Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативный договор как источник права






Нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон.

Правила поведения (нормы), закрепленные в нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов, его заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполне определенный, но не персонифицированный характер, а во-вторых, конкретизированы субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в рамках урегулированного договором правоотношения.

Обязательными условиями заключения нормативного договора являются равенство, взаимная ответственность сторон, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения. Сторонами нормативного договора могут выступать индивидуальные и коллективные субъекты. ром нормативного договора с участием индивидуального субъекта можетбыть трудовой договор (контракт). Примером нормативного договора с участием коллективного субъекта является международный договор. Спецификой данного вида договоров является то, что в качестве коллективного субъекта — договаривающейся стороны выступает государство в целом. В соответствии с Конституцией России 1993 г. международные договоры, подписанные Российской Федерацией, являются источниками российского права, причем при возникновении противоречий между международными договорами и национальным законодательством приоритетом обладают именно международные договоры.

55. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды

Нормативно-правовой акт — это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.

Нормативно-правовой акт — это разновидность правовых актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела. В отличие от них нормативно-правовой акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования права, в которых дается разъяснение норм права.

 

56. Закон: понятие, признаки, виды

В системе источников российского права нормативно-правовой акт занимает приоритетное значение.

Большое значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативно-правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием. Особая юридическая значимость нормативно-правового акта определяется рядом признаков: принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры; является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством); содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов; реализуется в особом процессуальном порядке; имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.); направлен на регулирование типичных общественных отношений; обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

Система нормативно-правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов. Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения. Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативно-правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.

Юридическая сила нормативно-правового акта — это свойство акта действовать с целью регулирования общественных отношений, порождать юридические последствия. Юридическая сила того или иного акта характеризуется: соотношением нормативно-правовых актов между собой, т. е. их иерархичностью; значением нормативно-правовых актов для исполнителей, их обязательностью.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от юридической силы:

• законы;

• подзаконные нормативные акты.

Закон — это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки закона:

• принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием граждан (на референдуме);

• принимается в порядке особой процедуры;

• содержит наиболее значимые нормы права;

• обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам. Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

• основной закон (конституцию);

• федеральные конституционные законы; 2

• федеральные законы;

• законы субъектов федерации (конституции (уставы), текущее законодательство).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу. При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования. При возникновении противоречия (коллизии) между положениям закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

В Российской Федерации подзаконные акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

• подзаконные акты федерального уровня (указы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);

• подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

• подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).

Нормативно-правовые акты также можно классифицировать и по другим снованиям.

В зависимости от времени действия:

, постоянные — не ограниченные в своем действии временным промежутком (действуют вплоть до отмены);

• временные (срочные) — ограниченные конкретными сроками (календарной датой (например, годовой бюджет) либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения)).

По сфере действия:

• общегосударственные, действующие на всей территории страны;

• региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц;

• локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.

По предмету правового регулирования:

• акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;

• акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

• акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере, и т. д.

По способу принятия:

• народные — акты, принятые путем всенародного голосования на референдуме (Конституция России);

• вотированные — акты, принятые компетентным государственным органом посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа (ст. 108 Конституции России определяет порядок, в соответствии с которым федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

• октроированные («дарованные» свыше) — акты, принятые и «дарованные» подданным главами монархических государств (к октроированным актам можно отнести Октябрьский манифест 1905 г., «дарованный» народу российским императором).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.