Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т. ранней селекции Т. поздней селекции






(Бродбент, Трейсман) (Д. и Э. Дойч, Д.Норманн)

 

Представители теории ранней селекции: человек не всю информацию, которую получает, направляет на ответную реакцию, а часть отбрасывает до анализа. Представители поздней селекции: да, человек отбрасывает часть информации, но фильтр после анализа, а не до.

Теория множественной селекции (человек может «отключаться» на любом этапе) – на каких-то этапах процесс переработки информации как последовательный, на каких-то – как параллельный.

Трейсман – теория интеграции признаков. 1 стадия – раздельная параллельная регистрация различных признаков стимула. Эти признаки еще не локализованы в пространстве – свободно плавающие признаки. 2 стадия – человек склеивает последовательно эти свободно плавающие признаки. По мере накопления человеком опыта он научается фиксировать не отдельные признаки, а несколько признаков сразу.

2. Теория ресурсов внимания. Д.Канеман. Дополнение к теории фильтров, селекции. Существует некоторая определенная емкость ресурсов у человека, которые мы можем распределять. По мере восприятия и анализа чего-то разные системы наши познавательные, которые в этом участвуют, предъявляют к этой емкости ресурсов запрос. Запросы суммируются. Есть блок распределения, который распределяет внимание в связи с запросами познавательных систем. Ранний сенсорный уровень восприятия в определенном внимании не нуждается, потому что информация действует от стимула к человеку, а когда образы узнаем – нужно внимание. Функции блока распределения: отбор структур деятельности, к которым направляется внимание; дозирование внимания (расход усилия определяется не интенциями субъекта, а трудностью задачи (в основном)). Существует и механизм обратной связи: блок распределения контролирует его адекватность. Канеман допускает влияние человека на этот процесс, но в ограниченных объемах

3. Теория непрерывного внимания (внимания как перцептивного действия). У.Найссер. Его не устраивала идея ограниченности. Дело не в фильтре, а в схеме, навыках человека. Схема – внутренняя когнитивная структура, участвующая в поиске и переработки входной стимуляции. Она предвосхищает информации в окружающей среде. Отбор информации связан не с фильтром, а с возможностями, спецификой схемы, которая у него сложилась. Схема складывается всю жизнь. Человека в принципе можно многому научить, если специально затратить на это усилия и время.

Селекция информации происходит независимо от механизмов фильтрации. Избирательность информации обеспечивается предвосхищением и непрерывной настройкой перцептивной системы. Мы что-то заранее отбрасываем, потому что знаем, на какую область надо обратить внимание. Количество информации из нерелевантного источника не лимитируется и зависит только от навыков наблюдателя.

 

10 ноября 2012г

* К зачету:

Пишем в зачетке: Психология – Миронова – 20.12.2012. не забыть написать свою фамилию в правом верхнем углу страницы зачетки!

Зачет письменный: 17 декабря. Русское отделение – 16.00, ром-герм – 17.00. остальные отделения – по желанию. Проставление: 20 декабря с 11 до 12 часов (старосты с зачетками)*.

 

Определить процесс мышления пытались многие. 1920 г, Фрейд: причина появления мышления - найти способ удовлетворения биологических потребностей.

Ж.Пиарже в 1952г считал, что возникновение мышления связано с процессом адаптации к окружающей среде. Мышление – это, с одной стороны, ассимиляция, когда человек усваивает новую информацию, а с другой стороны – аккомодация, когда человек приспосабливает созданную уже схему к новой информации.

1933, Дьюи: мышление возникает тогда, когда появляется несоответствие между ожиданиями человека и реальными событиями. Например, надо записать номер телефона. Если под рукой карандаш или ручка – действия автоматизированы. А если осознаем, что записать нечем, то появляется мышление.

 

Мышление и решение задач (задача в данном случае – цель, данная в определенным условиях).

1958, группа американских ученых (А.Ньюэлл, Г.Саймон, Дж.Шоу) создали систему «Универсальный решатель задач». Они исходили из того, что можно придумать модель решения практически любой задачи. Задача – различие между двумя состояниями А и В. Состояние А – то, что уже существует. Состояние В – цель. Решить задачу – значит произвести преобразование над А, чтобы оно стало В. Путь решения – надо на каждом шаге сравнивать признаки А и признаки В.

Позже отмечалось, что задачи, с которыми сталкивается человек, разные. Райтман: можно выделить 5 типов задач (нельзя придумать универсальный способ решения всех типов задач, нудны такие способы для каждого типа задач). 1965, типы задач:

1. Преобразование или создание состояний, объектов или скопления объектов. (изготовление кошелька из кусочка кожи)

2. Человек должен изобрести или указать на конечный объект, обладающий определенными признаками (известными). Нужно угадать. (загадки, головоломки).

