Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бухгалтерский учет и анализ






11.1. Структура бухгалтерского баланса. Типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций. Суть балансового метода отражения информации сводится к тому, что отражение объектов учета в балансе имеет двойственный характер, в зависимости от его целевого назначения. Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансово-хозяйственном состоянии экономического субъекта. Читая строки баланса можно узнать о том, что принадлежит организации на праве собственности и какова структура обязательств организации. Бухгалтерский баланс - это один из элементов методологической основы бухгалтерского учета.

Графически баланс представляет собой вертикальную таблицу, где верхняя часть называется активом, а нижняя - пассивом. В активе баланса отражаются средства по составу и размещению, а в пассиве - средства по источникам формирования и целевому назначению. Изучив структуру актива бухгалтерского баланса организации, можно получить информацию о том, куда размещены средства организации, а также в качестве чего используется каждый вид средств. Изучение структуры пассива дает информацию о том, за счет каких источников образовались средства, имеющиеся у организации, а также каково целевое назначение этих источников. Бухгалтерский баланс является главной формой бухгалтерской отчетности организации, которая составляется независимо от вида деятельности и формы собственности. Степень достоверности показателей бухгалтерского баланса имеет существенное значение. В частности, на основании балансовых показателей осуществляется анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта. Баланс дает представление об изменениях структуры, объема и удельного веса отдельных статей имущества организации (активов) и обязательств (пассивов) организации за отчетный период.
Итоговая сумма по активу и пассиву называется валютой баланса. Каждый вид средств или источник их образования в балансе указывается отдельно. Показатель, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, называется строкой баланса или статьей баланса.
Статьи баланса сгруппированы в разделы по экономически однородным признакам. Форму баланса утверждает Минфин Российской Федерации соответствующим приказом. Термин «баланс» в переводе с французского языка означает «равновесие». В бухгалтерском балансе это означает, что сумма всех статей актива равна сумме всех статей пассива.
Примерная структура баланса организации

АКТИВ Код
показате-ля На начало отч. периода На конец отч. периода
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
Основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности
Долгосрочные финансовые вложения
Отложенные налоговые активы
Прочие внеоборотные активы
ИТОГО по разделу I
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, расходы будущих периодов, товары отгруженные и другие аналогичные запасы и ценности)
НДС по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная)
Краткосрочные финансовые вложения
Денежные средства
Прочие внеоборотные активы
ИТОГО по разделу II
БАЛАНС

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Резервный капитал
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ИТОГО по разделу III
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
Отложенные налоговые обязательства
Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
Кредиторская задолженность (перед поставщиками и подрядчиками; персоналом организации; по налогам и сборам; прочие кредиторы)
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих расходов
Прочие краткосрочные обязательства.
ИТОГО по разделу V
БАЛАНС

Уравнение баланса

Сумма всех статей актива = Сумме всех статей Пассива

Так как в пассиве баланса отражаются капитал организации и ее обязательства (кредиторская задолженность) перед третьими лицами, то уравнение баланса можно представить так:
Сумма всех статей актива = Капитал + Обязательства
Равенство сторон баланса объясняется тем, что в активе отражаются средства по составу и размещению, а в пассиве отражаются источники формирования этих же самых средств. Следует отметить, что из бухгалтерского баланса не вытекает информация, о том, что какие именно статьи пассива послужили источником образования конкретных статей актива. Иными словами, на основании балансовой информации нельзя выявить прямой связи между отдельными статьями пассива и актива, хотя это можно предполагать и анализировать
Структура баланса — это удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам и источникам образования и валюты баланса. Она в значительной мере зависит от отраслевых и других особенностей хозяйствующего субъекта. Так, например, в активе подрядных строительных организаций существенное место занимают основные средства и незавершенное производство, а в активе торговой или посреднической организации доля основных средств незначительна. Правильное определение типа хозяйственной операции имеет существенное значение для понимания экономического содержания разного рода хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерском учете организации. Кроме того, освоение типов хозяйственных операций во многом способствуют правильному составлению бухгалтерских проводок.

 

11.2. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Содержание, строение, порядок записей хозяйственных операций на счетах. Многообразие различных хозяйственных операций, возникающих в процессе поступления и использования имущества, многочисленность источников его образования требует применения большого количества счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации.

