Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для гипертимного типа






" Ты не жалуешься на свой характер и правильно делаешь. У тебя не­плохое здоровье, ты по-настоящему интересен своим приятелям и дей­ствительно заслуживаешь места лидера, у тебя честный и отходчивый ха­рактер, ты любишь прямоту и извиняешься, когда не прав. В критических ситуациях ты не теряешься, и это заставляет людей доверять тебе. Глав­ное — это то, что ты оптимист, во всяком случае, большую часть своей не­легкой жизни.

Если сравнивать жизнь с гонками, то тебе повезло на старте. Твой ха­рактер похож на «Феррари», ты приедешь на нем, пожалуй быстрее дру­гих, но...вот куда? Думай, когда ставишь цели, не переоценивай свое здоровье и попробуй оценить такую черту характера, как поленезависимость — ориентацию на себя самого, особенно в главных выборах (не прыгай с 10 этажа за компанию с хорошими ребятами)».

Из текстов видно, что описания сделаны " языком типа", к которому они обращены и содержат позитивное отношение к представителю данного типа, веру в его жизненный успех, в них много поддержки. Поэтому, как правило, чтение письма вызывает желание продолжить разговоры такого рода, то есть письмо выступает как мотивирующий фактор для занятий по проблеме: " Я и мой характер: кто кого? ".

Информационный этап работы с подростками-участниками группы мо­жет проходить в форме беседы или лекцииоб 11 основных акцентуациях характера по типологии А.Е.Личко.

Эти типы следующие:

ГИПЕРТИМНЫЙ

АУТИЧНЫЙ

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ

НЕУСТОЙЧИВЫЙ

ЛАБИЛЬНЫЙ

БОЛЕЗНЕННЫЙ

ПЕДАНТИЧНЫЙ

СЕНСИТИВНЫЙ

ЦИКЛОИДНЫЙ

КОНФОРМНЫЙ

Каждый из типов характера, имеет свое специфическое " место наи­меньшего сопротивления". " Место наименьшего сопротивления" — это такие особенности в характере подростка, благодаря которым он чувст­вует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях, для разных характеров отличающихся друг от друга. В этих си­туациях подросток с определенной акцентуацией характера ведет себя неадекватно, неразумно, не так, как другие подростки. В то же время в других ситуациях подросток ведет себя так же, как все и не испытывает психологического дискомфорта. Часто в семье и в школе родители, свер­стники и профессиональные педагоги, не учитывая " точки наименьшего сопротивления" подростка, невольно " из лучших побуждений" создают своим поведением условия, в которых он испытывает раздражение, деп­рессию, страдает и протестует. Другие же подростки в этих же условиях не испытывают потребности протестовать и прекрасно себя чувствуют.

Если прочесть описания типов, предлагаемых в интерпретаторе ком­пьютерной программы " ТИНЭЙДЖЕР", можно самому " вычислить" эти неблагоприятные условия. Здесь мы предлагаем только краткий список для основных типов.

Таблица 1

Название типа   Точка наименьшего сопротивления  
Гипертимный   Ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов со сверст­никами и проявления инициативы, одиноче­ство и монотонная работа, требующая акку­ратности и тщательности, жесткий мелоч ный контроль и отсутствие аванса доверия со стороны взрослого, чрезмерная опека.    
Аутичный   Ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать неглубокие контакты со мно­гими людьми и оперативно принимать ре­шения.  
Застревающий   Ситуации, в которых на авторитет и власть подростка покушается более сильный ли­дер, когда кто-то пытается обидеть его.  
Демонстративный Ситуации, в которых на подростка не об­ращают внимания, разоблачают его вранье или низвергают с пьедестала  
Неустойчивый Ситуация бесконтрольности: отсутствие внешнего контролера, отсутствие перспек­тивы внешнего наказания за проступки.  
Лабильный Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, черствость окружаю­щих, отсутствие теплых эмоциональных связей.  
Сенситивный Обвинения подростка в непорядочных, с его точки зрения, поступках (предательст­ве, стукачестве, вранье), публичные указа­ния на его физические или другие недостат­ки.  
Болезненный Ситуации, требующие мобилизации уси­лий и выносливости: контрольные, соревно­вания. Болезнь или смерть близких или зна­комых, разговоры о смерти.  
Педантичный Ситуации, требующие принятия решения, оперативных действий, выбора. Повышен­ные нагрузки и ответственность, возлагае­мые близкими на подростка.  
Конформный Ситуация смены стереотипов, новые лю­ди с непривычными идеями, образом жизни и манерами. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой, к ко­торой подросток себя причисляет.  

Возрастные реакции подростков весьма специфичны. Так, глядя на вы­зывающие прически и одежду подростков, мы говорим, что это с возрас­том пройдет. Проходят с возрастом и другие протестные подростковые реакции. Формы протеста могут быть разными, но чаще желание протес­товать возникает в ситуации, связанной с " точкой наименьшего сопротив­ления". При этом протест происходит в типологически заданной форме:

Табл.2. Протестные реакции подростков

Тип   Что делают, когда протестуют  
Гипертимные Взрываются гневом, их агрессивность на­правлена вовне, на окружающих людей или вещи; в более серьезных случаях их протест всегда действенный (они как-то поступают, а не говорят). Побеги из дома, противо­правное поведение в группе, алкоголизация — все это гипертимный подросток делает в компании, где предпочитает быть лидером.  
Аутичные Не взрываются сразу, а замыкаются в се­бе, они сдержаны, их протестные реакции могут появиться как результат долгих разду­мий; в случае бесцеремонного вторжения в их внутренний мир близким грубят, с други­ми просто замыкаются и молчат.  
Застревающие Обвиняют всех и вся, кроме себя. В раз­драженном состоянии легко впадают в гнев, при сильном раздражении жестоки и не по­мнят, что делают, успокаиваются только разрядившись на ком-нибудь. Протестная реакция застревающих — месть  
Неустойчивые Протестуют исподтишка, никогда в откры­тую; обвиняют всех, но не себя; с готовнос­тью обещают и никогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают " как все" (имеются в виду члены компании)  
Демонстративные Предпочитают различные формы шанта­жа: " если ты не сделаешь это, то я..." (далее следует угроза, действительно не оставля­ющая равнодушным собеседника, ибо де­монстративные подростки проницательны и знают, чего он боится: с родителями, напри­мер, предпочитают угрозы, направленные на себя: " Я умру", " Я не знаю, что с собой сделаю" и т.д.). Для подростков этого типа характерна внешнеобвиняющая реакция  
Лабильные Плачут, но причиной неудач считают ско­рее внешние обстоятельства, чем себя  
Сенситивные Не имеют выраженных протестных реак­ций, если только не доведены до отчаяния (или если их спровоцировали). Во всем об виняют только себя, причем, как правило, необъективно; в крайних обстоятельствах возможны попытки самоубийства.    
Педантичные По форме протеста напоминают сенситивных, протест их принимает словесную форму: " бурчат", ругаются, но всегда избе­гают поступков, во всем винят себя;  
Болезненные Протестуют редко, их протестные реак­ции настолько вытеснены из сознания, что проявляются в виде реальных болезненных симптомов: аллергий, повышений темпера­туры  
Конформные Протестуют в тех же формах, что и члены их группы;
Циклоидные В " хорошей" фазе по форме протеста на­поминают гипертимных, в " плохой" фазе аг­рессия может быть направлена на себя  
     

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.