Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация семантической памяти.






Проблема эта исследователей интересовала очень давно. Работы, претендующие на статус серьезных, появились в 40-х годах 20 века.

Первый работы – Бусфилд. Он считал, что слова и понятия в нашей памяти представлены в виде кластеров (это группа или скопление исходных элементов), т.е. в одной кучке – названия предметов мебели, в другой – названия фруктов и т.д. такие выводы он получил экспериментальным путем: он давал задание испытуемым поиграть в ассоциации. В качестве стимула для ассоциации бралось название категории (например, птицы). Эта точка зрения просуществовала относительно недолго.

70-е годы - Смит, Шобен, Рипс: названия объектов в нашей памяти организованы по категориям, но в эти категории входят не только названия объектов, но и признаки. Авторы, сразу поняв, что не все члены категорий характеризуются определенными признаками, разделили их на разделяющие и характеризующие. Различать они их предлагали туманно: признаки образуют непрерывное пространство, и мы можем ставить границы самостоятельно, как хотим.

 

Примерно в это время появилась другая модель организации семантической памяти. Коллинс и Квиллиан: слово, понятие организует узел в нашей памяти. Понятия организованы иерархически. Есть еще и признаки. У узла может быть много стрелочек – признаков. Их может быть сколько угодно. Это шаг в сторону пропозициональной организации нашей семантической памяти, только 2 вида отношений: быть и иметь.

Животное

Имеет кожу

Ест

Дышит

Двигается

ПтицаРыба

Имеет крылья имеет жабры

Имеет перья может плавать

Может летать

 

Встал вопрос о том, что такое категория и категоризация.

Э.Рош исследовала вопрос о том, как устроена естественная категория. Вначале было такое представление: мир поделен на категории без остатка. Рош: мир на категории без остатка поделить нельзя. Категории имеют центр и периферию. В центре располагаются наиболее типичные представители категории. На периферии – менее типичные. Те, которые ближе всего к прототипу, - в центре. Они определялись экспериментально: фрукт – яблоко, в Дагестане – виноград, дыня и т.д. Ее эксперименты: просила испытуемых заменить название категории (птица) на название конкретного представителя категории. (Я видела, как птицы летят на юг). Потом она открыла так называемое фамильное сходство: она установила, что члены категорий обладают разными признаками как бы в случайном порядке. Как члены семьи по-разному наследуют черты лица, так и члены категории по-разному наследуют черты категорий.

Следующие модели. Андерсон и Бауэр представляли содержание семантической памяти в виде пропозиций и рисовали их в виде деревьев – пропозициональные сети. Понятие в нашей памяти не существует в памяти в виде отдельных слов, узлов, а в виде событий. Поиск в памяти – сравнение дерева-запроса с теми деревьями, которые хранятся в нашей памяти. Изначально событие представлялось в виде подлежащего и сказуемого. Позже, когда начались исследования эпизодической, автобиографической памяти, появилось предположение. Что в нашей памяти хранится информация о контексте события (место и время).

(контекст) C F (факт)

S Подлежащее
P Сказуемое
R Отношение
O Объект

 

 


P

S

L T (Иван) R O с друзьями

Место Время (встретился)

(кафе) (вечер)

 

Последняя модель: Память как система скриптов (схем событий) Шенк, Абельсон – ресторанный скрипт. В нашей памяти есть организованные стереотипные единицы информации (скрипты), которые создаются людьми в обычных ситуациях. У нас есть скрипт похода в библиотеку, поездки на отдых и т.д. Если такого скрипта у нас нет, мы испытываем неудобство, и пытаемся его создать. Скрипты имеют функцию предвосхищения. Это удобно в частности с точки зрения того, на что нам сейчас надо обратить внимание. + Наличие скрипта позволяет восстановить логику событий, последовательность.

Существование в нашей памяти тоже проверялось экспериментальным путем. Испытуемым давали 84 слова, потом проверяли, что запомнили. Эти слова были связаны со скриптом концерт. Если давали слова в естественном порядке (как приходит, раздевается и т.д.) – процент воспроизведения очень высокий. А если вперемешку – намного ниже. Подобный эксперимент был с названиями песен Битлз (одним давали по названия по группам, другим – было перепутано).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.