В плане счетов счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием.

В настоящее время в промышленности, стройиндустрии, сельском хозяйстве применяется типовой план счетов, утвержденный Минфином в 2001 году. Каждый счет в плане счетов имеет свой номер, шифр (код), состоящий из двух цифр, например счет 01 «Основные средства». Применение шифров, кодов упрощает составление бухгалтерских проводок.

Забалансовые счета выделены в Плане счетов обособленно и раскрывают информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего предприятию, временно находящиеся в пользовании.

На основании Единого типового Плана счетов организации разрабатывают свой рабочий план счетов.

Бухгалтерский счёт - это основная единица хранения информации, которая необходима для правильной записи хозяйственных операций и подсчёта итогов после операции.

Счета бухгалтерского учёта - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам формирования, а также в зависимости от хозяйственных операций.

Для каждого вида имущества, обязательства, операции открываются отдельные счета со своим наименованием (шифром).

В балансе организации приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Оперативное управление организацией с целью принятия соответствующих управленческих решений вызывает необходимость иметь непрерывную информацию о состоянии и движении активов и источников образования. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов.

Система счетов – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за имуществом организации и хозяйственными операциями.

Для получения различных по степени детализации данных в бухгалтерском учете используются две группы счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические – для подробной их характеристики. Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а на аналитических счетах – аналитическим. Синтетический учет ведется в денежном выражении. В аналитическом учете используются три группы измерителей (натуральные, трудовые, стоимостные). Для оперативного управления и руководства работы организации, контроля и планирования размера оборотных средств, контроля за сохранностью собственности, учета затрат на производство требуются детальные сведения – счета предназначенные для такого вида учета называются аналитическими.

Между синтетическим счетом и относящимся к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь: сальдо (остаток) одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся.

Субсчета занимают промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами. Субсчет – способ группировки данных аналитических счетов, например, счет 10 «Материалы» имеет следующие субсчета: 1 – сырье и материалы, 2 – покупные полуфабрикаты, 3 – топливо и т.д. или счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» субсчет 2 – денежные средства выданные в подотчет, руб.

Например: к синтетическому счету материалы могут быть открыты аналитические счета: пиломатериалы хвойных пород, лиственных пород, конкретной толщины, сорта. Или аналитический учет по подотчетным лицам к счету 71 – конкретные фамилии лиц, которым выдали деньги под отчет, или их табельные номера или иные цифры, например, 71/2/35, где 71 – номер счета, 2 – субсчет, 35 – табельный номер. На синтетических счетах операции записываются общей суммой, на аналитических - частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму. Например: поступили материалы от поставщиков – пиломатериалы хвойных пород 1000 м3 на сумму 200000 руб., лиственных пород 2000 м3на сумму 300000 руб., общая сумма по счету 10 «Материалы» - 500000 руб.

Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта имущества организации или источников их образования. Счет представляет собой таблицу двухсторонней формы, например счет «Материалы», схема отображения счета в таблице 4.1

Таблица 4.1 Схема отображения счета

Дебет счета «Материалы» Кредит

Номер операции Дата, основание записи Сумма, руб. Номер операции Дата, основание записи Сумма, руб.
  10.09. Поступили материалы от поставщиков     15.09. Отпущены материалы в цех  
  ……. S   …… S

 

Остаток имущества или источников его образование на начало или конец периода называется «Сальдо». Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету.

Счет может иметь два оборота – дебетовый (ОбД) и кредитовый (ОбК).

Сн – сальдо начальное, Ск – сальдо конечное.

ПРАВИЛО: СкА = СнД + ОбД – ОбК.

Сальдо конечное в активных счетах равно сальдо начальное дебетовое плюс обороты дебетовые минус обороты кредитовые.

СкП = СнК + ОбК - ОбД

Сальдо конечное в пассивных счетах равно сальдо начальное кредитовое плюс обороты кредитовые минус обороты дебетовые.

Активные счета служат для учета хозяйственных средств, расположены в активе баланса, например, счет 01 «Основные средства», счет 10 «Материалы», счет 20 «Основное производство» и др.

