Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективное бессознательное в аналитической психологии К. Юнга.






Несмотря на то, что появление теории об архетипах связано с увиденной Юнгом общностью сновидений пациентки и основных типажей в мифологии, не следует понимать мифологических персонажей тождественно архетипам: «Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает (Для точности необходимо различать " архетип" и " архетипическое представление". Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется " patlem of behaviour" - модели поведения)». Таким образом архетип наиболее чистом виде мы можем наблюдать или в сновидения, или, в меньшей степени, в верованиях разнообразных племен, стоящих на ранних ступенях развития.

Ввиду своей бессознательной природы архетипы практически недоступны людям ля понимания.

«На деле люди как раз потому почти никогда не задаются вопросом о значении архетипических образов, что эти образы полны смысла. Боги умирают время от времени потому, что люди вдруг обнаруживают, что их боги ничего не значат, сделаны человеческой рукой из дерева и камня и совершенно бесполезны. На самом деле обнаруживается лишь то, что человек ранее совершенно не задумывался об этих образах. А когда он начинает о них думать, он прибегает к помощи того, что сам он называет “разумом”, но что в действительности представляет собой только сумму его близорукости и предрассудков».

Юнг большое значение придает символам. Бессознательное выражает себя в первую очередь через символы. Несмотря на то что нет специфического символа или образа, полностью представляющего архетип, чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более сильный, эмоционально заряженный ответ он вызывает. Юнг делит символы на индивидуальные и коллективные, особенно выделяя последние, так как они являются выражением коллективного бессознательного, поэтому часто являются религиозными образами, например крест, шестиконечная звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические способы выражения и образы представляют понятия, которые мы не можем полностью определить или целиком понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас.

Под индивидуальными символами Юнг подразумевает «обычные», являющиеся выражением того же коллективного бессознательного через призму индивидуального бессознательного и обработанные сознанием, а потому довольно далекие от «идеально» бессознательного. В частности, он доказывает, что со временем все религии обрастают индивидуальными символами взамен первозданных; то же самое происходит и с архетипами - Юнг приводит яркий пример: трансформация образа «гневного Божьего Лика» в ветхом завете, что соотносится с архетипом отца, главного Бога, в образ Бога в новом завете.

Кроме того, в «Архетипах и символах» высказывает гипотезу, что увеличение рациональности в нашем мире коррелирует с уменьшением значимости символов, что приводит к их отрицанию (гипотеза интереснейшим образом объясняет увеличение числа атеистов). Что в свою очередь является следствием духовной маргинализации общества. Это тем более важно, что одной из проблем современной России является данная маргинализация: произошло отрицание, как советской системы ценностей, так и дореволюционной (искорененной как раз в ранние годы советского государства), а новая сформироваться не успела.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.