актера и режиссера. Вместе с тем это не только наука об искусстве цены, но и своего рода философия театра, определяющая его высокие цели и задачи. Создавая свою систему, Станиславский опирался на богатейший опыт русского сценического искусства и собственную практику актера и режиссера. Система Станиславского помогает овладеть тайнами актерского мастерства, обогащает актера новыми принципами артистической техники, без которых до зрителя не дойдет ни тема постановки, ни ее живое, образное содержание. Учение Станиславского, прежде всего глубокое постижение актерского творчества, искусства сцены во всем ее сложном многообразии. Станиславский впервые решает проблему сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяет пути перевоплощения актера в образ. Эта система ведет к искусству больших идей и подлинной жизненной правды. Самое главное требование Станиславского к актеру – требование рождения образа на сцене, которое он назвал искусством переживания. Это сложный психологический процесс в душе художника. Актер должен не представлять образ, а “стать образом”, его переживания, чувства, мысли, сделать своими собственными, жить жизнью персонажа, как своею. Только живое, подлинное, чувство артиста по - настоящему влечет зрителя, заставят его понять и пережить то, что свершается на сцене. Для достижения этой цели актеру и режиссеру нужно много и упорно работать, глубоко проникнуть в суть постановки, определить и изучить мельчайшие детали роли, особенности характера и поведения персонажа. Актер должен добиться ощущения подлинности свершаемого действия, а для этого необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство.

 
 

Первый раздел системы Станиславского посвящен проблеме работы актера над собой. Это ежедневная тренировка. Такая работа должна стать внутренней потребностью артиста, добивающегося совершенствования техники актерского мастерства. Во втором разделе системы, говоря о принципах работы актера над ролью, Станиславский определяет пути и средства к созданию правдивого, полного, живого характера. Живой сценический образ рождается тогда, когда актер полностью сливается с ролью, глубоко и точно поняв общий замысел произведения. В этом ему должен помочь режиссер. Учение Станиславского о режиссуре, как об искусстве создания постановки, основывается на творчестве самих актеров, объединенных общим идейным замыслом. Цель работы режиссера – помочь актеру перевоплотится в изображаемое лицо. Эту главную линию развития Станиславский называет сквозным действием. Верное его понимание способствует наиболее полному раскрытию постановки в целом. Помогает предельно точно, глубоко и убедительно воплотить на сцене идейное содержание произведения. Вот ради чего ставится спектакль. Это — сверхзадача, которой подчинены все усилия актеров и режиссера. Глубина и точность постижения роли во многом зависят от личности актера, широты его кругозора, жизненных и гражданских принципов, идейной убежденности. Особое место в системе Станиславского занимает раздел об этике актера-художника. Задачи постижения искусства сцены неотделимы от высоких нравственных этических проблем формирования личности. Работы Станиславского переведены на многие языки мира. Его основные идеи стали достоянием актеров и режиссеров многих стран, и оказывают большое влияние на современную жизнь и развитие мирового театра.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.