Пассивные счета служат для источников формирования средств и расположены в пассиве баланса, например, счет 80 «Уставный капитал», счет 82 «Резервный капитал», счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.

В активно – пассивных счетах (сложные счета) сальдо может быть и дебетовое и кредитовое одновременно счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», или свернутое сальдо сч. 99 «Прибыли и убытки», сч. 90 «Продажи» и др.

1. Активные, для учёта хозяйственных средств (в активе баланса), например: счета 01, 10, 08, 20 и др.

2. Пассивные, для учёта источников образования хозяйственных средств (в пассиве баланса), например: счета 80, 82, 66, 67 и др.

3. Активно-пассивные, сальдо может быть и дебетовое, и кредитовое одновременно (счет 76) или свернутое (счет 99, 90, 91).

ПРАВИЛО: дебет в активных счетах показывает увеличение, кредит уменьшение; дебет в пассивных счетах показывает уменьшение, кредит - увеличение.

Характеристика активного счёта (счета 10, 50, 51, 01 и др.):

1. Отражается движение хозяйственных средств.

2. Сальдо начальное всегда дебетовое.

3. Получение средств - обороты по дебету.

4. Выбытие средств - обороты по кредиту.

5. Сальдо конечное всегда дебетовое.

Характеристика пассивного счёта (счета 66, 67, 05, 02 и др.):

1. Ведётся учёт источников образования средств (капитала и обязательств).

2. Сальдо начальное всегда кредитовое.

3. Обороты по дебету - уменьшение капитала или задолженность.

4. Обороты по кредиту - увеличение капитала.

5. Сальдо конечное - кредитовое.

Схема активно-пассивного счёта (счета 99, 90, 91, 76, 60 и др.)

Дт Кт

Сн - отражение дебиторской Сн - отражение кредиторской задолженности задолженности

1. Увеличение дебиторской 1. Увеличение кредиторской

задолженности. задолженности.

2. Уменьшение кредиторской 2.Уменьшение дебиторской

задолженности. задолженности.

 

11.3. Учетная политика организации, ее понятие, назначение, принципы формирования, содержание. В общем виде учетную политику можно определить как совокупность способов и действий ведения бухгалтерского учета, избранных исходя из установленных правил и особенностей хозяйственной деятельности организации и порядка их применения в конкретных хозяйственных ситуациях.

Учетная политика должна быть двухуровневой:

- общегосударственной

- хозяйствующего субъекта.

Цель общегосударственной учетной политики:

- обеспечение сопоставимости учетных данных в пределах страны и доступа к ним;

- предоставление достоверной и объективной информации о финансовом и нефинансовом состоянии экономики.

Она решает две взаимосвязанных задачи:

1 – создание реальных гарантий для организаций. Участвующих в хозяйственной деятельности и защита их интересов;

2 – создание гарантий для профессионалов, занятых учетом и аудитом.

Общегосударственная учетная политика состоит из совокупности основополагающих принципов и правил, а также из круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Ее формирование заключается в идентификации этих принципов, правил, приемов и способов. Она выражается в законодательных актах, инструкциях и других нормативных документах, выполнение которых обязательно для всех субъектов независимо от форм собственности, объема и вида работ, отрасли деятельности.

Основное назначение учетной политики организации – в соответствии с общегосударственной учетной политикой отразить деятельность организации, сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней.

Формирование учетной политики зависит от следующих факторов:

- организационно-правовая форма организации (АО, ООО, УП и т.д.)

- отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, торговля и т.д)

- масштабы деятельности организации (объем производства и реализации, численность работающих, стоимость имущества …)

- управленческая структура организации и структура бухгалтерии

- финансовая стратегия организации (стремление организации к уменьшению налогов из прибыли или к снижению себестоимости…)

- материальная база (наличие компьютерной техники, программного обеспечения..)

- степень развития информационной системы в организации, в т.ч. управленческого учета

- уровень квалификации бухгалтеров.

