Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Барьеры коммуникации и искажение информации.

Барьеры коммуникации помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом.

Они препятствуют адекватному приему, пониманию и

усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

На современной стадии развития общества необходимо применение системного подхода к формированию и изучению моделей коммуникации, включающего рассмотрение

информационного процесса в социальном контексте.

Это помехи, мешающие осуществлению контактов между коммуникатором и

реципиентом. Барьеры возникают как в технической системе, так и в механизме общения.

Барьеры коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех:

1. 1. Технические помехи. Источником таких помех является сам канал

коммуникации (факс, телефон) когда в канале коммуникации появляются препятствия

проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации

или же частично, искажая информацию или же усекая ее.

2. 2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и

реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме

сообщения

3. 3. Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных способностей,

особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к

запоминанию и переработке информации.

4. 4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным

социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами,

ограничениями в получении информации.

5. 5. Культурно-национальные причины. Особенности в межнациональных

коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке

различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

Целью изучения барьеров коммуникации социологами является выяснение причин

возникновения и способов влияния на эффективность информационных связей в социальных

системах. Психологи рассматривают барьеры коммуникации с точки зрения психологии общения,

различий психологического восприятия информации.

В различных моделях коммуникации, кроме названных барьеров, могут возникнуть и свои

собственные, специфические, узкопрофильные, также могут комбинироваться отмеченные

барьеры коммуникации.

Наличие или отсутствие барьеров в каналах коммуникации проверяется путем

сопоставления информации на входе и на выходе данного канала. Эту информацию не всегда

удается проверить. Наличие в коммуникационной системе обратной связи позволяет осуществить

такую проверку. В технических сетях коммуникации устанавливаются специальные приборы,

блоки, проводящие такие сравнения и отыскивающие искаженную информацию.

Препятствия на пути прохождения информации создают серьезные проблемы в

коммуникативных отношениях. Препятствия могут возникнуть и на этапе получения, и на этапе

передачи, и на этапе приема информации. Или иначе, те люди (или системы), которые обладают

информацией, которую нужно передать кому-либо не в состоянии сообщить ее адресату; те, кто

должен организовать передачу информации также по тем или иным причинам могут быть лишены

возможностей сделать это; а те кто должен получить информацию, также могут оказаться не в состоянии принять и/или усвоить ее.

Наиболее часто в межличностных коммуникациях возникают языковые барьеры.

Трудности применения языка возникают даже при достаточно хорошем владении одним и тем же языком обеими сторонами. Если одна сторона начинает понимать, что партнер по общению не

понимает специфических терминов, то он их заменяет понятными, а в дальнейшем общении

постарается их избежать. Официальная речь сильно отличается от повседневной. Военные

говорят, применяя строго определенные термины, понимаемые однозначно. Если же предложить философу говорить на том же языке, что и военные, то будьте уверены, что суть философии также может быть выхолощена.

Одним словом стилистические барьеры, связанные с несоответствием

стилей коммуникантов или содержания и стиля в некоторых случаях может привести к полному

непониманию сторон, участвующих в языковой коммуникации

Многие семантические проблемы (распознавание значения слов) исчезают, если вступая в общение (устное или письменное), необходимо сделать интерпретацию наименее редко

используемых слов и терминов, имеющих двоякое толкование. Правильное определение свойств знаковых систем (семиотика) также дает возможность специалистам даже используя достаточно сложные знаковые конструкции понимать друг друга и избежать абракадабры

Семантические барьеры возникают по причине придания неправильного значения

используемым в коммуникациях символам (слова, рисунки, действия) т. е. вызваны

несоответствием кодов, используемых сторонами коммуникации. Из нескольких возможных значений коммуникатору нужно выбрать одно таким образом, чтобы оно однозначно

воспринималось реципиентом. Много проблем возникает при осуществлении коммуникации между представителями различных культур. В этом случае обе стороны далеко не всегда знают

хорошо значения всех применяемых сторонами слов и выражений, тем более не всегда адекватно интерпретируют их в контексте использования с учетом интонации, громкости, пауз, сопутствующих невербальных жестов. «Всякий раз, когда мы интерпретируем символ на основе наших предположений, а не фактов, мы делаем умозаключения, которые являются существенной частью коммуникаций.

