Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для гипертимного типа
" Ты не жалуешься на свой характер и правильно делаешь. У тебя неплохое здоровье, ты по-настоящему интересен своим приятелям и действительно заслуживаешь места лидера, у тебя честный и отходчивый характер, ты любишь прямоту и извиняешься, когда не прав. В критических ситуациях ты не теряешься, и это заставляет людей доверять тебе. Главное — это то, что ты оптимист, во всяком случае, большую часть своей нелегкой жизни.
Если сравнивать жизнь с гонками, то тебе повезло на старте. Твой характер похож на «Феррари», ты приедешь на нем, пожалуй быстрее других, но...вот куда? Думай, когда ставишь цели, не переоценивай свое здоровье и попробуй оценить такую черту характера, как поленезависимость — ориентацию на себя самого, особенно в главных выборах (не прыгай с 10 этажа за компанию с хорошими ребятами)».
Из текстов видно, что описания сделаны " языком типа", к которому они обращены и содержат позитивное отношение к представителю данного типа, веру в его жизненный успех, в них много поддержки. Поэтому, как правило, чтение письма вызывает желание продолжить разговоры такого рода, то есть письмо выступает как мотивирующий фактор для занятий по проблеме: " Я и мой характер: кто кого? ".
Информационный этап работы с подростками-участниками группы может проходить в форме беседы или лекцииоб 11 основных акцентуациях характера по типологии А.Е.Личко.
Эти типы следующие:
ГИПЕРТИМНЫЙ
АУТИЧНЫЙ
ЗАСТРЕВАЮЩИЙ
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ
НЕУСТОЙЧИВЫЙ
ЛАБИЛЬНЫЙ
БОЛЕЗНЕННЫЙ
ПЕДАНТИЧНЫЙ
СЕНСИТИВНЫЙ
ЦИКЛОИДНЫЙ
КОНФОРМНЫЙ
Каждый из типов характера, имеет свое специфическое " место наименьшего сопротивления". " Место наименьшего сопротивления" — это такие особенности в характере подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях, для разных характеров отличающихся друг от друга. В этих ситуациях подросток с определенной акцентуацией характера ведет себя неадекватно, неразумно, не так, как другие подростки. В то же время в других ситуациях подросток ведет себя так же, как все и не испытывает психологического дискомфорта. Часто в семье и в школе родители, сверстники и профессиональные педагоги, не учитывая " точки наименьшего сопротивления" подростка, невольно " из лучших побуждений" создают своим поведением условия, в которых он испытывает раздражение, депрессию, страдает и протестует. Другие же подростки в этих же условиях не испытывают потребности протестовать и прекрасно себя чувствуют.
Если прочесть описания типов, предлагаемых в интерпретаторе компьютерной программы " ТИНЭЙДЖЕР", можно самому " вычислить" эти неблагоприятные условия. Здесь мы предлагаем только краткий список для основных типов.
Таблица 1
Название типа
| Точка наименьшего сопротивления
| Гипертимный
| Ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов со сверстниками и проявления инициативы, одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелоч ный контроль и отсутствие аванса доверия со стороны взрослого, чрезмерная опека.
| Аутичный
| Ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать неглубокие контакты со многими людьми и оперативно принимать решения.
| Застревающий
| Ситуации, в которых на авторитет и власть подростка покушается более сильный лидер, когда кто-то пытается обидеть его.
| Демонстративный
| Ситуации, в которых на подростка не обращают внимания, разоблачают его вранье или низвергают с пьедестала
| Неустойчивый
| Ситуация бесконтрольности: отсутствие внешнего контролера, отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки.
| Лабильный
| Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей.
| Сенситивный
| Обвинения подростка в непорядочных, с его точки зрения, поступках (предательстве, стукачестве, вранье), публичные указания на его физические или другие недостатки.
| Болезненный
| Ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: контрольные, соревнования. Болезнь или смерть близких или знакомых, разговоры о смерти.
| Педантичный
| Ситуации, требующие принятия решения, оперативных действий, выбора. Повышенные нагрузки и ответственность, возлагаемые близкими на подростка.
| Конформный
| Ситуация смены стереотипов, новые люди с непривычными идеями, образом жизни и манерами. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой, к которой подросток себя причисляет.
| Возрастные реакции подростков весьма специфичны. Так, глядя на вызывающие прически и одежду подростков, мы говорим, что это с возрастом пройдет. Проходят с возрастом и другие протестные подростковые реакции. Формы протеста могут быть разными, но чаще желание протестовать возникает в ситуации, связанной с " точкой наименьшего сопротивления". При этом протест происходит в типологически заданной форме:
Табл.2. Протестные реакции подростков
Тип
| Что делают, когда протестуют
| Гипертимные
| Взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; в более серьезных случаях их протест всегда действенный (они как-то поступают, а не говорят). Побеги из дома, противоправное поведение в группе, алкоголизация — все это гипертимный подросток делает в компании, где предпочитает быть лидером.
| Аутичные
| Не взрываются сразу, а замыкаются в себе, они сдержаны, их протестные реакции могут появиться как результат долгих раздумий; в случае бесцеремонного вторжения в их внутренний мир близким грубят, с другими просто замыкаются и молчат.
| Застревающие
| Обвиняют всех и вся, кроме себя. В раздраженном состоянии легко впадают в гнев, при сильном раздражении жестоки и не помнят, что делают, успокаиваются только разрядившись на ком-нибудь. Протестная реакция застревающих — месть
| Неустойчивые
| Протестуют исподтишка, никогда в открытую; обвиняют всех, но не себя; с готовностью обещают и никогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают " как все" (имеются в виду члены компании)
| Демонстративные
| Предпочитают различные формы шантажа: " если ты не сделаешь это, то я..." (далее следует угроза, действительно не оставляющая равнодушным собеседника, ибо демонстративные подростки проницательны и знают, чего он боится: с родителями, например, предпочитают угрозы, направленные на себя: " Я умру", " Я не знаю, что с собой сделаю" и т.д.). Для подростков этого типа характерна внешнеобвиняющая реакция
| Лабильные
| Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чем себя
| Сенситивные
| Не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до отчаяния (или если их спровоцировали). Во всем об виняют только себя, причем, как правило, необъективно; в крайних обстоятельствах возможны попытки самоубийства.
| Педантичные
| По форме протеста напоминают сенситивных, протест их принимает словесную форму: " бурчат", ругаются, но всегда избегают поступков, во всем винят себя;
| Болезненные
| Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены из сознания, что проявляются в виде реальных болезненных симптомов: аллергий, повышений температуры
| Конформные
| Протестуют в тех же формах, что и члены их группы;
| Циклоидные
| В " хорошей" фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в " плохой" фазе агрессия может быть направлена на себя
| | | |
|