При разработке учетной политики учитываются следующие принципы и требования, соответствующие стандартам:

- принцип имущественной обособленности

- принцип непрерывности деятельности организации

- принцип последовательности применения учетной политики

- принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям:

- полноты

- приоритета содержания над формой

- непротиворечивости

- экономичности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

- выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета

- рабочий план счетов

- формы первичных документов, применяемые в организации, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а т.ж. формы документов для внутренней бух отчетности

- порядок проведения инвентаризации

- правила документооборота и технология обработки учетной информации

- порядок контроля за хозяйственными операциями

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики по конкретному направлению организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа исходя из действующих положений по бух учету и отчетности.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной информацией (приказом, распоряжением и т.п.)

Способы ведения бух учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Учетная политика должна быть единой для всех филиалов и подразделений, в т.ч. выделенных на самостоятельный баланс, независимо от места их нахождения.

Все вопросы решаемые методом учетной политики делятся на:

- методические (влияют на формирование финансовых результатов и оценку фон состояния организации)

- организационно-технические (приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерии).

 

11.4. Учет кассовых операций.

Для приема, хранения и расходования наличных денег организация имеет кассу. Порядок ведения кассовых операций утвержден ЦБ РФ. Ежедневно банк устанавливает организации лимит денежных средств в кассе. Сверх установленного лимита наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение трёх рабочих дней.
Кассу организаций возглавляет кассир – материально-ответственное лицо, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Кассир принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером. При этом вносителю выдаётся квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера и кассира, скреплённая печатью организации. При получении денежных средств в банке по чеку бухгалтером также выписывается приходный кассовый ордер. Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам или платёжным ведомостям. Документы на выдачу денег подписывают руководитель и главный бухгалтер.
Все кассовые операции кассир регистрирует в кассовой книге. Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в кассовой книге нумеруют, прошнуровывают и опечатывают круглой печатью организации. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они служат отчётом кассира. Подчистки и исправления не допускаются. Регистрация кассовых документов в кассовую книгу производится сразу после получения или выдачи денег. По окончании дня, кассир обязан подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе и передать в бухгалтерию отчёт с кассовыми документами под расписку.
Для учёта денежных средств организации, используется активный счет 50 «Касса». По Дт 50 – отражаются суммы, поступившие в кассу, по Кт 50 – суммы, выданные наличными. Сальдо по счёту 50 указывает на остаток денег в кассе. Все кассовые операции по Кт 50 отражаются в журнале-ордере №1, все операции по Дт 50 – в ведомости №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и ведомости №1 служат отчёты кассира. По приказу руководителя организации, ежемесячно проводится ревизия кассы.

Приходные операции Расходные операции
Поступление наличных денег с расчётного счета: Дт 50 Кт 51. Поступление неизрасходованных сумм от подотчётных лиц: Дт 50 Кт 71. Поступление в погашение недостачи: Дт 50 Кт 73. Поступление дебиторской задолженности: Дт 50 Кт 76. Поступление выручки от покупателей: Дт 50 Кт 62. Поступление взносов от учредителей: Дт 50 Кт 75. Выплата зарплаты: Дт 70 Кт 50. Выдача денег в подотчёт: Дт 71 Кт 50. Выдача депонированной зарплаты и алиментов: Дт 76 Кт 50. Сданы наличные деньги на расчётн

 

