Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава ХХ. Общественно-политическое развитие чеченского народа в 60-80-е годы ХХ века. Начало «чеченского» кризиса






Модернизация чеченского общества, наблюдавшаяся в 60-80-е гг. ХХ в., отнюдь не решала проблему извечного антагонизма власти и народа в Чечне. Власти автономной республики жестко диктовали чеченцам свои, довольно каверзные правила жизни в условиях тоталитарной империи, не реагируя на объективные потребности народа.

Политика партийно-советской верхушки объективно вела к подрыву авторитета советского государства. Вопреки жесткому идеологическому контролю со стороны партийных органов происходило укрепление авторитета религии и исламского духовенства, традиционно игравшего заметную роль в жизни чеченского общества.

Время от времени власти пресекали деятельность легальных и полулегальных религиозных общин, но они продолжали действовать. Так, в 1969 г. в Ингушетии состоялось собрание наиболее авторитетных руководителей крупнейших религиозных общин, на котором обсуждались проблемы различного толкования норм адата и шариата. Все это страшно возмутило партийные органы, которые с ужасом обнаружили, что в республике есть еще одна власть, кроме партийно-советской.

Так называемые «шариатские» суды, против которых активно боролись советские правоохранительные органы, на самом деле таковыми в полном смысле слова не являлись. Это были третейские суды, разбиравшие конфликты на основе обычного народного права (адатов) и норм исламского права – шариата. В роли судей выступали, как правило, наиболее уважаемые религиозные деятели. По сравнению с официально действовавшими советскими судебными органами, «шариатский» суд (его правильнее было бы называть «народным») имел ряд серьезных преимуществ: его деятельность не была излишне формализованной, судебное расследование происходило быстро, при прямом участии заинтересованных сторон; все действия суда и принимаемые им решения были абсолютно прозрачны и понятны для участников процесса. Именно наличие всех этих качеств обусловило живучесть «шариатских» судов и их востребованность в чеченском обществе.

В середине 80-х гг., когда антирелигиозная деятельность партийно-советских органов начала постепенно сворачиваться, в Чечено-Ингушетии стала быстро возрождаться религиозная жизнь. Строились и восстанавливались сотни мечетей, открывались духовные школы.

В 50-е и последующие годы в Чечено-Ингушетии, как и в других национальных республиках СССР, складывалась своеобразная негласная система распределения высших должностей в партийно-советском аппарате. Ведущие посты (первого секретаря обкома КПСС, министра внутренних дел, прокурора республики, руководителя КГБ и т.п.) закреплялись за русскими руководителями. Остальные должности, в принципе, были открыты для чеченцев и ингушей. При первом руководителе русском, должности его заместителей закреплялись за вайнахами, и наоборот – руководитель-вайнах своим первым заместителем должен был назначать русского. Такое распределение должностей официальной пропагандой преподносилось как наглядное проявление интернационализма. В результате, русской номенклатуре, несмотря на всего 30% русскоязычного населения в общем национальном составе республики, удавалось сохранять за собой преобладающее положение в республиканском партийно-советском аппарате.

Сформировавшаяся таким образом республиканская элита не обладала подлинным «партийным» единством – сохранялись противоречия между ее русской, чеченской и ингушской стратами, связанные с постоянной борьбой за перераспределение высших должностей. Противоречия внутри республиканской элиты провоцировали напряженность в межнациональных отношениях на бытовом уровне.

В начале 70-х гг. ингушская элита, испытывавшая жесткую конкуренцию со стороны русской и чеченской номенклатуры, инспирировала движение за восстановление отдельной ингушской автономии. Непременным условием для этого считалась выведение Пригородного района из состава Северной Осетии, незаконно закрепленного за ней по приказу И.Сталина в 1944 г. В январе 1973 г. на центральной площади Грозного собрался массовый митинг ингушей, требовавших либо передать Пригородный район ЧИАССР, либо отменить ограничения на свободное поселение ингушей в этом районе. Митинг был разогнан милицией и войсками. Целый ряд партийных и советских работников районного звена были смещены со своих должностей и заменены русскими кадрами. Ряд организаторов митинга получили тюремные сроки.

Это событие оказало огромное влияние на общественное сознание вайнахов. Власть грубо расправилась с ними, отказавшись от любой формы диалога. Чеченцам и ингушам дали четко понять, что они пасынки в этом государстве.