 

Письменные тексты существенно отличаются от устных. Если в устной речи собеседник

может переспросить, уточнить непонятное слово, то при получении письменного сообщения этого сделать практически невозможно. Несмотря на имеющиеся недостатки дистанционных

коммуникаций, осуществляемых с помощью текстов, тем не менее современную цивилизацию без письменных сообщений. представить невозможно. Более подробно правила применения

семиотики и семантики рассмотрены нами в разделе «Общение как коммуникативный процесс».

Процесс обмена информацией может быть нарушен по субъективным причинам (склад

ума, психологические особенности восприятия и др.). Предвзятость отношения к определенной информации часто приводит к исключению из текста сообщения неприятных для участника коммуникации информации. Результатом такого отношения к информации, например, явилось поражение союзников в Арденнах в декабре 1944 года. Это случилось именно за счет предвзятости к информации, полученной разведывательной службой более низкого уровня, данные которой разведкой более высокого уровня были проигнорированы, так как у них по этому

поводу мнение уже сложилось. Аналогичные препятствия могут возникнуть из за избегания контакта одним из партнеров.

Нарушения в процессе обмена информацией может также происходить из за так

называемого «эффекта специализации». Группа «узких» специалистов, как правило применяет

наименьшее количество действий по отношению к получаемой информации, чаще всего

истолковывает ее с точки зрения ее приближения к привычной форме и в наименьше степени

желает нарушать сложившиеся представления. Они расшифровывают и используют информацию в рамках средств, находящихся в их распоряжении.

Препятствия при обмене информацией происходят также и из за различного статусного

положения работников. Информация в таких коммуникациях фильтруется как при прохождении снизу вверх, так и сверху вниз. При прохождении информации снизу вверх часто у нижестоящих

возникает желание снискать уважение у вышестоящих руководителей и по этой причине они приукрашивают информацию. Они часто говорят руководителю то, чего они хотят услышать. Вышестоящие руководители уважительное, вежливое отношение к ним воспринимают как

реальное отношение к ним, хотя зачастую это выражает лишь соотношение должностей по статусу. Стоит только снять руководителя с должности, как отношение большинства бывших подчиненных к нему изменится. Одна из основных причин игнорирования сведений поступающих снизу вверх заключается в незрелости, амбициозности руководящего персонала. Многие

руководители наслаждаются своим правом не слушать или не прислушиваться к мнению

подчиненных.

Наличие статусного барьера в коммуникациях имеет и положительные стороны. Статус ограждает руководителя от возможной траты времени впустую из за осуществления

малоэффективных, дублирующих, малозначимых коммуникаций, которые могут быть

реализованы на более низком уровне.

 

Фонетические барьеры - возникают на перцептивном уровне (от лат. Perceptio -

«восприятие») и сигнификативном - иметь способность различать вышестоящие, значимые единицы - элементы языка: морфемы, слова, предложения (от лат. significate - «обозначать»).

Пецептивный (быть объектом восприятия) фактор может служить барьером коммуникации из за неразличимости звуков, плохого произношения, неприятия темпа речи, а сигнификативный фактор - по причине непонимания обозначенного словами, морфемами, предложениями смысла

 

Любые препятствия продвижения информации по каналу коммуникации нарушают работу

коммуникативной системы. Поэтому в такой системе должен предусматриваться механизм систематической диагностики состояния системы. Он, в частности должен предусматривать

возможность определения места возникновения барьеров на ранней стадии. Это позволить минимизировать потери от нарушений в ее работе. В частности, функциональные нарушения

коммуникативной системы могут происходить из за уменьшение пропускной способности каналов

коммуникации, задержи прохождения информации. Наиболее опасно полное «закупоривание»

даже одного канала коммуникации, когда прохождение информации по этому каналу в обоих направлениях прекращается.