11.5. Учет операций на расчетном счете. Все временно свободные денежные средства предприятия, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на его расчетном счете, открываемом в отделении банка. Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета. В соответствии с Указом Президента РФ до мая 1995 года организация могла иметь в банках только один расчетный счет. С мая 1995 года такой Указ был отменен, и организации получили возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
заявление на открытие счета установленного образца;
копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства, заверенные нотариусом;
справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
копии документов о регистрации в качестве налогоплательщика во внебюджетные фонды;
карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации, заверенную нотариусом.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации по безналичным расчетам, а также выдает средства на оплат труда и хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений, платежных требований). В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в госбюджет, внебюджетные фонды, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным документам
Ежедневно банк выдает организации выписки из ее расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остаток денег на расчетном счете и суммы операций за определенный день. Бухгалтерия проверяет правильность сумм в выписке, и в случае ошибки извещает банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение десяти дней с момента получения выписки.
Выписка банка является регистром аналитического учета операций на расчетном счете. Обязательным реквизитом выписки являются: № Р/счета; дата предыдущей выписки и ее остаток; суммы поступившие или списанные с р/счета.
Синтетический учет операций на расчетном счете бухгалтерия организации ведет на активном счете 51 «Расчетный счет». Сальдо по счету 51 указывает на остаток денежных средств на расчетном счете; оборот по ДТ 51 отражает суммы, поступившие на р/счет,
Оборот по КТ 51 отражает суммы, списанные с р/счета. Все операции по Кт 51 счета отражается в журнале – ордере № 2 а все операции по Дт 51 счета – в ведомости № 2.
Основанием для заполнения этих реестров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Обязательное условие для заполнения ж/о 2 и ведомости №2 – это использование одной строки для каждой выписки.
Поступление денежных средств на р/счет:
1. Поступление выручки от покупателей Дт 51 Кт 612
2. Поступление наличных денег из кассы: Дт 51 Кт 50
3. Погашение дебиторской задолженности: Дт 51 Кт 76
4. Поступление взносов от учредителей: Дт 51 Кт 75
5. Зачисление кредитов банка: Дт 51 Кт 66, 67.
Списание денежных средств с р/счета:
1. Оплата счетов поставщиков: Дт 60 Кт 51
2. Перечислении налогов в бюджет: Дт 68 Кт 51

3. Погашение кредиторской задолженности: Дт 76 Кт 51
4. Получение наличных денег с р/счета: Дт 50 Кт 51
5. Погашение задолженности по кредитам Дт 66, 67 Кт 51

 

11.6. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Покупатели и заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Этот счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно [8; 54].
К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету [Приложение 6], а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
50 «Касса»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета» и др.
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
субсчет «Авансы полученные».
При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия делается проводка:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
субсчет «Авансы полученные»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если расчеты производятся при совершении товарообменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться по:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 

11. 7. Учет расчетов с подотчетными лицами. Подотчетные лица – работники предприятия, получающие денежные авансы на осуществление хозяйственных расходов и на затраты по случаю командировок. Порядок ведения кассовых операций определяет порядок выдачи денег под отчет. Выдача производится при наличии кассы и без кассы, выдается чек из кассы банка.
Полученные авансы разрешается использовать подотчетным лицам только на те цели, на которые они выданы. В течение 30 дней после возвращения из командировки подотчетные лица обязаны представить авансовый отчет об израсходованных суммах.
Расчеты с подотчетными лицами учитываются на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Подотчетное лицо в установленный срок должно представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с подтверждающими документами (товарные чеки) о факте приобретения предметов для административно-хозяйственных нужд. Остаток неиспользованной суммы подотчетное лицо возвращает в кассу предприятия по приходному кассовому ордеру.
Руководитель предприятия может отправить подотчетное лицо в служебную командировку (например, в поездку на определенный срок в другой регион или город для выполнения каких-либо поручений руководителя).
При направлении подотчетного лица в служебную командировку в пределах Российской Федерации в бухгалтерии предприятия оформляется командировочное удостоверение.
К авансовому отчету прилагаются оформленные документы, подтверждающие расход подотчетных сумм, по командировкам прилагается оформленное командировочное удостоверение и т. д.
В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются и определяются суммы, подлежащие утверждению руководством предприятия. На суммы, выданные под отчет, делается запись: Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
Кредит счета 50 «Касса».
На израсходованные суммы, принятые и утвержденные по авансовым отчетам, делаются записи:
Дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 10 «Материалы»,
Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Аналитический учет ведется по каждой авансовой выдаче. Выдача новых авансов может быть только при полном отчете по предыдущему авансу.

 

11.8. Классификация, оценка и учет движения основных средств в организации. Основные средства — это часть имущества, используемая в каче­стве средств труда при производстве продукции/выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение пе­риода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Сроком полезного использования является период, в течение ко­торого использование объекта основных средств приносит доход орга­низации. Для отдельных групп основных средств срок полезного ис­пользования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в резуль­тате использования этого объекта.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств яв­ляются правильное документальное оформление и своевременное от­ражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внут­реннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отраже­ние в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затрата­ми на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективнос­тью использования.

Для организации учета основных средств, отвечающего постав­ленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учётных регистров.