3. Имеется один или несколько компонентов, каждый из которых – конкретный объект, из них надо изготовить что-то с определенными свойствами (кулинарные рецепты)

4. Имеется хорошо определенный объект и известно его конечное состояние, которое мы должны получить. Задача – осуществить определенные преобразования над этим объектом, которые помогут достичь требуемого состояния. (поломка автомобиля – починить).

5. Смешанный – любые сочетания первых четырех. В реальной жизни мы чаще всего имеем дело со смешанным типом задач.

Приблизительно в это же время он со своими коллегами пытались исправить универсальный решатель задач, который назвали Аргус. 2 компонента: центральный исполнитель и семантическая сеть элементов. Недостатки, которые Райтман выявил в унивесральном решателе задач Ньюэлла, Саймона, Шоу. Он определил:

- Не все шаги осуществляются последовательно, иногда операции осуществляются параллельно (в универсальном решателе задач – только о последовательности говорилось)

- доступ к информации не всегда осуществляется полностью человек фокусируется на каких-то способах решения задач, какая-то информация становится более активированной в его памяти. Какая-то информация может подвергаться затуханию (даже в процессе решения задачи).

 

Подходы к решению задач.

1. Торндайк (конец 19 века): человек решает задачу методом проб и ошибок. Эксперименты на животных. Помещал кошку в темный ящик, из которых можно было выбраться только, когда она дергала за шнурок внутри. Кошка внутри металась и случайно задевала за шнурок, и ящик открывался. С каждым разом кошка научалась выбираться из ящика быстрее и быстрее.

2. Интуитивное научение, В.Кёлер. Эксперименты с шимпанзе, когда обезьяне давали бананы, которые были достижимы или на расстоянии. Обезьяна сначала когда у нее не получалось, уходила, потом вдруг вскакивала и делала, что надо (брала палку или ставила ящики). Пока обезьяна сидела и вроде бы ничего не делала, она продолжала анализировать ситуацию, и решение приходило само собой – озарение, прозрений, инсайт.

3. 1966, Хадсон. На решение задач влияет в первую очередь стиль мышления. Выявил 2 стиля: конвергентное мышление (стандартное, предполагает нахождение только одного верного ответа на вопрос) и дивергентное мышление (нестандартное мышление, когда человек быстро находит несколько вариантов решения проблемы, и все они подходят). Один из тестов: сколько способов применения кирпича вы можете придумать?

4. Де Боно, 1977, латеральное мышление. На решение задачи влияет латеральное мышление (способ решить задачу нетрадиционным путем). Это способ увидеть задачу в ином свете. Пример: представьте, что вы вернулись на самолете откуда-то, подошли к стоянке и увидели, что у вашей машины замерзли замки. Де Боно предлагал: для чего надо разморозить – чтобы войти – чтобы доехать до дома – чтобы принять душ, выспаться и т.д. поэтому выспаться, принять душ и т.д. можно в гостинице около аэропорта, а утром легче будет. Методики Де Боно используют врачи для работы с больными и помочь им увидеть ситуацию под другим углом.

5. Мозговой штурм. Выбирается группа людей, которые будут генерировать идеи, группа экспертов, которые будут оценивать. Надо заглушить в себе внутреннего контроллера, который мешает нам озвучивать идеи.

6. Лачинс, 1942. Открыл, что на решение задачи влияет установка. Если мы научились определять определенный тип задач решать определенным способом, значит мы в следующий раз попытаемся подобную задачу решить тем же способом. Это мешает нам решать другим способом, иногда мешает вообще ее решить.

7. Гештальтпсихологи, Кёлер, К. Дункер: людям свойственны определенные принципы мышления.

1. Функциональная ригидность (К.Дункер). испытуемых – на 2 группы. Одной группе давал экран (кусок плотного картона), три картонных коробки, спички (в коробочке), кнопки (в коробочке) и небольшие свечки (в коробочке). Второй группе – то же, только без трех коробочек. Задача - прикрепить свечу к экрану, чтобы ее можно было зажечь. Испытуемые, которым коробочки решали отдельно, решили быстрее и в большем кол-ве (свечки – надо было в коробочки). Функциональная закрепленность означает, что человек склонен использовать объекты в соответствии с той функцией, которая ему знакома.

2. Принцип замкнутости. Закон хорошей формы, когда мы нечто неполное восстанавливаем до формы. Задача о 9 точках. Соедините между собой все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги и не проходя дважды по одному и тому же отрезку. Мешает решить задачу то, что мы не выходим за пределы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.