Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация логопедического воздействия.






Медицинская помощь детям с открытой ринолалией оказывается в центре челюстно-лицевой хирургии, а логопедическая – в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Зачисляются в группу дети по результатам обследования ПМПК. Коррекционная работа проводится по программе устранения открытой ринолалии А.Г. Ипполитовой, осуществляется на индивидуальных занятиях 3-4 раза в неделю. Занятие длится 15-20 минут. Обязательно проведение занятий индивидуально, недопустимо присутствие двоих детей. На каждом занятии проводится психотерапия, желательно присутствие родителей. В индивидуальной тетради ребенка записываются все инструкции и задания, даются четкие указания. Дома занятия с родителями должны длится не более 10-15 минут. Необходимо также проведение лечебно-оздоровительной работы: ингаляции, физио-, фито-, ароматерапия и т.д.

Логопедическая работа проводится в два этапа: дооперационный и послеоперационный.

Содержание коррекционной работы в дооперационный период.

Задачи:

1. Подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предотвратить дистрофию мышц глотки.

2. Выработать воздушную направленную струю, затормозить ключичный тип дыхания.

3. Укрепить мускулатуру гортани.

4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивать оральный праксис.

5. Развивать слуховое восприятие фонем.

Работа над дыханием:

1. работа начинается с постановки диафрагмального дыхания. Проводятся статические и динамические упражнения.

2. следующий этап – дифференциация ротового и носового выдоха и выдоха с целью устранения избыточного носового резонанса.

II. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания:

В послеоперационный период важно своевременно начать работу по растормаживанию небной занавески (по разрешению врача). Наиболее эффективным методом является логопедический массаж. Проводится 3-5 минут, ежедневно 5-8 раз. Также в этот период полезны вокальные упражнения, полоскание горла, вызывание глоточного рефлекса, проговаривание протяжно гласных средней громкости, выполнение артикуляционных упражнений.

III. Развитие фонематического восприятия:

Данный раздел работы является одним из наиболее важных. Постепенное обучение различению правильного и неправильного произношения способствуют более быстрому введению в спонтанную речь усвоенных навыков в правильной речи. В послеоперационном периоде при различении звуков логопед опирается не только на зрительное восприятие, кинестетические ощущения, но и на слуховое восприятие ребенка.

IV. Коррекция звукопроизношения:

Коррекции звука предшествует работа по развитию артикуляционного праксиса. Логопед разучивает с детьми как традиционные, так и нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики, направленной на изменение положения языка в полости рта. Если ребенок прошел курс логопедических занятий до операции, то логопед уточняет произношение ранее изученных звуков и ставит сложные по артикуляции звуки. В случае, если к логопеду обратились впервые, то последовательность работы по коррекции звукопроизношения такая же, как в дооперационном периоде.

Заключительным этапом логопедического воздействия является работа над мелодико-интонационной выразительностью речи, в которую входят:

1. Разучивание упражнений для развития всех компонентов голоса (сила, высота, тембр).

2. Обучение различению и восприятию различной интонации.

3. Применение различных видов театральной деятельности с целью введения полученных навыков в спонтанную речь.

 

На школьном и дошкольном логопункте логопед взаимодействует с учителем/воспитателем. Он предоставляет педагогам расписание занятий детей, т.к. именно они контролируют посещаемость детьми логопедических занятий.

По мере исправления дефектов произношения логопед сообщает педагогам необходимую информацию для того, чтобы они могли контролировать речь ребенка вне логопедических занятий. Такая взаимосвязь специалистов помогает повысить эффективность работы по введению звука в спонтанную речь. Наиболее тесно взаимосвязь логопеда со специалистами, прослеживается в логогруппах. Логопед сотрудничает с воспитателем, музыкальным работником, физ. инструктором, психологом. Но в коррекции звукопроизношения наиболее важным является взаимодействие логопеда и воспитателя.

Воспитатель 2 раза в день проводит с детьми артикуляционную гимнастику. В начале учебного года дети закрепляют комплекс общих упражнений, постепенно добавляются специальные упражнения.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя фиксируется в тетрадях для вечерних занятий. Логопед предлагает ряд занятий, из которых особое место выделяется упражнениям для закрепления правильного произношения поставленных звуков. Для проведения этой работы, логопед рекомендует воспитателю объединить детей в подгруппы по сходству нарушенных звуков. Список этих подгрупп постоянно уточняется логопедом в зависимости от эффективности коррекционной работы.

 

На результаты коррекции влияют следующие факторы: возраст, в котором проводилось оперативное лечение, качество операции, начало оказания логопедической помощи, длительность обучения, помощь членов семьи. Рекомендуется часть наиболее правильно выполняемых упражнений повторять в домашних условиях.

 

Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба.
Ребенок, родившийся с расщелиной неба, имеет очень большие предпосылки для возникновения тяжелого дефекта ринолалии. Однако своевременные медицинские и педагогические мероприятия могут полностью или частично предупредить этот дефект.

Большое значение придается также своевременному медицинскому воздействию (операционное лечение или применение обтуратора). Однако мнения врачей о сроках оперативного вмешательства часто расходятся. Поэтому по многим причинам не всегда еще есть возможность получить своевременную медицинскую помощь.

Существуют некоторые педагогические средства предупреждения дефекта речи.

В раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к альвеолам. Это возможно при лежании на животе или на боку.

В 8—10 месяцев у ребенка появляется лепет. Ребенок начинает произносить звукосочетания (агу, и-и-и, мам-мам и т. д.). В это время он в некоторой степени начинает понимать обращенную к нему речь. Он может показать глазками или пальчиком, например, где баба, мама, часы и т. д., или с помощью звуков показать (изобразить), как плачет девочка (а-а-а...), как храпит дедушка (х-х-х) и т. п.