 

В этих случаях необходимо производить шунтирование нарушенного канала

коммуникации, «прокладывая» канал, параллельный к нарушенному участку. При этом вовсе не

обязательно нарушенный канал (или участок) заменять идентичным. Допустим, агент фирмы,

выехал в труднодоступный и слабо обеспеченный средствами коммуникаций регион для

уточнения ряда деталей и при положительном исходе подписания договора. Мобильный телефон,

являвшийся на данный момент единственным средством его связи с руководителем фирмы (канал коммуникации), вышел из строя, т.е. произошло закупоривание канала. В качестве временного шунта к основному каналу коммуникации агент использовал телеграмму, а чуть позже, когда ему удалось найти доступ к электронной почте, т. е. установить более эффективный шунт.

Коммуникационный шунт в отличие от параллельного канала коммуникации используется

временно на период выхода из строя основного канала коммуникации.

Искажение информации достаточно частое явление в системах коммуникации.

Искажение появляется при такой передаче информации, когда ее смысл искажается. Потеря

информации сопровождается недополучением всего сообщения или ее части.

Известно, что даже обычные текущие замечания министра, генерального директора

подчиненными пересказываются, истолковываются по своему, порой полностью искажается

смысл сказанного. Чем больше ступеней передачи информации, тем более вероятность искажения

информации.

Автором настоящих строк многократно демонстрировалась в аудитории схема искажения

информации при ее передачи через 2-5 ступеней. Даже при пересказе теста, объемом в половину

страницы при передаче ее из уст в уста через 5 ступеней содержание текста искажалось до

неузнаваемости. При попытке передать содержание 3-4 рисунков, помещенных на одной странице,

уже на второй ступени мы сталкивались с препятствиями, вызванными субъективным

истолкованием рисунков. При этом, студенты часто обращали на несущественные детали, упуская

главное. Например, девушки замечали элементы украшений, упуская при этом самых главных

участников коммуникации, запечатленных на рисунке. Юноши замечали конфигурации женских

тел, или же элементы, демонстрирующие мужскую силу, совсем не замечая при этом элементы

окружающего людей ландшафта. Причем, детализация описаний, сосредоточенных на каком-либо, элементе полностью соответствовала их интересам, вкусам, потребностям, но ни в коем случае не было обосновано целесообразностью сосредоточиться на главных элементах информации, на которые обращал внимание преподаватель.

 

Итак, в наибольшей степени искажается информация при передаче ее через большое

количество ступеней и на большие расстояния. Однако последнее обстоятельство никаким

образом не касается расстояний, мгновенно преодолеваемых техническими средствами.

Технические средства помогли преодолеть географическое расстояние и тем самым приблизить субъекты коммуникаций. Это усилило возможности контроля за прохождением информации через каналы коммуникации.

Однако осуществление коммуникаций посредством технических средств лишает

участников коммуникаций эффекта «живого общения». Телефон, хотя и является в некоторой степени аналогом непосредственного общения, не дает возможности прочувствовать оттенки «живой речи», мимики, жестикуляции. Даже видеоинтерактивная двухсторонняя связь не дает возможность полностью заменить непосредственное публичное общение. Даже если на экране монитора видно лицо собеседника, жесты рук, тем не менее отсутствует ощущение полного

контакта, дающего возможность кроме обозначенных элементов почувствовать так называемые

флюиды (некое биоэнергетическое поле, излучаемое человеком).

Если адресаты письменного взаимодействия не знают друг друга, то текст

обезличивается полностью. Никакое письмо, даже адресованное близкому человеку,

понимающего все оттенки написанных слов и выражений, вызывающих воспоминания и

представления, не может полностью заменить «живое общение».

Неправильное или неполное понимание содержания сообщения может быть вызвано как

недостаточностью, так и избыточностью информации, заложенной в сообщении. Недостаточность

информации восполняется путем применения повторных запросов или же домысливается,

достраивается. Избыточную информацию часто не успевают полностью обработать, передать и

осмыслить. Избыточность создается из за повторения одного и того же сообщения в различных

формах по многим каналам повторяя его во времени.

