Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право как общественный феномен






Право как социальное явление исследуют различные науки. Для историка право — это общественный институт, возникающий при определенных исторических условиях в целях регулирования жизнеде­ятельности людей и общества. Для политолога — средство реализации определенных социально-классовых интересов, «воля господствующего класса, возведенная в закон». Психолог принимает право как переживание применения правовой нормы. Социолог — как отношения между людьми. Юрист видит в нем систему норм и «юридическую форму бытия общества». Вместе с тем еще раз отметим, что изначально понятие «право» вырабатывалось философией наряду с такими понятиями, как «общество», «человек», «личность», «государство», «свобода», «справедливость», «долг» и др. И, несмотря на некоторое различие точек зре­ния, всегда рассматривалось и рассматривается как важнейший феномен общественной жизни, имеющий глубокие связи со всеми сферами существования индивида и общества.

В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности посредством ее нормативности, формальной определенности, закрепленной санкциями государства, а в догосударственном состоянии — санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом.

Главный признак права — соразмерность поведения и нормы, действий и требований, как общественных, так и естественных. Не случайно философы так много внимания уделяли человеку в «естественном состоянии» и человеку, «обремененному» общественным договором.

Философии принадлежит заслуга и в разработке исходного тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Вот лишь некоторые из них.

Обычай— стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности. В эпоху античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее — обычай или закон?

Правило— образец поведения или действия, принятый конкретным обществом.

Норма— узаконенное, признанное обязательным правило, причем не любое, а установленное обществом и государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Юридическая норма — форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закрепленных в соответствующем государственном документе.

История человеческого общества свидетельствует, что условием, предопределившим становление человека как биопсихосоциального существа, явились не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые правила — запреты, разрешения, пове­денческие стереотипы.

Можно с уверенностью утверждать, что право — сугубо человеческий феномен. Правда, мы говорим о праве на жизнь озер, растений, животных; отстаивая его, заводим «Красные книги»... Однако это поэтическое преувеличение. Право — феномен собственно человеческий, социальный, его возникновение связано с требованиями человеческой природы права на жизнь, права на средства жизни,

права на свободу. В отличие от животных оно построено не на инстинктах, а создается, контролируется и регулируется разумом.

Внутриродовые, внутриобщинные отношения носили первона­чально эгалитарный характер. Так, Н.Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что подаренный им одному из туземцев острова Борнео кусок ткани был моментально разделен поровну между членами племени. Сохранились воспоминания русского купца, когда-то побывавшего на Чукотке; он угостил мальчика-чукчу кусочком сахара, тот пососал его и передал стоящему рядом, так сахар и переходил изо рта в рот, от одного человека к другому, пока не растаял во рту последнего. Приведенные примеры говорят о том, что в родоплеменной общине деление на «мое» и «твое» еще не существовало, а господствовала норма «равенство всех во всем». Как норма, единая для всех, воспринималась и воля вождя. Общеобязательность ее выполнения не подвергалась сомнению. Таким образом, уже самые ранние нормы означали обязательные требования, согласовывавшие и регулировавшие совместную жизнь людей.

Постепенно возникли надобщинные структуры, осуществлявшие социально-нормативную регуляцию всей жизни первобытной общины. В исторической литературе они получили наименование «протогосударств». Протогосударство и естественное право оказались взаимосвязанными, в их основе лежит не классовое господство, как долгое время считалось в отечественной марксистской литературе, а эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую жизнедеятельность в жизнедеятельность, регулируемую определенными ценностями и нормами. Появление государства означало переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, акционерное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

Право прежде всего проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людь­ми, между человеком и обществом, упорядочивает организацию и деятельность государственного механизма, определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, разрабатывает механизм процедуры разрешения конфликтов, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отноше­ния между государствами.

Говоря словами И. Канта, право — это способность социального субъекта быть «господином самому себе», что всегда предполагает автономию и самостоятельность человека, нации, государства. Как справедливо пишет Э.Ю. Соловьёв, «на арене социальной жизни автономия обнаруживает себя как инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии».

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют разные подходы к пониманию права, которые можно разделить на два основных вида. Первый — запретительный, в котором право зиждется на принципе «запрещено все, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольности», титулы и владения). Второй — разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII века, провозгласившая принцип «разрешено все, что не запрещено». Просветители убедительно показали бесперспективность за­претительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.