Только к середине 80-х гг. большинство низовых и средних должностей в партийно-советском аппарате ЧИАССР стали занимать представители коренных национальностей. Провозглашение новым руководителем страны М.С.Горбачевым курса реформ, получившего название «перестройка», открыло в Чечено-Ингушетии новый период борьбы в республиканской верхушке, который происходил на фоне быстро растущей социальной напряженности. Аграрное перенаселение в Чечено-Ингушетии создало многотысячную армию «лишних» людей, которые в условиях общего экономического развала СССР уже не были в состоянии найти себе применение. Среди населения зрело массовое недовольство своим положением. Но ни чеченская, ни ингушская, ни русская номенклатура не были в состоянии решить накопившиеся за десятилетия проблемы.

Все это привело в движение процесс формирования национальных политических сил, оппонирующих как общесоветской, так и внутриреспубликанской партийно-советской номенклатуре, оторвавшейся, по их мнению, от народа. Новая «разночинная» оппозиция формировалась из отдельных, «обиженных» представителей среднего звена партийно-советского аппарата, бывших руководителей предприятий, а также части интеллигенции. Во многом они старались опереться на маргинальные слои сел и городов.

Заметно активизировались мюридские братства, стремящиеся максимально увеличить свою численность. А на рубеже 80-90-х гг. начилась миссионерская деятельность представителей «чистого исламского учения», которых позже назовут ваххабитами. Определенное влияние на формирование новых политических групп оказали и руководители организованной преступности, обладавшие уже немалой реальной властью и пытавшиеся легализоваться в обществе.

Впрочем, катализатором для раскручивания политической борьбы в Чечено-Ингушетии стало не политическое, а экологическое движение. В 1988 г. внимание республиканской общественности оказалось сконцентрировано на строительстве в Гудермесе огромного завода по производству кормовых белково-витаминных концентратов. Заявления местных экологов о вредности этого производства получили широкий общественный резонанс в виде митингов, участники которых требовали прекратить строительство. Очень быстро экологические требования дополнились политическими.

Именно экологическое движение привело к возникновению в Чечено-Ингушетии неформальных общественно-политических движений. Первым из них стал Союз содействия перестройке Х.-А.Бисултанова. Появилось «Зеленое движение», формально боровшееся за чистоту окружающей среды. Укреплял собственную организацию Народный фронт содействия перестройке и Л.Салигов. В 1989 г. был создан Комитет «Барт» («Единство»), организаторы которого – З.Яндарбиев, М.Удугов, И.Эльсанов и Л.Усманов – изначально ставили задачу образования политической организации, призванной объединить вокруг себя все другие организации неформалов для создания ни много ни мало Чечено-Ингушской Советской Социалистической Республики. Одновременно возникло Чечено-Ингушское отделение общества «Мемориал» во главе с А.Вацуевым. Все упомянутые организации имели ярко выраженный национальный характер.

Но уже тогда стало ясно, что пути чеченского и ингушского национальных движений расходятся: ингушские организации ставили своей целью восстановление отдельной национальной автономии с возвращением исконных территорий, переданных Северной Осетии. Ингушская партийно-советская номенклатура, безуспешно пытающаяся возглавить этот процесс, также как и чеченская, быстро теряла свои позиции, не получив серьезной поддержки от лидеров ингушских общественных организаций и движений.

В борьбе за окончательное оттеснение от власти старой верхушки партийно-советской номенклатуры объединили свои усилия все политически активные чеченские группировки: номенклатура всех уровней, хозяйственные руководители, интеллигенция, неформалы. Претендовавший на пост первого секретаря обкома КПСС Докка Завгаев (он в то время был вторым секретарем) сумел заручиться поддержкой значительной части русской номенклатуры, которой он, по всей видимости, обещал реорганизовать управление республикой с учетом их интересов. Поддержали его и представители ингушской номенклатуры.

В итоге пленум Чечено-Ингушского обкома КПСС, состоявшийся 1 июля 1989 г. впервые за всю историю чечено-ингушской партийной организации отверг предложенную ЦК КПСС кандидатуру (Н.И.Семенова) и избрал первым секретарем Д.Завгаева.