Сознательное или неумышленное искажение информации происходит при передаче

письменных сообщений по вертикали вверх-вниз. В документах, которые готовятся для передачи

вниз по ступени часть информации, которую руководство считает ненужным разглашать,

упускается, часть приукрашивается, а часть комментируется в нужном свете. При передаче

письменных сообщений вверх негативная информация или упускается, или комментируется в

свою пользу; позитивная информация разворачивается под выигрышным углом, усиливается.

Если же у руководителя появляется подозрение, что полученное сообщение имеет элемент

предвзятости, то необходимо получить информацию повторно с другого источника, имеющего

противоположную точку зрения с тем, чтобы в последующим, сравнив их, определить причину

тенденциозности.

 

20. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах. Производство и потребление информации.

Информацию мы здесь понимаем как комплекс сведений, необходимых для успешного

функционирования коммуникативной системы. Согласно утверждению французского социолога

А. Моля действуют глубинные факторы, превращающие информацию в качественно новое

состояние.

Структура знаний намного сложнее структуры информации. По своему содержанию

социальная информация является совокупностью знаний о состоянии и взаимодействии

различных институтов общества и воздействия общественного сознания на общественную практику. Социальная информация - это актуальная для общества и находящаяся в обращении часть знания. Она включает в себя сведения, отражающие объективную и субъективную

социальную реальность о процессах, мотивах, чувствах, настроениях, фактах, основанных на интересах и потребностях различных социальных групп. Потоки информации, циркулирующие в

обществе обслуживают различные социальные образования (социальные институты, организации, группы и др.). Специализированная информация имеет конкретного адресата. Такая информация фиксируется или отражается в системе норм и требований. Массовая же информация

универсальна по своему содержанию, ее адресат представляет собой систему «с открытыми

границами».

Или иначе массовая информация является видом социальной информации, которым

пользуется большая по величине масса людей как на этапе ее производства, как и на этапах распространения и потребления.

Массовая информация универсальна и по типам и уровню, и по исследуемым системам, и по видам знаков, и по тематике.

В связи с этим, наиболее актуальной является сегодня проблема раскрытия связи в системе

«человек - информация - коммуникация». Только во и взаимосвязи трех компонентов возможно углубление коммуникативных связей, расширение форм и типов их организации. Именно

информация, благодаря массовым коммуникациям, становится всеобщей и выводит человека в мир глобального сообщества, обеспечивая интенсификацию функционирования отмеченной

системы. Массовая коммуникация как вид социальной коммуникации представляет собой процесс распространения массовой информации. Это и процесс общения в больших общностях, и

взаимодействие большого количества сторон, в процессе которого происходит интенсивный обмен огромным количеством информации.

Последнее представляет собой массовую

коммуникацию, опосредованную техническими средствами, позволяющими адресовать

информацию одновременно большому количеству потребителей

Таким образом, информация, как единственный инструмент осознания процессов и

явлений, становится глобальным национальным ресурсом научно-технического прогресса и

развития всего человечества. Становление развитого государства невозможно без формирования

информатизированного общества. Решение глобальных проблем прямо зависит от умелого

использования информации, основанной на новейших технологических достижениях.

Информация как глобальная ценность содействует освоению и преобразованию окружающего

человека мира, содействует ему в социально-культурном творчестве.

Для успешного использования информации в различных отраслях знаний необходимо

проводить исследования проблем неоднозначности восприятия информации, инерции массового

сознания; разрабатывать социотехнические модели информационной сферы.

21. Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть.

