Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классы экспертных систем.






Экспертные системы (ЭС) классифицируются (Слайд 12):

 

· По способу формирования решения:

 

o аналитические системы - предполагают выбор решений из множества из­вестных альтернатив (определение характеристик объектов)

o син­тетические системы – генерируют неизвестные решения (формирова­ние объектов).

 

· По способу учета временного признака:

o статические системы - решают задачи при неизменяемых в процессе решения данных и знаниях и осуществляют непрерываемое решение задачи от ввода исходных данных до конечного результата;

o динамические системы - допускают изменения в данных и знаниях в процессе решения и предусматривают возможность пересмотра в про­цессе решения полученных ранее результатов.

 

· По видам используемых данных и знаний:

 

o системы с детерминированными (четко определенными) знаниями;

o системы с неопределенными знаниями. Под неоп­ределенностью знаний (данных) понимается их неполнота (отсутст­вие), недостоверность (неточность измерения), двусмысленность (многозначность понятий), нечеткость (качественная оценка вместо количественной).

 

· По числу используемых источников знаний:

 

o построенные с использованием одного источника знаний;

o построенные с использованием множества источников знаний.

 

Источники знаний могут быть альтернативными или дополняющими друг друга.

В соответствии с перечисленными признаками классификации, как правило, выделяются следующие четыре основных класса экс­пертных систем (Слайд 13):

Классифицирующие ЭС - решают задачи распознавания ситуаций, т.е. определяют принадлежность анализируемой ситуации к некоторому классу. В качестве основного метода формирования решений используется метод логического дедуктивного вывода от общего к частному, когда путем подстановки исходных данных в некоторую совокупность взаи­мосвязанных общих утверждений получается частное заключение.

Доопределяющие ЭС - более сложный тип аналитических задач представляют задачи, которые решаются на основе неопределенных исходных данных и применяемых знаний, этом случае экспертная система должна как бы доопределять недостающие знания, а в пространстве решений может получаться несколько возможных решений с различной вероятностью или уверенностью в необходимости их выполнения. Доопределяющие ЭС могут использовать для формирования решения несколько источников знаний.

 

Для аналитических задач классифицирующего и доопределяющего типов характерны следующие проблемные области (Слайд 14):

 

· Интерпретация данных - выбор решения из фиксированного множества альтернатив на базе введенной информации о текущей ситуации. Основное назначение - определение сущности рассматри­ваемой ситуации, выбор гипотез, исходя их фактов. Типичным при­мером является экспертная система анализа финансового состояния предприятия.

· Диагностика - выявление причин, приведших к возникнове­нию ситуации. Требуется предварительная интерпретация ситуа­ции с последующей проверкой дополнительных фактов, например, выявление факторов снижения эффективности производства.

· Коррекция - диагностика, дополненная возможностью оцен­ки и рекомендации действий по исправлению отклонений от нор­мального состояния рассматриваемых ситуаций.

Трансформирующие ЭС. (Слайд 15) В отличие от анали­тических статических ЭС синтезирующие динамические ЭС предполагают повторяющееся преобра­зование знаний в процессе решения задач, что связано с характером результата, который нельзя заранее предопределить, а также с динамичностью самой проблемной области.

В качестве методов решения задач в трансформирующих ЭС используются разновидности гипотетического вывода:

 

· генерации и тестирования, когда по исходным данным осу­ществляется генерация гипотез, а затем проверка сформулирован­ных гипотез на подтверждение поступающими фактами;

· предположений и умолчаний, когда по неполным данным подбираются знания об аналогичных классах объектов, которые в дальнейшем динамически адаптируются к конкретной ситуации в зависимости от ее развития;

· использование общих закономерностей (метауправления) в случае неизвестных ситуаций, позволяющих генерировать недос­тающее знание.

Многоагентные системы. (Слайд 16) Для таких динамических систем ха­рактерно распределенное решение задач несколькими программны­ми агентами, каждый их которых обладает собственной базой зна­ний и механизмом вывода.

Программные агенты, как прави­ло, выполняют поручения людей, субъектов решения задачи, и в этом смысле их заменяют. При этом они реагируют на события во внешней среде (реактивные агенты), обрабатывают ситуации, при­нимают решения, передают результаты решения задач пользовате­лям и во внешнюю среду. Наиболее интеллектуальные (когнитив­ные) агенты способны обучаться и изменять правила своего поведе­ния.

При совместном решении задач несколькими программными агентами образуются многоагентныесистемы (MAC), с централизо­ванным или децентрализованным управлением.

В первом случае MAC должна иметь, по крайней мере, один агент, который выпол­няет роль координатора (диспетчера), планирующего и контроли­рующего реализацию процессов.

 

Во втором случае все агенты само­стоятельны в своем поведении.

 

 

Для МАС характерны следующие особенно­сти:

 

· Проведение альтернативных рассуждений на основе исполь­зования различных источников знаний с механизмом устранения противоречий;

· Распределенное решение проблем, которые разбиваются на параллельно решаемые подпроблемы, соответствующие самостоя­тельным источникам знаний;

· Применение множества стратегий работы механизма вывода в зависимости от типа решаемой проблемы;

· Обработка больших массивов данных, содержащихся в базе данных, и способность к самообучению, изменяющая правила пове­дения агентов;

· Использование различных математических моделей и внеш­них процедур, хранимых в базе моделей;

· Способность прерывания решения задач в связи с необходи­мостью получения дополнительных данных и знаний от пользовате­лей, моделей, параллельно решаемых подпроблем.

Для синтезирующих динамических ЭС наиболее применимы такие проблемные области, какпроектирование, прогнозирование, планирование, диспетчирование, мониторинг и управление.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.