Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое сопровождение социально- профессионального становления личности. Влияние профессиональных групп и коллективов на становления личности(с.57-59)






Личность строится в процессе реальной жизни и деятельности ребенка, управляемых воспитанием. Это влияние опосредуется уже ранее сложившимися качествами его личности, что находит свое выражение в особенностях отношения самого ребенка к действительности. Изучение характера этого отношения, в котором, с одной стороны, раскрываются уже сложившиеся особенности личности, а с другой стороны, формируются новые качества, составляет, согласно взглядам Л. И. Божович, главный предмет исследования в психологии.

В результате этих и других исследований в отечественной психологии воспитания, по сути дела, оформились три ключевые идеи рассмотрения воспитательного процесса.

Первая – это анализ механизмов преобразования внешних воспитательных воздействий педагога в личностные новообразования школьника. Некоторые авторы настаивают на варианте прямого превращения социальных идей во внутренние детерминанты поведения.

Другой подход к пониманию воспитательного воздействия акцентирует внимание на ценностном отношении самого воспитанника к усваиваемым нормам. В этом случае ведущую роль в нравственном воспитании школьников призвано играть соотношение их нравственных знаний и нравственных переживаний. Эмоциональный компонент социального опыта наиболее ярко проявляется в виде чувства удовлетворения при хорошем поступке и неудовлетворения при плохом. Однако применительно к формированию качеств личности такая схема нуждается в определенном уточнении. В качестве одного из возможных подходов Б. Битинас предложил рассмотреть механизм «интернализации».

Вторая идея – это обусловленность воспитания активностью воспитанника. Данный вариант рассмотрения воспитательного процесса связан с использованием механизма саморазвития личности на деятельностной основе.

Третья психологическая идея – это обусловленность процесса воспитания специально созданной воспитательной средой. В этом случае взаимодействие воспитателя и воспитанников протекает в двух основных формах – через педагогическое отношение и педагогическое общение. Поскольку такое структурное образование носило социальный характер, то для его рассмотрения наиболее приемлемым оказался понятийный аппарат социальной психологии.

Б. Битинас считает, что психологическая сущность процесса воспитания наиболее полно может быть выражена с помощью такого понятия, как инернализация, которое он рассматривает как процесс, в ходе которого осуществляется «превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, побуждающую воспитанника к социально ценному поведению и деятельности и удерживающую его от социально нежелательных поступков».

Для формирования убеждений характерны следующие особенности.

1. Необходимо обеспечить реализацию процесса выработки социальных понятий, так как содержанием убеждений являются идеи-понятия.

2. Для выработки убеждений мало эмоциональных переживаний, требуется обеспечить проявление адекватных высших чувств.

3. Формирование убеждений предполагает выработку достаточного опыта требуемого социального поведения.

Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности

По мнению А. Г. Асмолова, другой подход к осуществлению воспитания вытекает из социально-деятелъностного подхода к пониманию природы личности. Его суть состоит в понимании того, что человек обретает свое «я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктов культуры.

Тем самым в качестве основного объекта воспитательного воздействия необходимо рассматривать не самого ученика как единичного субъекта, а всю систему отношений, в которую он включен в процессе осуществляемой им деятельности. При этом основная сложность деятельности воспитателя заключается в поиске адекватных средств и способов воздействия на эти отношения.

В отечественной психологии развитие идей воспитания в современных условиях во многом связано с работами Л. С. Выготского о том, что главной фигурой воспитания является сам учащийся. Идея пассивности ученика, как недооценивание его личного опыта, является величайшим недостатком научного анализа.

Это позволило Л. С. Выготскому сформулировать, говоря его словами, «формулу» воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт учащегося, который всецело определяется средой, и роль преподавателя при этом сводится к организации и регулированию среды. При этом «воспитательная среда» – это особое понятие, которому автор дал собственное толкование.

Дальнейшее продвижение в понимании сущности данного явления связывается с уточнением представлений о содержании и функциях мировоззрения. В современной психологии мировоззрение понимается как система взглядов человека на объективный мир и свое место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе.

По своей психологической структуре процесс мировоззренческой ориентировки включает в себя три компонента.

1. Когнитивный, как систем усвоенных личностью «социальных знаний» – понятий, норм, ценностей.

2. Мотивационный, как личностный смысл данного действия.

3. Операциональный, как совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности.

В качестве наиболее значимых операциональных компонентов выступают:

приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений;

приемы актуализации личностных ценностей;

приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желаемые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.