Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система административного права. Подотрасли и правовые институты административного права.






Система административного права - это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь.

Из курса «Теории государства и права" известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам:

- Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) - государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги;

- Специальные - земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право;

- Комплексные - хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п..

Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д..

Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел.

Содержание общей и особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части.

Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления)

Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли, такие как:

- Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти;

- Законодательство о государственной службе;

- Законодательство в области управленческого процесса (управленческих

процедур);

- Законодательство об административных правонарушениях и производство по ним;

- Законодательство в области защиты прав и свобод граждан;

- Законодательство о милиции, налоговой милиции и таможенную службу (в сфере деятельности правоохранительных органов);

- Законодательство в области образования (образовательное право);

- Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное право).

Институт - это совокупность норм, по объему действия сравнительно меньших, чем отрасль права. Они могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными ( например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальным и (институт прохождения государственной службы, производства дел об административных правонарушениях ); регулятивными (институт государственной службы); охранными (институт административного принуждения ) простыми (институт аттестации государственных служащих); сложными (институт государственной службы, юридической ответственности должностных лиц).

2. Административно-правовой статус органов местного самоуправления. Конституция Украины наделяет граждан Украины правом непосредственного и самостоятельного управления территорией, на которой они проживают. Такое управление называется местное самоуправление, и определяется как право территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление имеет свою систему, которая состоит из территориальной общины, сельского, поселкового и городского совета, сельского, поселкового и городского головы, исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, районных и областных советов. Органами местной власти в АРК Закон Украины «Об Автономной Республике Крым» от 17 марта 1995 называет сельские, поселковые, районные, городские, районные в городах советы и их исполнительные органы.
Проанализировав Закон Украины " О местном самоуправлении", можно выделить следующие группы полномочий органов местного самоуправления в сфере государственного управления:
Контрольные полномочия:

- Осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением обязательств по платежам в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;

- Осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;

- Осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воссозданием лесов;

Организационные полномочия:

- Принятие в соответствии с законодательством решений относительно организации проведения референдумов и выборов органов государственной власти;

- Координация на соответствующей территории деятельности специально уполномоченных государственных органов управления по охране природы;

- Координация деятельности местных органов земельных ресурсов;

Обеспечительные полномочия:

- В сфере защиты прав и свобод человека:

- Обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступности и бесплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности обучения в школах на государственном и родном языке, изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национально - культурные общества;

Система местного самоуправления
1. Система местного самоуправления включает:
территориальную общину; сельский, поселковый, городской совет; сельского, поселкового, городского председателя; исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; районные и областные советы, которые представляют общие интересы
территориальных громад сел, поселков, городов;

органы самоорганизации населения.

 

3. Организационно-правовые основы государственного управления в области финансов. Министерство финансов + Министерство доходов и сборов

Правовые основы управления:

1. Налоговый кодекс 2010г.;

2. Бюджетный кодекс;

3. ЗУ «О счетной палате»;

4. ЗУ «О банках и банковской деятельности»;

5. ЗУ «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»;

6. ЗУ «Об источниках финансовых органов исполнительной власти»;

7. ЗУ «О Государственном бюджете».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.