Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональный блок.






Работая с подростками по принятию некоторых особенностей их харак­теров, мы вводим идею об использовании характера как инструмента, ко­торый позволяет:

1. Лучше понять, что же сделает тебя в этой жизни по-настоящему счастливым (то есть для целеполагания).

2. Дает возможность достигать поставленных целей.

Такая постановка вопроса требует, с одной стороны, более тщательно­го исследования своего характера, а с другой — налаживания отношенийс некоторыми из составляющих характер особенностей.

Ответственность. На одном из первых занятий мы составляем спи­сок претензий к собственному характеру. Как правило, к таким претензи­ям относятся взрывчатость и несдержанность, впечатлительность, плак­сивость, ранимость, стремление к самообвинениям, излишняя мягкость и уступчивость, застревание на отрицательных эмоциях и так далее. По сути, список составить нетрудно, просто прочитав текст выданного ком­пьютерной программой интерпретатора. Составляя список, мы учимся разделять ответственность между собой и Характером. Работа по приня­тию ответственности на этом занятии сводится к тому. чтобы увидеть, что часть претензий не относится к характеру. Например, лень, плохая па­мять, усталость, раздражительность — это не характерологические про­блемы, а последствия выборов личности или разновидности " масок", ко­торыми прикрываются несобранность, безответственность и эгоизм. Три последние категории не являются характерологическими.

Принятие внутренних противоречий. Когда подростки получили уже достаточно информации о типах акцентуаций и могут самостоятель­но давать целостные описания каждого типа, можно предложить им пер­сонифицированное знакомство с собственным противоречивым типоло­гическим профилем. В " Тинэйджере" или результате ПДО, проведенного ручным способом, мы получаем индивидуальный профиль, в котором представлены превышения над МДЧ по ряду типов. Например, это может быть такая картинка:

Профиль А: Г= / 1, Л= 8, Профиль Б: Г= 10, Н= 10. В данных профилях есть противоречащие друг другу черты. В профиле А гипертимные черты дают ощущение твердости, активно­сти и предпочтение силовых способов решения задач, они также позво­ляют подростку чувствовать некоторую независимость, в то время как черты лабильные делают его зависимым и " мягкотелым", выбирающим " женский" стиль поведения в некоторых конфликтных ситуациях.

В профиле Б гипертимные черты требуют аванса доверия и свободы от пошагового контроля для ощущения психологического комфорта, а если этого нет, подросток выдает протестные реакции и перестает что-либо делать. В том же профиле неустойчивые черты требуют наличия постоян­ного контроля за подростком, иначе он не чувствует себя способным что-то довести до конца. Это противоречие внутри одного тела, одной лично­сти вызывает постоянную тревогу, так как появляются неудачи.

Для решения проблемы " примирения" частей одного человека между собой мы использовали психодраматический прием составления целост­ного профиля. Работа с частями " Я" может проводится в виде психодра­матической процедуры или в технике психосинтеза. Суть ее в том, что каждую цельную внутри себя часть характера представляет выбранный протагонистом член группы. Так мы разводим противоречивые, но цель­ные внутри себя части (Лабильную и Гипертимную, Неустойчивую и Ги-пертимную и т.д.). " Примирение" осуществляется уже в самый момент их разделения. Когда же каждый, принимающий участие в сессии от имени своей части характера говорит протагонисту, зачем ему нужна эта часть, что в ней есть сильного, возникает эффект гармонии и единства. Работа психолога сводится к выслушиванию подростка, к прояснению его про­блем, связанных с той или иной акцентуацией характера, а также к пере-сказыванию проблемных черт позитивным или " сильным" языком.

Обучение поддержке. В ходе занятий основной деятельностью пси­холога является обучение участников группы позитивному видению своих и чужих особенностей характера. Позитивное мышление как любое искус­ство может казаться простым, пока ты не увидел более высокой " планки", заданной кем-то, кто делает это лучше. Психолог может представлять та­кой высокий уровень (см. Пезешкиан." Позитивная психология и психоте­рапия"). Простой пересказ позитивным языком неудобных черт характера обладает психотерапевтическим действием. Так, если подросток страда­ет из-за своей " мягкотелости", назовите ее ему по-другому — " тонкокоже-стью", способностью остро чувствовать и понимать переживания и боль другого. " Занудство" можно назвать " упорством в достижении цели", " уп­рямство" — " гранитной твердостью" и т.д. Приведите, например, опреде­ления из практики позитивной психотерапии X. Пезешкиана.

Умение учиться у другого и ценить " инакость". Инакость, непохо­жесть на меня и на знакомых мне людей часто вызывает у конформных подростков протест и враждебное или осторожное отношение. Такое же отношение возникает зачастую по отношению к представителям опреде­ленных акцентуаций астеничного склада: " ботаниками", " чудиками" назы­вают они своих одноклассников с психастеническими чертами, с лабиль­ными и сенситивными проявлениями характера. Мы уже говорили о том, что обнаружив подобные " слабые" черты в себе, подросток может испы­тать настоящее потрясение и впасть в депрессию. По данным проведен­ного нами обследования проявление депрессивных черт у гипертимны подростков встречается довольно часто и называется циклоидной акцен­туацией в типологии А.Е.Личко. Лабильно-циклоидные черты встречаются у 26% подростков 13-16 лет. Точно так же у подростков с астеничного типа акцентуациями вырабатывается враждебно-пренебрежительное отноше­ние к " качкам", то есть к стеничным типам. Вместе с тем у каждого типа есть свое особенное типологическое отношение к искусству, природе, ли­тературе и творчеству, которое может расширить взгляды остальных лю­дей и быть чрезвычайно полезным для лучшего понимания людей.

