Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция теоретических взглядов.






 

Развиваясь, эргономика прошла два этапа развития, которые условно называются коррективный и проективний. Современное состояние эргономики можно назвать переходным (третьим), что связан со смещением акцентов от приспособления человека к технике, техники к человеку, к удобству общения, формирования симбиоза человек - машина.

Первый этап характеризовался тем, что эргономика решала задачу приспособления человека к технике, внешней среде и технике к параметрам человека. В то время было разработано немало рекомендации относительно рационализации трудового процесса, оптимизации параметров машин, что позволяло увеличивать их мощность и производительность. Важным отличием этого этапа было то, что человек в системе не считался определяющим элементом, она лишь дополняла своим трудом работу машин. Поэтому основным направлением совершенствования системы была механизация, автоматизация труда.

Ярким представителем первого этапа был Фредерік-Вінслоу Тейлор (1856 - 1915) - американский инженер, автор теории научного управления на микро уровни (отдельного предприятия, организации). В процессе своих исследований, Тейлор определил стандарты времени на операции, детализировал движения, необходимые для выполнения каждой операции производственного процесса. Цель научного управления, за Тейлором, - экономия труда и повышение ее производительности на единицу затрат человеческих усилий.

Повышение эффективности системы Тейлор также видел в научном отборе кадров на соответствующие профессии, приспособлении возможностей человека к имеющимся рабочим местам, а также через усовершенствование системы стимулов. Индивидуальные особенности работников подлежали унификации и нивелировке с целью максимального приближения их субъективного влияния на производственный процесс, основанный на объективных принципах научного знания.

Следовательно, принципы управления, разработанные Тейлором и его последователями, были достаточно жесткими относительно рабочих, поскольку система Тейлора была рассчитана на первоклассных, высококвалифицированных работников. Те, кто не мог или не хотел напряженно работать в новых условиях, должны были быть освобождены из предприятия. Принципы организации труда были такие: производственный процесс необходимо изучать путем розчленування его на операции, приемы, движения; каждому рабочему необходимо устанавливать конкретное напряженное задание - урок, для выполнения которого необходимо предусмотреть определен обоснованный метод работы; рабочих необходимо учить технике исполнения отдельных приемов; для изучения производственных процессов и установления нормативов времени на выполнение отдельных приемов и заданий в целом надо использовать хронометраж, фотографию рабочего дня и киносъемки; рабочий должен быть только исполнителем заданного объема работ, он должен быть освобожден от всех функций, которые связаны с подготовкой к работе, расчетам (упомянутые функции должен выполнять аппарат управления); для каждого вида работ необходимо разработать інструкційну карту, в которой определяется метод выполнения работы и полное использование рабочего времени; для каждого вида работ необходимо подбирать рабочих, способных к данному виду труда, и проводить с ними ответы тренировки, которые способствуют повышению квалификации и мастерства; рабочий должен знать заранее, что он получит за выполнение задание и что потеряет из-за невыполнения.

Работы Тейлора продолжил Ф. Гилберт. Он выдвинул идею универсальных микро движений (терблига), из комбинации которых может быть представлена любая производственная операция. Кроме того, он обосновал необходимость изучения трудового процесса к его началу, то есть его проектирование. Эти идеи использовал Г. Форд.

Среди советских ученых, которые не отбрасывали идею Тейлора был А. К. Гастєв. Анализируя трудовую деятельность, он рассматривал ее как определенную трудовую технологию. Однако, в отличие от Тейлора, стандартизируя рациональные приемы трудовой деятельности, он учитывал биологические и психологические особенности человека. Гастев разработал концепцию " трудового наставления", которую понимал как способ организации движений, которая направляет и стабилизирует " цепь" реакций. Развивал идею социальной инженерии, которая больше имеет кибернетическую направленность.

Подходы к изучению трудовой деятельности Гастєва нашли отражение в работах Н. А. Бернштейна. Бернштейн достаточно большую роль в исследованиях отводил биомеханике. Поэтому оптимизацию трудовой деятельности он видел, прежде всего, как решение задачи приспособления работника к средстве труда, среды. Рассматривая проблему оптимизации трудовой деятельности с позиций системно-структурного подхода, Бернштейн выделял основные признаки системы: целостность, иерархичность, отношение и связки, структура.

Второй этап развития эргономики называют проективним, поскольку характерным при изучении и оптимизации системы стал подход " от человека к машине", то есть максимизация учитывания человеческих параметров при проектировании производственных процессов, техники. Данный этап определяется тем, что системы рассматриваются не только с позиций эффективного использования ее элементов, но и возможных последствий влияния системы на человека, внешнюю среду.

