Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика и источники Судебника 1550 г.






Судебник 1550 г. получил название Царского судебника. Он пред­ставлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем были отра­жены изменения в российском законодательстве за прошедшие пол­века. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятель­ности правительства в 50-е гг. XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженных в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г.

Судебник 1550 значительно усиливает роль центральных судебных органов, повышая значение великокняжеского суда, контролирующего суды удельных князей. Судебник ограничивает судебную власть наместников, расширяя институт доклада.

Проявление процесса усиления роли центральных органов и в частности судебных являются статьи Судебника, предусматривающие ответственность наместников и волостелей за взяточничество и волокиту.

Судебник 1550 усаливает защиту прав служилого дворянства и детей боярских. Ст.85 ограничивает право выкупа родовых вотчин, отменяет выдачу тарханных грамот и предусматривает отбирание старых. запрещает кабалить детей боярских.

Судебник подтверждает и развивает статью о крестьянском м отказе, увеличивая размер пожилого и вводя дополнительные пошлины, затрудняющие переход крестьян в Юрьев день.

Судебник 1550 выделяет новые особо опасные виды преступлений, направленных против гос. власти. Увеличивается так же количество составов должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда.

Вводиться «подписка» т.е. подлог судебных актов..

Среди имущественных преступлений проводиться попытка разграничения грабежа и разбоя, татьбы(похищение чужого имущества) и мошенничества.

Появляется новый вид наказаний тюремное заключение

Расширение и уточнение процессуальный норм идет по пути подчинения частных интересов государственным.

 

 

035. Общая характеристика «Стоглава» 1551 г.

К важнейшим законодательным источникам, содержащим значительно число норм церковного права относиться Стоглав 1551. Он является результатом законодательной деятельности Собора, созванного по инициативе правительства с целью проведения церковной реформы. Собор на котором председательствовал сам Иван 4 заседал с февраля по май 1551.Внутри господствовавшей церкви в это время появляется течение, выступавшие против церковного землевладения и «стяжательства». Это были так называем «нестяжатели», возглавляемые Нилом Сорским. А против них выступали «иосифляне», возглавляемы Иосифом Волоцким.

Правительство намеревалось добиться от собора согласия на секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Но это было отклонено.

Постановления собора провозгласили неприкосновенность церковного имущества, исключительную подсудность духовных лиц церковному суду, отменили жалованные грамоты, устанавливающие подсудность церковных лиц царю.

Собор своим решением провел унификации цекровных обрядов и пошлин на всей территории Росси. На Соборе были приняты нормы духовной жизни, повышающие моральный и образовательный уровень лиц духовного сословия.

Сборник решений Собора был поделен на 100 глав и получил название-Стоглав.

Его редакцию принято делить:

-пространную

-среднюю

-краткую.

Источники Стоглава:

-Библия

-церковный устав

- и др. богослужебные книги

-кормчие

-различные канонические сборники

Стоглав наряду с Номоканоном(византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные) основным кодексом, определявшим жизнь представителей духовенства, их взаимоотношения с обществом и государством.

Помимо церковного законодательства Стоглав содержал нормы относившиеся к сфере государственного, уголовного, семейного и гражданского права, обеспечивавшие услиленную защиту интересов духовного сословия.

 

 

036. Общественный строй Руси в период сословно-представительной монархии (конец XVI – первая половина XVII вв.).

Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий).

1. Правящий класс достаточно четко делится

- на феодальную аристократию (бояр)

а) Экономическая база - вотчинное землевладение

- на служилое сословие (дворян).

а) экономическая база — поместное землевладение.

Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

Городское население

" - получает устойчивое наименование " " посадские люди" ". "

- сложилась определенная иерархия:

а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства)

* наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

б) суконная сотня

* наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)

г) слободы (ремесленные кварталы и цехи).

" - значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного " " тягла" " (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась " " белыми слободами" ". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из " " черных слобод" " квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных " " белолистцами" " городских имуществ."

" а) Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное " " тягло" " " " белые слободы, и возвратив в посад ушедших тяглецов. "

б) Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Крестьяне

- Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.

" а) Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило " " Юрьева дня" " (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата " " пожилого" "). "

" б) Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С I581 г. вводятся " " заповедные лета" ", в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался. "

" в) Составлявшиеся в 50? 90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об " " урочных летах" ", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 — 15 лет). "

" г) Заклю­чительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее " " урочные лета" " и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян."

- Прикрепление развивалось двумя путями:

* внеэкономическим

* экономическим (кабальным).

- В XV в. существовало две основных категории крестьян:

* старожильцы

вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину.

* новоприходцы.

как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

- По форме зависимости крестьянин мог быть

* половником (работать за половину урожая)

* серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды:

" - ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить " " детей боярских" ")"

- учащаются случаи отпуска холопов на волю.

- закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.