Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Информационная парадигма






План занятия

 

1. Понятие компьютерной метафоры.

2. Идея информационного подхода.

 

Практически одновременно с внедрением системного подхода в психофизиологию началась ее интенсивная компьютеризация.

Кроме технических новшеств, выразившихся в возможности резко расширять объемы экспериментальных исследований и разнообразить способы статистической обработки данных, она привела к возникновению феномена " компьютерной метафоры".

Смысл компьютерной метафоры состоит в том, что человек рассматривается как активный преобразователь информации, а его главным аналогом считается компьютер.

Значение метафоры в изучении психологических и мозговых механизмов переработки информации выходит за рамки удачной аналогии. Фактически она создала новые исходные посылки для изучения этих механизмов.

Фундаментальную разработку идеи информационного подхода получили в философских трудах Д.И. Дубровского (1986, 1990).

Теоретические аспекты применения информационной парадигмы он не ограничивает изучением природы когнитивного функционирования. С его точки зрения, информационная парадигма приобретает определяющее значение в анализе психофизиологической проблемы. Он подчеркивает, что понятие информации, условно говоря, является двумерным, поскольку фиксирует и содержание информации, и ее кодовую форму. Это дает возможность в едином концептуальном плане отразить и свойства содержания (семантические и' прагматические аспекты информации), и свойства того материального носителя, в котором воплощена данная информация.

Впервые в отечественной психологии к понятию информации для изучения строения когнитивной сферы и анализа психофизиологической проблемы прибегнул Л.М. Веккер (1976). Он полагал, что информационный подход может стать общей концептуальной основой для построения единой теории психических процессов, охватывающих разные уровни и формы их организации.

Исходя из того, что психические процессы можно рассматривать как частные формы информации, он считал необходимым использовать кибернетический понятийный аппарат для построения единой теории психических процессов.

По Веккеру, в соответствии с иерархической матрицей частных форм пространственно-временного изоморфизма сигналов по отношению к источнику организованы все виды образов:

• элементарные сенсорные;

• сенсорно-перцептивные;

• собственно перцептивные;

• вторичные (представления).

Инвариантное воспроизведение в сигналах-образах пространственно-повременной структуры их объектов и делает образы частной формой кодов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.