Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Функциональная система как физиологическая основа поведения






 

План занятия

 

 

1. Методологическая основа психофизиологического описания поведения.

2. Механизмы достижения приспособительного результата.

3. Типы ФС.

4. Афферентный синтез.

5. Акцептор результатов действия.

6. Значение теории ФС.

 

В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина.

Функциональная система (ФС) - это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер взаимосодействия, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата.

ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.

Центральное место в ФС занимают результат деятельности и его оценка. Достичь результата - значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

• афферентный (приносящий) синтез всей поступающей в нервную систему информации;

• принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;

• собственно действие;

• сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

• коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Функциональные системы имеют разную специализацию: одни - осуществляют дыхание, другие - отвечают за движение, третьи - за питание и т. п.

ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности.

ФС имеют различное происхождение: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), другие индивидуальны и формируются прижизненно в процессе овладения опытом, составляя основу обучения.

ФС различаются по степени пластичности, то есть по способности менять составляющие их компоненты.

Афферентный синтез составляет начальную стадию каждого поведенческого акта, а следовательно, и начало работы ФС.

Эта стадия определяет все последующее поведение организма. Ее задача - собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды.

Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и определяет цель поведения.

Отбор такой информации зависит от цели поведения и предыдущего опыта, поэтомуафферентный синтез всегда индивидуален.

На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов:

- мотивационного возбуждения;

- обстановочной афферентации, то есть информации о внешней среде (лат. afferens -приносящий);

- извлекаемых из памяти следов прошлого опыта.

Команда, представленная комплексом афферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - центральный аппарат оценки результатов и параметров будущего действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные (лат. efferens -выносящий) сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация).

Начиная с первых своих шагов теория ФС получила признание со стороны естественнонаучно-ориентированной психологии.

В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978). Он считал, что внедрение теории ФС позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:

• произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;

• было сформулировано представление о роли " обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия; последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;

• было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия: " акцепторе" результатов действия.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.