Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память как процесс переработки информации






1965, Во, Норман – теория двойственности (=двухкомпонентная модель строения памяти)

У повторения 2 функции: передача информации из кратковременной памяти в долговременную и удержание информации в кратковременной памяти. Информация может утрачиваться (забываться) только из кратковременной памяти.

 

повторение

П.П. (КВП)
В.П. (Д.В.П.)

 


входная стимуляция

 

Забывание

П.П. – первичная память (кратковременная); В.П – вторичная память (долговременная).

1969, Аткинсон, Шиффрин – трехкомпонентная модель строения памяти (=теория множественности).

УКВП
з

КВП
з

з

ДВП

 

УКВП – ультракратковременная память (сенсорное хранение). Забывание связано с каждым из трех блоков (причины разные). Информация может циркулировать из КВП в ДВП и наоборот + стрелка из УКВП в ДП.

 

4 процесса, свойственные каждой из структур (УКВП, КВП, ДВП)– компонентные, бессознательные, автоматические (от стимула к субъекту):

1. Процесс ввода информации (кодирования)

2. Хранение информации

3. Извлечение информации

4. Забывание (утрата) информации

 

Ультракратковременная память (УКВП) = сенсорное хранилище. Основная функция – воспринимать и опознавать информацию.

· Ввод и кодирование: кодирование модально-специфическое (в какой модальности информацию получили, в той она и хранится).

· Хранение: объем ограничивается только способностями человека и особенностями ситуации (не видим то, что за спиной). Время хранения (для слух модальности – от 250 милисекунд до 4 сек, для зрительной модальности, для зрительной – от 250 милисекунд до 2 сек).

· Извлечение: считывание без поиска

· Забывание: причины: угасание со временем, маскировка (зашумление) другой информацией.

 

Кратковременная память (КВП). Главная функция – удержать часть задачи, создать некоторое рабочее пространство для ее решения.

· Ввод и кодирование: информация вводится, когда мы направляем на нее внимание. Считается, что информация в КВП преимущественно перекодируется в акустико-артикуляционный код, потому что нам так легче повторять. *анализируются ошибки, которые делают люди, когда воспроизводят информацию. Они связаны чаще всего со звучанием букв при воспроизведение, а буквы показывались визуально*

· Хранение: Время хранения – обычно называется 30 сек (условно). Объем – классический вариант – 7+\-2 элемента (есть данные, что 3-5). Во, Норман – метод зонда: каждому испытуемому последовательно предъявляли ряд чисел, состоящий из 16 элементов, при этом одно из чисел встречалось 2 раза. Задача: какое число стояло перед зондом (то число, которое встреч 2 раза), когда она встретилась первый раз. Чем ближе к концу последовательности встречался зонд, тем лучше воспроизводилось нужное число.

· Извлечение: Спернберг, эксперимент был связан с хронометрированием. Человеку показывали на экране набор из цифр от 1 до 6. Потом возникала 1. Надо было ответить, была ли она в предыдущей последовательности или нет. Если цифра была 1-2, то тратилось меньше времени на ответ. Человек тратит 400милисекунд+(30мс x n), где n-количество цифр в ряду.

· Забывание: причины:

– угасание со временем;

- отсутствие повторений;

- смещение (выталкивание) информации новой (при маскировки информация не уходит)

 

Долговременная память (ДВП). Главная функция – кумулятивная (=накопление и усиление действия). Э. Тулвинг (1927 – род.) по происхождению из Эстонии, начал работать в Канаде, потом в Америке. Один из самых известных исследователей памяти. Он разделили долговременную память на декларативную (память знаний) и процедурную (память навыков и умений). Декларативную память он разделил на эпизодическую (память о событиях нашей жизни, датированных во времени; плохо структурирована) и семантическую (наш умственный тезаурус. Обобщенные знания о мире; память о словах, правилах, событиях, идеях. Хорошо организована).

· Ввод и кодирование: кодирование преимущественно семантическое.

· Хранение: объем трудно установить, он индивидуален. Со временем то же (память живет столько же, сколько человек или меньше).

· Извлечение: поиск, который имеет множество форм (не просто перебор)

· Забывание: причины:

- интерференция или со стороны нового материала (тогда это ретроактивное торможение (просят вспомнить старый адрес, мы говорим новый)), или со стороны старого материала (это проактивное торможение (просят назвать номер телефона, а мы называем старый));

- отсутствие нужного ключа (на отдыхе встречаем человека, лицо которого нам кажется знакомы, но не можем вспомнить);

- мотивированное забывание (забываем информацию, приносящую нам сильные негативные эмоции);

- угасание со временем (если долго не пользуемся, отсутствует повторение).

Теория уровней переработки информации (Крейк, Локхарт). Направлена на то, чтобы описать процессы. Которые происходят в памяти. Авторы теории выделяют в памяти разнонаправленные процессы (от стимула к субъекту и от субъекта к стимулу). Сознательные процессы – от субъекта к стимулу. Память – некоторый континуум. Информация может перерабатываться субъектом на разных уровнях, это может быть поверхностный уровень – физические признаки объекта, а может быть семантически уровень, там выделяются содержательные признаки объекта. говорили, что чем глубже информация закодирована, тем легче она воспроизводится из памяти.

Испытуемому бегущей строкой на экране показывали 40 в 1ой группе и 60 во второй. Надо было нажимать кнопку, когда показывали слова с большой буквы, во 2-ой группе нужно нажимать на кнопку, если слово рифмуется с прилагательным, которое дано было заранее. Потом испытуемых обеих групп просили воспроизвести слова. при которых они наживали на кнопку, во 2ой группе результаты были лучше, т.е. 2ой группе надо было перекодировать инф-цию, в 1 гр. этого не требовалось. Так постепенно с глубиной переработки улучшалось качество воспроизведения.

 

Как сейчас подходят к анализу кратковременной памяти. В 80-х годах 20 века А.Бэддели высказал идею о том, что оперативная (рабочая) память утроена сложнее, чем мы представляем. Но перед учеными постоянно стоял вопрос, что такое кратковременная память: активированное подмножество ДВП или отдельная структура. Бэддели включил в эту структуру следующие блоки:

- центральный исполнитель (главный блок, который контролирует распределение внимания между другими блоками) и осуществляет сложное преобразование информации.

- Визуально-пространственная матрица, в ней 2 подсистемы: пространственная подсистема (хранит информацию о локализации объектов в пространстве) и зрительная подсистема (хранит информацию о форме (зрительный характеристиках) стимула).

- Фонологическая петля (хранилище для речевого материала на 1, 5 – 2 секунды, обеспечивает процессы артикуляции)

- эпизодический буфер (функция – синтез информации из визуально-пространственной матрицы и фонологической петли, строит на этой основе целостный эпизод, связывает ее с ДВП).

 

 

3 декабря 2012г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.