В организациях применяется единая типовая классификация ос­новных средств, в соответствии с которой основные средства группи­руются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.

По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности; про­изводственные основные средства других отраслей; непроизводствен­ные основные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на сле­дующие группы: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, произ­водственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихо­зяйственные дороги и пр.

К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и дру­гие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные сред­ства подразделяются на:

объекты основных средств, принадлежащие организации на пра­ве собственности (в том числе сданные в аренду);

объекты основных средств, находящиеся у организации в опера­тивном управлении или хозяйственном ведении;

объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

Различают первоначальную, остаточ­ную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как прави­ло, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц — исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) — по договоренности сторон;

полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств — по рыночной стоимости на дату оприходования;

приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — по стоимости цен­ностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Сто­имость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим испол­нение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовле­ние основных средств слагаются из:

сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по дого­вору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационных сборов, государственных пошлин и других ана­логичных платежей, произведенных в связи с приобретением (полу­чением) прав на объект основных средств;

таможенных пошлин и иных платежей;

невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, че­рез которую приобретен объект основных средств;

иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, соору­жением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по дове­дению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производит­ся в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (ус­ловных денежных единицах).

При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письмен­ной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспек­ций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в сред­ствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основ­ных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основ­ных средств.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтер­скому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допус­кается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при при­обретении определена.в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитани­ем из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобре­таемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

Переоценка основных средств осуществлялась двумя методами:

путем индексации их балансовой стоимости и путем прямого пере­счета балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1997 г. на соответствующие виды основных средств. Пе­реоценка осуществлялась организацией самостоятельно или с привле­чением специалистов-экспертов.

Уменьшение стоимости указанных объектов при переоценке от­ражали соответственно по дебету счетов 87 и 88 и кредиту счетов 01, 07, 08.

Увеличение суммы износа при переоценке основных средств от­ражали по кредиту счета 02 «Износ основных средств» и дебету сче­тов 87 или 88, а уменьшение износа — по дебету счета 02 «Износ основных средств» и кредиту счетов 87 или 88 в зависимости от их назначения.

Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной сто­имости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате пере­оценки зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счет 01 «Основные средства», кредитуют счет 83 «Добавочный ка­питал»).

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов (дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы», кредитуют счет 01 «Основные средства»).

Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уцен­ки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, отно­сится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохо­да. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счета 01 и кре­диту счета 91.

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьше­ние добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные перио­ды (дебетуют счет 83 «Добавочный капитал», кредитуют счет 01 «Ос­новные средства»).

Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, за­численной в добавочный капитал организации в результате переоцен­ки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода (дебетуют счет 91, кредитуют счет 01).

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки пе­реносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (кредитуют счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», дебетуют счет 83 «Добавочный капитал»).

Результаты переоценки основных средств, проведенной организа­цией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложе­ния:

Для целей налогообложения сумма добавочного капитала, списан­ного при выбытии основных средств, учитываться не будет.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлеж­ностями, выполняющими вместе одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный ин­вентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Ин­вентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с дви­жением основных средств.

Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. вклю­чающим те или иные приспособления, обособленные элементы, со­ставляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом эле­менте обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

 

11.9. Понятие, классификация и учет доходов и расходов и финансовых результатов организации.

Основным показателем рентабельности предприятия яв­ляется прибыль, которая отражает финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако в про­цессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьша­ют полученную прибыль и снижают рентабельность.

Конечный финансовый результат слагается из:

— финансового результата от реализации продукции, работ, услуг;

— от реализации основных средств и от реализации прочих активов;

— операционных доходов (расходов);

— доходов (расходов) от внереализационных операций;

— чрезвычайных доходов (расходов).

Прибыль (убытки) от реализации продукции (ра­бот, услуг) определяется как разница между выруч­кой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин, других вычетов, пре­дусмотренных законодательством Российской Феде­рации, и затратами на ее производство и реализа­цию. Перечень последних определяется Положени­ем о составе затрат но производству и реализации продукции (работ, услуг). Основная масса прибыли создается от реализации про­дукции, работ и услуг промышленного хозяйства. Орга­низации могут также реализовывать основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, цен­ные бумаги и другие активы.