В противовес предыдущим теориям, концепции, которые можно отнести ко второму этапу развития эргономики, совершенствования трудовой деятельности в системе видели в учитывании потребностей, мотивов людей (например, школа " человеческих факторов"). Представителем этого этапа был Е. Мейо (1880 - 1949). Он рассматривал социально-экономические, трудовые отношения на производстве как между личные связки. Поэтому индивидуальный конфликт считал результатом игнорирования человеческого стремления к кооперации. Практически Мейо положил начало такому направлению в организации труда как " гуманизация труда". Важным было то, что он впервые отметил важность учитывания психологических и моральных стимулов при организации труда. При этом рабочего он рассматривал не как личность " экономическую", а как члена группы.

Значительное развитие в эргономику внесли физиологи В. Н. Мясіщев и В. М. Бехтерев. Оба ученых исследовали трудовую деятельность человека. Они впервые предложили использовать комплексный подход при изучении трудовой деятельности. Большинство их трудов связано с критикой тейлоризма. Так Бехтерев сформулировал принципиально новый подход к организации труда, который выделялся от Тейлорівсьеого тем, что идеалом труда является такая работа, которая осуществляется с максимальной производительностью при оптимальном (максимальному) здоровье, при отсутствии не только переутомляет, но и при гарантии полного здоровья и развитии личности работника.

К теоретикам второго этапа развития эргономики можно отнести Г. Мюнстберга, который одним из первых произвел работы из определения профессиональной пригодности человека; Курт Левин - основателя теории групповой динамики (исследовал мотивацию, изучал психологию групп).

Сегодня эргономика находится на третьем этапе развития. Условно его можно назвать адаптивным, то есть на данном этапе создаются предпосылки и основы функционирования симбиоза человека и машины в определенной среде. Этот этап характеризуется тем, что исследователи, углубляя знание относительно трудовой деятельности системы и учитывая динамику развития техники пытаются создать такие системы, которые бы максимально раскрывали и использовали потенциал каждого элемента системы с тем, чтобы более рационально использовать все ресурсы, в т.ч. времени, энергии. Практически, сегодня пытаются найти " золотую середину" - приспособить и человека к машине, и учесть все особенности человека при проектировании новой техники, и организовать взаимодействие элементов таким образом, чтобы минимально изменять окружающую среду и максимально предусмотреть и навредить появлению возможных рисков деятельности системы. Особенностью этого этапа также является то, что рядом с устремлением эргономичных исследований на достижение определенного экономического эффекта, ставится задание удовлетворить потребности человека, достичь комфортности работы человека в системе.

3. Ергономічність как фактор экономического роста.

 

Принимая во внимание прикладной характер эргономики, чаще в повседневной жизни можем встретить показатель ергономічності того или другого устройства, системы. Под ергономічністю системы понимают такое ее свойство, когда все элементы системы гармонично соединены, что позволяет ей быть максимально конкурентоспособной на рынке и эффективно выполнять положенные на нее задания. Средства труда считаются эргономичными, если их параметры максимально учитывают характеристики человека, в т.ч. психологические. При этом, для мебели показатель ергономічності - это соответствие антропометрическим данным человека и современный дизайн; для производственного оборудования - беспечность, эстетика и учитывание антропометрических и биомеханических характеристик человека; для военной техники - учитывания физиологичных, психофизиологических, биомеханических характеристик человека и тому подобное. Необходимо сказать, что учитывание упомянутых характеристик человека, как правило, направлено на решение основного задания системы, которая будет образовываться, - производительность, эффективность работы. Таким образом, в определенной мере ергономічність, как показатель, товару, может быть синонимом слову конкурентоспособность. В этом смысле ергономічність прямо влияет на показатели экономического развития как предприятий, которые создают определенные средства труда, так и общества в целом.

Важно отметить, что эргономика, направляя исследование на решение ряда вопросов относительно адаптации работников в системах, повышения эффективности работы систем и людей, облегчения труда последних, в той или иной мере должна учитывать факторы, которые влияют на здоровье, работоспособность человека в первую очередь. Все эти факторы условно в литературе называют человеческими (поскольку от уровня их проявления в системе зависит работоспособность человека).

К человеческим факторам относят такие:

- гигиенические - факторы внешней среды - характеризуют температуру и физико-химический состав воздуха, освещенность рабочего места, шум, вибрацию, другое;

- антропометрические и биомеханические - характеризуют соответствие средств труда размерам, форме, весу тела человека, силе и направлению движения человека в процессе деятельности, другое;

- физиологичные и психофизиологические - характеризуют энергетические, зрению и другие психофизиологические возможности человека;

- психологические - определяют соответствие навыкам, которые формируются, и других психологических возможностей человека, например, памяти, мышление восприятия и тому подобное;

- эстетические - связанное с дизайном оборудование, средств труда, производственной среды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.