Ниже приводится таблица, составленная нами на основании материа­лов М.Е. Бурно (Бурно, 1989) о своеобразии отношений разных типов лю­дей к природе. Эта информация может быть полезна для занятий с под­ростками и ее можно давать не " в готовом виде", а как подтверждение собственной исследовательской деятельности участников группы.

Занятие на тему: " 0тношение к природе людей с разными типами ха­рактеров" позволяет подростку выяснить свое личное отношение к при­роде и увидеть своеобразие восприятия ее другими. " Внимательное зна­комство с картинами известных пейзажистов, с описанием природы пи­сателями, с воспоминания современников о характере художника, писа­теля, дает возможность понять-почувствовать, какое из всех этих отно­шений — переживаний природы ближе его собственному, в чем его соб­ственная дорога, в том числе, к природе" (Бурно, 1989, с. 121).

Для занятия участники группы должны принести несколько открыток (живопись или фотография) животных, которые ему не просто нравятся, а созвучны, близки. Из этих открыток важно выбрать самую близкую. Подростки видят открытки друг друга, то есть себя и других в этих от­крытках. То же самое — с открытками цветов, деревьев, пейзажей. Веду­щий заранее готовит слайды, репродукции или фотографии тех или иных растений, животных, пещер, садовых видов, звезд, полей и пр.

Таблица 5. Отношение к природе представителе различноготипахар-ра

Название типа характера   Характеристика отношения к природе  
Гипертимы   Естественное, без противопоставления себе, сер­дечно-нежное, трезво-духовное, чувственно-гурманистическое растворение, предпочитают естествен­ные проявления без вычурности: полевые цветы, дворняг и т.п.  
Циклоиды   Предпочитают красоту уединенных мест с их безыс­кусным зодчеством, дремучие леса и болота, сказоч­но-языческое отношение к природе, включая охоту.    
Шизоиды   Сложно-символическое и философское отноше­ние с мистическими мотивами. Зачастую они очень высоко ставят дикую, неукрощенную, не садовую природу, которая позволяет отвлеченно, но в то же время горячо ощутить таинственную гармонию мира. Близко японское отношение: общение с мхами и ли­шайниками, сады камней, пение экзотических птиц, искусственная и нарочитая естественность. Наслаж­дение нечеловеческими обличьями природы (змеи, пауки), эстетизация формы ветвей, оттенков окраски жуков и пр.    
Астено-невро-тический   Детски-мягкое, чувственно-лиричное и одновремен­но ранимое — с откровенностью и незащищенностью, жалостливой добротой, иногда сентиментальностью.    
Психастеничес-кий   Эстетическое переживание сливается со стремле­нием к научному познанию, особо трогает все нере­шительное, жалкое, тревожно-нравственное: скром­ный уголок сада, лесные цветы крупным планом, лу­жа; особенно любят в природе живое, а не горы-об­лака, все, что похоже на человека.    
Истерический   Чувственно-картинное, отстраненная холоднова­тая поза, вычурность природных картин    
Эпилептоидный   Серьезно-заботливое отношение, хозяйственно-снисходительное или сердито-утилитарное, иногда елейно-сентиментальное. Покорные, робко застенчи­вые березы вселяют в них уверенность, смягчая чувст­во власти. Сцены охоты или победы над лесным пожа­ром снимают напряженность. Систематическая дрес­сировка собак часто очень полезна и им, и собакам.    

 

Еще одной процедурой, направленной на принятие другого, непохоже­го на себя, может быть театрализованный панегирик представителю дру­гого типа. Это задание часто встречается в тренингах, и мы предлагаем свою модификацию. Предлагают все 11 типов характера, и далее зада­ние может строится как домашняя работа малой группы, создающей " оду", хвалебную песнь 2-3 типам, причем таким, которые не встречают­ся в типологических профилях членов подгруппы. Единственное ограни­чение — нельзя сравнивать " свой" тип с другими. Это ограничение прак­тически непреодолимо для подростков, однако его следует установить. В другом варианте задания каждый участник группы получает свой тип и пишет о нем оду стихами или прозой в виде домашнего сочинения. Ос­тальная группа выступает в роли жюри.

Опыт переживания счастья. Эта работа по коллекционированию со­стояний покоя, гармонии, внутренней светлой радости или азарта, ост­рых ощущений и пр., — всего того. что дает ощущение удовлетвореннос­ти собой, что повышает самоуважение, по-настоящему нравится и в то же время происходит из характера подростка. Она помогает понять, что же мне на самом деле нужно в жизни и тесно связана с целеполаганием и работой с ценностями.

В данную область попадают хобби, представления о своей работе и за­просы к семейной жизни, вытекающие из характерологических особен­ностей человека. Работа может проводится через упражнения на визуа­лизацию, направленное воображение и т.п. и ненавязчиво сопровождать весь цикл работы группы, но результаты ее накапливаются в отдельную папку или в отдельное место дневника участника группы, чтобы все мате­риалы в заключительном этапе могли быть суммированы и проанализи­рованы самим подростком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.