Условное распределение полученной прибыли проис­ходит по двум основным направлениям:

1) вначале предприятие платит налоги, вносит в бюд­жет установленные платежи и отдает банку установ­ленные проценты;

2) после этого прибыль направляется на удовлетворе­ние потребностей предприятия.

И, если предприятие муниципальное или имеет выше­стоящий орган, то третьим направлением следует считать перечисление ему части прибыли.

• Общий финансовый результат (балансовая прибыль или балансовый убыток) отражается в отчетности (ф. № 2) в строке 140.

Балансовая прибыль — это кредитовое сальдо по сче­ту 99 «Прибыли и убытки», которое показывает превы­шение общей суммы прибыли и доходов над общей сум­мой потерь и убытков за отчетный период. В соответствии с законодательством РФ балансовая прибыль подлежит налогообложению.

Налогооблагаемая прибыль — величина балансовой прибыли, уменьшенной на величину льгот и увеличенной на величину сумм, подлежащих налогообложению. Для оп­ределения налогооблагаемой прибыли добавляются сверх­нормативные расходы и начисленные, но не оплаченные налоги, вычитаются виды прибыли, облагающиеся но став­кам, отличным от основной ставки (банковские услуги). Расчет налогооблагаемой прибыли не отражается на сче­тах бухгалтерского учета, приводится только в расчете налога с прибыли, который предоставляется в налоговую инспекцию.

Балансовый убыток — это дебетовое сальдо по счету 99. Чистая прибыль — часть балансовой прибыли, остав­шейся в распоряжении предприятия после уплаты нало­гов на прибыль в бюджет и отчислений на использован­ную прибыль. Чистая прибыль может быть использована на развитие производства, социальное развитие, матери­альную помощь работникам, поощрения, дивиденды.

Использованная прибыль — расходы предприятия из прибыли на расширенное воспроизводство, производ­ственные основные средства и объекты социальной сфе­ры, социальные нужды и материальные поощрения и дру­гие цели.

Изъятая прибыль — сумма денежных средств, сто­имость иного имущества, полученная собственником или участниками АО за отчетный период в счет прибыли хо­зяйствующего субъекта.

Нераспределенная прибыль — часть чистой прибыли, но распределенная между учредителями и направленная на накопление имущества организации.

Непокрытый убыток — сумма балансового убытка от­четного года, не покрытая резервным капиталом и резервными фондами, а также превышение суммы балансовой прибыли над величиной накопленной ранее нераспреде­ленной прибыли.

Для обобщения информации о доходах и расходах, свя­занных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи».

Обобщение информации об операционных и внереали­зационных доходах и расходах, являющихся прочими до­ходами и расходами, кроме чрезвычайных, производится на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, а также поступления, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайные доходы и рас­ходы относятся непосредственно на счет 99 «Прибыли и

убытки».

• Для обобщения информации о формировании конеч­ного финансового результата деятельности органи­зации в отчетном году предназначен активно-пассив­ный счет 99 «Прибыли и убытки». По дебету этого счета отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту — прибыли (доходы) организации. Сопо­ставление дебетового и кредитового оборотов за от­четный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:

— прибыль или убыток от обычных видов деятельнос­ти — в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

— сальдо прочих доходов и расходов за отчетный ме­сяц — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие до­ходы и расходы»;

— потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (сти­хийное бедствие, пожар, авария, национализация и т. п.) — в корреспонденции со счетами учета мате­риальных ценностей, расчетов с персоналом по оп­лате труда, денежных средств и т. п.;

— начисленные платежи налога на прибыль и плате­жи по пересчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расче­ты по налогам и сборам».

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» за­крывается. При этом заключительной записью декабря сум­ма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

• Построение аналитического учета по счету 99 «При­были и убытки» должно обеспечивать формирова­ние данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

В Международном стандарте МСФСО 1 (в ред. от 1997 г.) «Представление финансовой отчетности» определены дна способа представления информации о формировании финансовых результатов организации: метод характера за­трат, и метод функций затрат, или «себестоимости продаж».

