Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное становление. Основные этапы профессионального становления (с.7)






Психология профессионального образования. Место психологии профессионального образования в системе психологических наук (с.7)

Психология профессионального образования как междисциплинарная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психологией профессий, акмеологией, и вместе с тем она является самостоятельной отраслью прикладной психологии, а также учебной дисциплиной.

Специально проблему классификации психологических наук исследовал К. К. Платонов. Он представляет дифференциацию психологических наук в виде дерева. Корни дерева – философские проблемы психологии. Это говорит о том, что психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Ствол дерева – общая психология, изучающая познавательную и практическую деятельность, разрабатывающая проблемы методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Наиболее мощные ответвления ствола – зоопсихология, дифференциальная психология, социальная психология. Другие ветви – прикладные психологические науки: возрастная психология, организационная психология, психология труда, педагогическая психология, психология спорта, военная, юридическая психология и др. К. К. Платонов особо выделил в числе прикладных отраслей психологии на стыке психологии труда и педагогической психологии психологию профессионально-технического образования, предметом которой является, по его мнению, трудовое обучение и воспитание.

Профессиональное становление. Основные этапы профессионального становления (с.7)

Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования.

Профессиональное становление кратко можно определить, как «формообразование» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.

На разных этапах профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации.

Оптация (14–16 лет). Формирование профессиональных намерений в учебно-профессиональной деятельности, выбор профессионально-образовательной области, поступление в профессиональное учебное заведение или получение профессиональной подготовки.

Проблемные образовательные ситуации: психолого-педагогические технологии профессионального самоопределения; диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей; организация подготовительных курсов, вступительных и конкурсных испытаний.

Профессиональное образование и подготовка (14–23 года). Формирование учебно-профессиональных мотивов, социально-профессиональных знаний, умений и навыков, овладение способами решения типовых профессионально значимых задач и заданий, развитие готовности к самостоятельной трудовой деятельности и трудоустройству.

Проблемные образовательные ситуации: психология учебно-профессиональной мотивации; личностно ориентированное содержание и технологии профессионального обучения, воспитания и развития; мониторинг профессионального становления; формирование у обучаемых базовых компетентностей, ключевых компетенций и мета профессиональных качеств; психологическая подготовка к нахождению своего места в мире профессий.

Профессиональная адаптация (18–25 лет). Приобретение опыта самостоятельного выполнения нормативно одобряемой профессиональной деятельности, освоение новой социально-профессиональной роли и норм профессионального поведения в коллективе.

Проблемные образовательные ситуации: обеспечение профессиональной социализации, профессиональное самоопределение на рабочем месте, супервизорство, формирование психологической системы деятельности и профессиональное совершенствование.

Профессионализация (25–33 года). Высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности и индивидуальный стиль ее реализации на основе сформированных ансамблей профессионально важных качеств и способностей.

Проблемные образовательные ситуации: непрерывное повышение квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение конкурентоспособности путем самообразования и саморазвития, развитие ключевых квалификаций и профессиональной мобильности.

Профессиональное мастерство (33–55 лет). Вершинные достижения в профессиональной деятельности, самоутверждение в профессиональном сообществе, творческий стиль труда.

Проблемные образовательные ситуации: всесторонняя актуализация профессионально-психологического потенциала, стимулирование самоактуализации и сверхнормативной профессиональной активности, создание условий для полной реализации себя в профессиональном труде.

3. Содержание ключевых понятий психологии профессионального образования: квалификация, профессия, специальность (с.9-10)

Квалификация – степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.

Профессия – определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, умений, навыков и качеств личности.

Специальность – конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.