Именно в это время нужно начинать работу по предупреждению дефектов речи при расщелине неба.

Хорошо использовать развитый у детей подражательный рефлекс — сначала при сосании, а затем в непосредственных упражнениях по развитию речевого выдоха (после года). Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, окрашенных в разные цвета.

В игре ребенок имитирует такие ситуации, как, например, дыхание собаки, когда ей жарко. Подсказывается ребенку произнесение шепотного утрированного а-а-а... с высунутым языком. Как мы греем руки? (Показывается выдох на руки х-х-х...)Можно придумать ряд других упражнений, чтобы постепенно приучить ребенка дышать ртом, перемещая кончик языка вперед.

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно нужно переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук. Например, попросить ребенка показать, как плачет девочка (а-а-а). При этом нужно постоянно следить за выходом воздушной струи через рот. Язык при произнесении звука а своим кончиком должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Это положение соблюдается при произнесении всех гласных звуков в начальном периоде.

Приведем примеры таких упражнений:

Как гасят огонек? (ф).

Как гудит паровоз? (у).

Как гудит пароход? (ы).

Какой ты большой? (о).

Как шумит ветер? (в).

Как подышим зубками? (с).

Как звенит комарик? (з).

Как шипит гусь? (ш) (кончик языка поднят вверх).

Как жужжит жук? (ж) (кончик языка поднят вверх, как и при звуке ш).

Как погреем озябшие руки? (х).

Правильность произношения можно контролировать поднесенным ко рту кусочком ваты или колебанием разложенных мелких кусочков папиросной бумаги, которые «пугаются» ребенка при выдохе и «дрожат».

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

Очень важно обратить внимание ребенка на то, что во время произношения звуков и слов рот раскрывается (у детей с расщелиной неба имеется тенденция говорить, почти не размыкая губ).

Задача родителей и логопеда — помочь ребенку увидеть артикуляцию звука и слова, привлечь к ней внимание. Это будет способствовать развитию четкости произношения.

При формировании развернутой речи нужно обращать внимание ребенка на ротовой выдох, слегка утрируя его в собственной речи для показа ребенку. Если в раннем возрасте не проводить профилактику речевых расстройств, то к моменту операции дефект речи становится относительно стабильным, и для нормализации ее требуется значительная логопедическая работа.

Выводы. При открытой ринолалии логопедическая работа необходима как после, так и до операции.

Главным условием в работе является активизация здоровых отделов речевого аппарата.

В основе методики — постепенное перевоспитание физиологического дыхания в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. При этом особое внимание обращается на правильное положение языка в полости рта.

В процессе работы все звуки формируются заново, артикуляция их подготавливается строго определенными упражнениями. В системе этих упражнений главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышц речевого аппарата.

Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звука (с использованием опорных звуков). Эта последовательность предполагает развитие правильного речевого дыхания и моторики сначала верхнего, а затем и среднего отделов артикуляционного аппарата.

При работе над правильным произношением важно соблюдать последовательность развития слухового контроля детей за собственной речью: сначала логопед максимально отвлекает ребенка от контролирования звучания; по мере автоматизации звуков включается сознательный слуховой контроль.

В дооперационной работе, кроме формирования произношения, значительное внимание уделяется коррекции личности.

Вся логопедическая работа должна быть максимально наглядной, а для детей и эмоциональной.

Работа с больными после уранопластики определяется наличием и степенью дооперационной речевой подготовки и результатами операции. Послеоперационная работа логопеда направлена на закрепление полученных произносительных навыков в новых условиях.

После уранопластики внимание больного акцентируется на слуховом контроле за своей речью. При наличии хотя бы незначительного носового оттенка в речи послеоперационная работа должна проводиться полностью так же, как и до операции.

При врожденных расщелинах возможна профилактика речевого дефекта медицинскими и педагогическими средствами. Цель педагогического предупреждения — привлечь внимание ребенка к артикуляции и с помощью специальных упражнений предупредить дефектное положение языка в ротовой полости и сформировать ротовой выдох.

Отмечено, что у детей с незначительным дефектом речи, вторичные невротические психические процессы относительно сохранны и не нарушают адаптацию детей в семье, а также в дошкольном и школьном коллективах. При выраженной степени дефектов речи отмечается серьезное нарушение психических процессов. В результате длительной и хронической астенизации у детей с открытой ринолалией наблюдается неустойчивое и рассеянное внимание. Из-за этого страдает познавательная деятельность. Также снижается объем вербальной памяти. Медленнее протекает процесс запоминания, долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушается. Из-за речевого недоразвития наблюдается недостаточность словесно-логического мышления. Затрудняется восприятие учебного материала. Выражено нарушение эмоционально - волевой сферы.

При выраженном нарушении внятности речи нарушается ее коммуникативная функция и ограничиваются социальные контакты, из-за чего снижается речевая практика детей.

В результате всех выше перечисленных нарушений происходит формирование особого коммуникативного поведения, при котором наблюдается часто замкнутость, застенчивость, раздражительность, нежелание вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками, пониженная самооценка и уровень личностных притязаний, неадекватные агрессивные реакции на различные ситуации, которые усиливаются при госпитализации ребенка, начале посещения дошкольного учреждения и т.д.

Дальнейшая социальная адаптация ринолалика во многом зависит не только от качественного хирургического лечения и адекватной логопедической помощи, но и от характера семейного окружения и установок семьи на исправление дефекта.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.