Метод характера затрат применяется в неболь­ших организациях, где не требуется распределение операционных расходов в соответствии с функцио­нальной классификацией. Расходы объединяются в соответствии с их характером (например, амортиза­ция, закупки материалов, транспортные расходы, зарплата) и не перераспределяются между различ­ными функциональными направлениями внутри предприятия.

Метод функций затрат, или «себестоимости продаж», предполагает классификацию расходов в соответствии с их функцией. Это представление за­частую более приемлемо, чем классификация расхо­дов по их характеру. Однако распределение затрат по функциям может быть спорным и предполагает значительную долю субъективности.

Действующее законодательство определяет форму от­чета о прибылях и убытках, соответствующую способу представления информации о формировании финансовых результатов организации по методу функций затрат, или «себестоимости продаж».

 

11.10.. Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Начисляемые работникам суммы выплат следует разделить на че­тыре части: расходы на оплату труда, относимые непосредственно на издерж­ки производства (обращения), а также на эксплуатационные расходы непромышленных хозяйств, находящихся на балансе основной дея­тельности организации; расходы на оплату труда по операциям, связанным с заготовлени­ем и приобретением производственных запасов, оборудования к уста­новке, осуществлением капитальных вложений; выплаты в денежной и натуральной форме за счет остающейся в организации части прибыли; доходы, выплачиваемые работникам по вкладам в имущество орга­низации и ценным бумагам.

Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состо­ящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем ви­дам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пен­сионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет, как правило, пассивный. По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхова­ние, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету — удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выпла­ченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным пла­тежам.

Операцию по начислению и распределению оплаты труда, вклю­чаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 20 «Основное производство» (оплата труда производ­ственных рабочих);

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств);

Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала);

Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оп­лата труда работников обслуживающих производств и хозяйств);

Дебет других счетов издержек (28, 44, 45, 91, 97);

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму начисленной оплаты труда).

Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовле­нием и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают, как уже отмечалось в двух предыдущих главах, по дебету счетов 07, 08, 10, 11, 15 и кредиту счета 70.

Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70.

Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персона­лом по оплате труда».

Начисление доходов работникам организации по акциям и вкла­дам в его имущество оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Резервируемые суммы относят в дебет тех же счетов производ­ственных затрат, на которые отнесена начисленная зарплата работни­ков, и в кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

По мере ухода рабочих в отпуск фактически начисленные им сум­мы за отпускной период списывают на уменьшение созданного резер­ва. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Такой же записью оформляют начисление работникам вознаграж­дений за выслугу лет.

В случае пе­рехода части отпуска на следующий месяц выплаченная работни­кам за эти дни сумма отпускных отражается в отчетном месяце как выданный аванс (по дебету счета 70 и кредиту счета 50 «Касса»). В следующем месяце эту сумму включают в состав фонда оплаты труда и обычно отражают записью по начислению отпускных сумм (кредит счета 70 и дебет счетов производственных затрат или счета 96).

При натуральной форме оплаты труда, т.е. выдаче работникам в качестве оплаты труда

Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кредит счета 50 «Касса».

Не полученная в срок заработная Плата оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют следующую бухгалтерскую за­пись:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»;

Кредит счета 50 «Касса».

Последующую выплату депонированной заработной платы осу­ществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 50 «Касса».

Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пен­сионный фонд и на медицинское страхование используется пассив­ный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет имеет следующие субсчета:

1 «Расчеты по социальному страхованию»;

2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Пенсион­ный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию». При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 20 «Основное производство»;

Дебет других счетов производственных затрат (23, 25, 26 и др.);

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе­чению», субсчета 1, 2, 3;

Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, Пен­сионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, бере­менности и родам, пособий на детей и др.

Начисление работникам организации указанных пособий оформ­ляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе­чению», субсчета 1 и 2;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенси­онный фонд — в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинс­кого страхования — в соответствующие фонды. Перечисление оформ­ляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе­чению», субсчета 1, 2, 3;

Кредит счета 51 «Расчетный счет».

Обычно начисленную оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (с кредита счетов 70, 69). По окончании месяца учтен­ные на счете 29 затраты списывают в зависимости от имеющихся ис­точников финансирования в дебет счета 91 «Прочие доходы и расхо­ды» или счета 86 «Целевое финансирование» и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.