Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие особенности проведения обследования речи детей






Раздел 1. Формирование навыков правильного звукопроизношения

Обследование речи детей

Тема: Общие принципы обследования речи детей

Цель: дать представления об общих принципах обследования речи детей

Задачи: познакомить с общими принципами обследования речи детей, понимать сущность и особенности проведения обследования речи детей; развивать умение анализировать структуру обследования речи детей, выделять основные компоненты; способствовать формированию профессиональных интересов, навыков рефлексии.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование: карта-схема принципов обследования

Ход урока.

1. Организационный этап. Сообщение плана урока.

2. Актуализация знаний. Актуализация знаний по дисциплине «Основы логопедии»:

- Что такое «речь»?

- Как происходит формирование звукопроизношения детей в онтогенезе?

3. Этап изучения новых знаний.

Сообщение темы, определение совместно с учащимися цели урока.

Тема: Общие принципы обследования речи детей

План

1. Общие особенности проведения обследования речи детей

2. Материал для обследования.

3. Особенности подмора речевого материала

4. Ошибки в речи детей

 

Общие особенности проведения обследования речи детей

В дошкольном возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий. Однако, его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Следует отметить, что при обследовании речи ребенка, надо предлагать ему такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.

Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи " инпута" (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка.

Обследование речи проводится: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

Воспитатель со слов родителей собирает.

1 Речевой анамнез:

а) время появления гуления, лепета, первых слов;

б) время появления фразовой речи;

в) какую детскую литературу читают; с какого возраста разучиваются стихи, как ребенок их запоминает.

П Выясняется психологический климат в семье:

Имеют ли место конфликты; как ребенок реагирует на них; отношение к ребенку в семье (чрезмерное заласкивание или, наоборот излишняя строгость).

Ш. Общее развитие ребенка, моторика, самообслуживание:

· входит – не входит в контакт;

· называет свое имя и фамилию, имена родителей;

· умение самостоятельно застегивать, завязывать

· умение самостоятельно есть, пользоваться ложкой.

1У. Характер игровой деятельности:

· адекватное использование игрушки;

· умение собрать пирамиду (4-5 колец);

· подобрать предметы по форме (собрать матрешку);

· сделать из палочек «забор», «стол».

· сопровождение игры речью.

Обследование лучше проводить, когда в группе мало детей, во время прихода и ухода их домой).

Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется.

Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление:

1) Типы нарушения произношения.

2) Уровня фонематического восприятия.

3) Уровня сформированности языкового анализа и синтеза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.