Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы, порядок функционирования ИС.






 

Из лекции 1 известно, что основными процессами преобразования информации являются следующие процессы (Слайд 21):

 

сбор информации;

комплектование информации;

поиск и выдача сведений для абонентов системы;

поддержание целостности, актуальности и сохранности информации.

 

Этипроцессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков (Слайд 22):

 

· ввод информации из внешних или внутренних источников;

· обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

· вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

· обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Поэтому для реализации функций ИС, указанных выше выделяют три самостоятельные функциональные подсистемы (Слайд 23):

1. Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему и включает совокупность источников информации, организационно-технологические цепочки отбора информации для накопления в системе. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей ИС в целом.

 

ИС может обрабатывать (перерабатывать) только ту информацию, которая в нее введена. При этом качество работы ИС определяется не только ее способностью находить и перерабатывать нужную информацию в собственном массиве и выдавать ее пользователю, но и способностью отбирать релевантную информацию из внешней среды.

Такой отбор и осуществляет данная подсистема, которая накапливает данные об информационных потребностях пользователей ИС (внутренних и внешних), анализирует и упорядочивает эти данные, образуя информационный профиль ИС. Алгоритм отбора информации осуществляет преобразование входных потоков в информационный массив ИС.

 

2. Подсистема представления и обработки информации составляет ядро ИС и является отражением представления разработчиками и абонентами системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать ИС.

 

Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке ИС.

Эта подсистемаосуществляет преобразование входной информации и запросов, организацию их хранения и переработки с целью удовлетворения информационной потребности абонента ИС.

 

Реализация функций данной подсистемы предполагает наличие:

 

· аппарата описания информации, а именно информационно - поискового языка, систем кодирования и языка описания данных;

· организации и ведения информации (логическая и физическая организация, процедуры ведения и защиты информации и т.д.);

· аппарата обработки и переработки информации (алгоритмы, модели и т.д.).

 

Все три указанные составляющие определяются двумя параметрами ИС: характером обработки информации и функциями ИС.

 

3. Нормативно-функциональная подсистема подготовки и выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов, системы.

 

Даннаяподсистема непосредственно реализует удовлетворение информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей ИС. Для выполнения этой задачи подсистема проводит изучение и анализ информационных потребностей, определяет формы и методы их удовлетворения, оптимальный состав и структуру выходных информационных продуктов, организует сам процесс информационного обеспечения и сопровождения.

 

Для выполнения этих функций требуется:

 

· аппарат описания и анализа информационных потребностей и их выражения на языке ИС;

· аппарат непосредственно информационного обеспечения (процедуры поиска и выдачи информации, языки манипулирования данными и т.д.).

 

При одинаковости выполнения функций этой подсистемойв ИС разных типов они существенно отличаются между собой. Особенно это заметно при сравнении документальных и фактографических ИС, которые будут подробно рассматриваться позже.

Информационным ядром подсистемы представления и обработки информации ИС (внутренним носителем знаний о предметной области) является база данных (БД). Понятие базы данных является центральным в сфере технологий автоматизированных информационных систем.

 

Определение 1 (Слайд 24): База данных — совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ.

Определение 2. (Толковый словарь по информатике – Москва - Финансы и статистика -1991 ): База данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Определение 3. (ГОСТ): Система управления базами данных (СУБД) - совокупность программ и языковых средств, предназначенных для управления данными в базе данных, ведения базы данных и обеспечения взаимодействия ее с прикладными программами.

 

Расширенное определение 4 (Слайд 25): СУБД - комплекс программных средств, реализующих создание баз данных, их поддержание в актуальном состоянии, а также обеспечивающих различным категориям пользователей возможность получать из БД необходимую информацию.

Информационным ядром подсистемы представления и обработки информации ИС высшего уровня является банк данных (БНД), или автоматизированный банк данных (АБД) – совокупность следующих компонентов (Слайд 26):

 

· БД,

· СУБД,

· прикладные компоненты ИС (набор входных и выходных форм, типовых запросов для решения информационно-технологических задач в конкретной предметной области),

· комплекс технических средств, на которых они реализованы.

 

9. Расширенная классификация ИС

 

ИС можно классифицировать по различным признакам (Слайд 27):

1. По назначению:

 

· справочные ИС,

· системы информационного обеспечения,

· справочно-информационные системы, имеющие самостоятельное целевое назначение.

Справочные функции являются наиболее распространенным типом функций ИС и заключаются в предоставлении абонентам системы возможностей получения установочных данных на определенные классы объектов (Лица, Организации, Телефоны, Адреса и т. п.) с жестко или произвольно заданным набором сведений. Видами таких ИС, реализующих чисто справочные функции, являются всевозможные электронные справочники, картотеки, программные или аппаратные «электронные записные книжки» и их более развитые аналоги в виде т.н. персональных ИС.

 

2. По количеству пользователей и территориальному признаку (Слайд 28):

· однопользовательские (например, ИС, использующая в качестве ПО приложение Excel),

· многопользовательские низкого уровня (например, ИС построенная наприложении Access),

· многопользовательские высокого уровня - ИС уровня предприятия ( распределённые, очень большие, сверхбольшие ).

 

3. По оперативности обработки информации (Слайд 29):

 

· система реального времени,

· система оперативной обработки трансакций,

· система пакетной обработки.

 

4. По признаку структурированности задач (Слайд 30):

· для структурированных задач;

· для частично структурированных или неструктурированных задач:

 

o создающие управленческие отчеты;

o разрабатывающие альтернативные решения (модельные и экспертные).

 

5. По функциональному признаку и уровням управления (Слайд 31):

 

· производственные системы;

· системы маркетинга;

· финансовые и учетные системы;

· системы кадров (человеческих ресурсов);

· прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

 

6. По степени автоматизации (Слайд 32):

· ручные,

· автоматические,

· автоматизированные.

 

7. По характеру использования информации (Слайд 32):

 

· информационно-поисковые системы,

· информационно-решающие системы:

 

o управляющие ИС,

o советующие ИС.

8. По сфере применения (Слайд 32):

 

· ИС организационного управления,

· ИС управления технологическими процессами (ТП),

· ИС автоматизированного проектирования (САПР),

· Интегрированные (корпоративные) ИС,

· Вычислительные ИС.

Технологические функции ИС заключаются в автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонентов какой-либо производственной или организационной структуры. К системам, обеспечивающим подобные задачи, относится широкий класс автоматизированных систем управления (АСУ, АСУ ТП). Другой разновидностью технологических информационных систем являются системы автоматизации документооборота.

9. По составу перерабатываемой информации, предъявляющие жесткие требования к аппарату ее описания, организации и поиска (Слайд 33):

· документальные ИС (слабо структурируемая информация);

· фактографические ИС (жестко структурируемая информация);

· документально-фактографические ИС.

· геоинформационные системы.

10. По масштабу (Слайд 34):

 

· всемирные,

· международные,

· республиканские,

· региональные,

· отраслевые,

· объединений,

· предприятий и подразделений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.