Сегодня жизнь невозможно представить без информационных технологий. Интерактивное

телевидение, мультимедиа, использование компьютерной техники в телевидении повышают

интенсивность распространения информации и воздействия её на людей. Средства доставки электронной информации непрерывно совершенствуются, благодаря электронные СМИ вышли на

первый план среди других средств массовой информации. С внедрением космических

спутниковых систем коммуникаций, информационной сети Интернет формируется глобальная

информационная инфраструктура, существенно меняется информационное пространство. Сегодня

мировые компьютерные информационные системы, предназначавшиеся в первоначальном

варианте для исполнения других функций, стали сильнейшими средствами массовой информации

на базе принципиально нового носителя информации. Такая революция на информационном поле

СМИ ставит новые международные правовые вопросы. ЮНЕСКО в 1995 году одобрило

среднесрочную стратегию обеспечения свободного потока информации и развитие

телекоммуникаций на 1996-2001 гг. Пакт о либерализации телекоммуникационных рынков,

подписанный в 1997 году 68 странами Всемирной торговой организации дает правовую базу

дальнейшего развития глобальной информационной магистрали. Таким образом, бурное развитие

и происходящая конвергенция аудиовизуального, телекоммуникационного и компьютерного

секторов привело к новой ситуации на рынках СМИ, изменению принципов его развития,

взаимодействия с государством и обществом.

В связи с этим требуется проведение анализа механизма воздействия средств массовой

информации (СМИ) на общественное мнение, общественное сознание и массовое поведение

людей. Хотя сами средства массовой информации исследуется многими учеными, пока ещё не

разработана методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на

массовую аудиторию, оценки состояния, осуществление контроля за характером реакции

массовой аудитории на то или иное воздействие со стороны различных СМИ.

Изучением СМИ занимались различные отечественные и зарубежные ученые и школы.

Анненбергская школа создана в 1959 году при Пенсильванском университете, которая

осуществляла свои исследования в трех направлениях: «анализ кодов и форм структурирования

образов и сообщений, исследование поведения различных групп в коммуникационном процессе и

изучение коммуникационных систем, институтов и политики. Эта новая концепция, ее

продуктивность в исследованиях и публикациях внесли существенный вклад в тенденцию

превращения изучения коммуникаций в составную часть академической организации научного

познания»

Получили известность исследования содержания телевизионных передач, проведенные

авторами этой школы в 1967 году. Телевидение рассматривалось как одно из средств сохранения

целостности сложившихся общественных отношений и структур. Исследователи утверждали, что

телевизионная система является стабильной и закрытой структурой, способной вводить

«массового зрителя в круг особой условной культуры со своими устоявшимися представлениями о

жизненных ценностях и порядках... Методология Анненбергской школы предполагает два уровня

изучения системы телевизионных сюжетов и образов: системный, выявляющий структуру

главных ареалов телевизионного пространства, и культивационный, устанавливающий, что

конкретно усваивается в сознании телезрителей в качестве общественных норм и ценностей... С

помощью этого индикатора определяется состояние общественного сознания и психологии,

мнения, вкусы, пристрастия и потребности, которые порождаются социальными системами и

оказывают на них свое ответное влияние. Устанавливается также и закономерная зависимость

места и роли СМИ в обществе от характера собственности на эти средства»101[101].

Синтез телекоммуникаций и информационных технологий с аудиовизуальными

средствами массовой информации открывает новые возможности в прогрессе научного подхода к

распространению информации. В то же время глобализация телекоммуникаций ставит проблему

сохранения культурного многообразия, распространяя однородные информационные продукты и

услуги.

Различные люди или социальные группы не одинаково понимают, а потом и оценивают

полученную информацию из средств массовой информации. Многие новости погружают

массовую аудиторию в сферу медиасобытий, которая формирует некую достаточно

самостоятельную подсистему в социальной системе. Эти события могут быть и нереалистичными,

т. е. находиться в сфере так называемых псевдособытий, внушающих зрителям ложные

представления о явлениях и процессах. Так или иначе эта субсистема все же зависит от

социальной системы. Современными исследователями ставится задача выяснить причины

распространения таких новостей и закрепления их в массовом сознании..

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Действующая инновационная система и управление знаниями в компаниях, исследовательских центрах, университетах, проектных и других организациях. | Amy Plum- If i should die / Эми Плам- Если я должна умереть




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.