Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации изучают потребности людей






Содержательные теории мотивации изучают потребности людей. Они основаны на идентификации внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Большой вклад в теорию мотивации труда внес А. Маслоу, который является разработчиком структуры и иерархии человеческих потребностей, влияющих на мотивацию.

Эта теория в дальнейшем получила широкое применение и была названа пирамидой потребностей. А. Маслоу исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. Он сформулировал три фундаментальных допущения относительно человеческой природы, которые составляют основу его теории.

Люди суть нуждающиеся существа, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены.

Состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию (согласно А. Маслоу, “лучший способ побудить кого-нибудь к поиску любви — отказать ему в ней”).

Существует иерархия потребностей, в которой основные потребности более низкого уровня находятся на нижних ступенях, а потребности более высокого уровня — на самом верху.

Обычно человек испытывает сразу несколько взаимодействующих потребностей, сильнейшая из которых и определяет его поведение.

А. Маслоу выделяет 5 основных групп потребностей человека.

1. Физиологические потребности.К ним относят потребности в еде, сне, одежде, жилье, сексе. Их удовлетворение жизненно необходимо. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, благоприятных рабочих условиях. Работники, поведение которых определяется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда.

2. Потребности в безопасности.Под ними имеется в виду и физическая (охрана здоровья, безопасное рабочее место), и экономическая безопасность (денежный доход, социальное страхование). Эти потребности актуализируются только, когда удовлетворены физиологические потребности. Удовлетворение потребностей в безопасности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение, в том числе, уровень зарплаты и различные льготы.

3. Социальные потребности.Они ориентированы на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принятие, принадлежность к группе. В организации это проявляется в том, что люди входят в формальные и неформальные группы, так или иначе сотрудничают с коллегами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива.

4. Потребности в уважении.К ним относят как потребности в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, карьере. Самоуважение обычно формируется при достижении цели и связано с наличием самостоятельности и независимости. Потребности в уважении со стороны других ориентирует человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых могут быть выражение признания, похвала, почетные звания.

5. Потребности в самореализации.Включают в себя потребности в творчестве, осуществление собственных замыслов, реализацию индивидуальных способностей. По своему характеру потребности в самореализации более индивидуальны, чем другие.

Плюс к этому А. Маслоу разделил потребности в своей иерархии на две большие категории. Дефицитные потребности охватывают потребности на низших уровнях. Потребности роста и развития суть потребности в уважении и самореализации. Следует отметить, что дефицитные потребности удовлетворяются за счет факторов, так или иначе внешних по отношению к личности, а к ним относятся, например, пища, здоровая окружающая среда, друзья и любимые люди, тогда как потребности роста присуща личности, ее внутренним характеристикам.

Ниже перечислены возможные способы удовлетворения потребностей роста и развития в организации.

Методы удовлетворения потребностей роста и развития.

Потребность в уважении:

постоянное увеличение содержательности работ сотрудников;

эффективная обратная связь с результатами работ и реакцией руководителя;

высокая оценка и поощрение достигнутых результатов;

привлечение подчиненных к формулированию целей и разработке решений;

делегирование подчиненным достаточных прав и полномочий;

продвижение подчиненных по служебной лестнице;

обеспечение или поддержка обучения и переподготовки подчиненных, которые повышают уровень их компетентности.

предоставление возможности реализовать личностные и профессиональный потенциал;

поручение подчиненным сложных и важных заданий, требующих полной отдачи;

поощрение и развитие творческих способностей подчиненных.

Потребность в самовыражении:

Методика использования модели на практике: при использовании модели необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные потребности; развивать систему мотивации в соответствии с изменениями потребностей; создавать ситуации, в ходе которых работник удовлетворяет свои потребности во благо целей организации, основная задача – определить психологический портрет работника, имеющего одну активированную потребность, и поместить его на должность, где она будет удовлетворена с пользой для организации.

Недостатки теоретической модели:

Для того чтобы более высокий уровень потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно полное удовлетворение потребностей низшего уровня, т.к. поведение человека стимулируется не одной активной потребностью.Не вскрывается механизм перехода потребностей с одного уровня на другой (где предел насыщения?).Не понятен процесс воспроизводства потребностей со временем.Сложен механизм выявления активных (актуальных) потребностей.

В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы.

Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению. Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таблице заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.