Д.Завгаев, понимая, что не сегодня-завтра высшей партийной номенклатуре будет брошен серьезный вызов, предпринял энергичные попытки удержать политическую инициативу. В частности, он провозгласил необходимость проведения глубоких структурных преобразований республиканской экономики. Но времени на осуществление провозглашенных планов оставалось очень мало. Первые альтернативные выборы в Верховный Совет ЧИАССР, состоявшиеся в 1990 г., привели в высший законодательный орган республики целую группу демократических оппонентов существующей власти.

Одним из факторов, постоянно повышавших уровень политической напряженности в Чечено-Ингушетии, считалась ингушская проблема. В сентябре 1989 г. в Грозном прошел Съезд ингушского народа, избравший Организационный комитет по восстановлению ингушской автономии в рамках 1934 г. В состав будущей Ингушетии, по замыслам организационного комитета, должны были войти не только Пригородный район Северной Осетии, но и некоторые районы Чечено-Ингушской республики, никогда не являвшиеся частью Ингушетии. В обоих случаях ингушские лидеры избрали одинаковую тактику – быстрого «освоения» «спорных» территорий.

На этой почве стали происходить межнациональные конфликты. Так, в апреле 1991 г. в станице Троицкой при полном попустительстве местных правоохранительных органов произошел массовый погром русских жителей.

Осенью 1991 г., когда уже шел открытый конфликт между руководством Чечено-Ингушетии и Общенациональным Конгрессом чеченского народа во главе с Д.Дудаевым, часть ингушских «самостийников» поддержали Дудаева. Временный Высший Совет Ингушетии 15 сентября объявил о создании Ингушской Республики. Со своей стороны, Д.Дудаев поспешил выступить с признанием несуществующей еще республики. Тем самым Д.Дудаев устранил одно из серьезных препятствий на своем пути к власти в Чечне.

В 1990 г. состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы в Верховные Советы СССР и РСФСР. В союзный парламент прошли от Чечено-Ингушетии не только представитель власти Д.Завгаев, но и высокоавторитетный в обществе опальный партийный деятель Леча Магомадов, крупный ученый Саламбек Хаджиев, известный деятель искусства Махмуд Эсамбаев, ингушский неформал Хамзат Фаргиев и сварщица Сажи Умалатова. Представительным был и список депутатов от Чечено-Ингушетии в Верховном Совете РСФСР – возглавлял его талантливый ученый-экономист Руслан Хасбулатов, полковник милиции (позже генерал-майор) Асламбек Аслаханов, ученый и политик Иса Алироев, писатель Сайд-Хамзат Нунуев и др.

Вскоре Руслан Хасбулатов был избран заместителем Председателя ВС РСФСР, а после избрания Б.Н.Ельцина (главы ВС) Президентом Российской Федерации, Р.Хасбулатов занял пост Председателя ВС РСФСР.

Для достижения своих политических целей руководство Чечено-Ингушетии в отдельных случаях продолжало использовать инициативы общественных организаций, в том числе и оппозиционных. Так, республиканское руководство поддержало идею проведения «съезда чеченского народа» с целью инициировать принятие собственной декларации о республиканском суверенитете. Такая декларация была принята в ноябре 1990 г.

Пытаясь лучше контролировать действия неформалов, власти республики санкционировали создание ряда общественных организаций. Но, вопреки ожиданиям, эти организации либо не проявляли желания контактировать с властью, ограничиваясь только культурно-просветительской деятельностью, либо демонстрировали откровенную политическую оппозиционность. В частности, Вайнахская Демократическая партия (ВДП) выдвинула антикоммунистические и исламские лозунги. Летом 1990 г. появилось республиканское отделение Партии Исламского возрождения СССР во главе с А.Дениевым. С этого момента можно говорить о выходе на политическую сцену Чечено-Ингушетии движения ваххабитов. Сам А.Дениев, по всей видимости, не смог полностью усвоить установки ваххабитских лидеров, и очень скоро его место занял Ислам Халимов со своими родственниками, включая М.Удугова.

На фоне растущей политической активности чеченского и ингушского национальных движений русская и русскоязычная часть населения Чечено-Ингушетии демонстрировала полную политическую пассивность. Это в равной мере относилось даже к казачеству, которое весьма активно заявляло о себе на Кубани, в Ставрополье и Северной Осетии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.