Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налог на добавленную стоимость (НДС)






Правовая основа:

1. Закон Республики Беларусь №324-з от 16.11.99 «О налоге на добавленную стоимость».

2. Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС, утверждена постановлением МНС Республики Беларусь №16 от 31.01.2004 г.

НДС – основной вид косвенного налога, который представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. Данный налог включается в цену товара на всех этапах его продвижения в сфере производства и обращения, вплоть до конечного потребителя, являющегося истинным плательщиком НДС.

В начале 50-х гг. 20 века начался переход от налога с оборота к налогу на добавленную стоимость. Впервые НДС появился во Франции в 1954г., впоследствии налог стал применяться во многих странах мира. В странах Евросоюза НДС введен с 1973г.

НДС широко распространен в большинстве стран мира благодаря таким универсальным его качествам как: 1) высокая доходность и продуктивность(под обложение НДС попадает широкий круг товаров, работ, услуг и НДС менее других налогов зависит от колебаний в экономике); 2) эффективность воздействия на интересы налогоплательщика (при рациональной организации НДС обеспечивает нейтральность налогообложения); 3) психологическое преимущество. К недостаткам косвенного налога можно отнести регрессивность, перелагаемость на потребителя; неравномерность налоговой нагрузки на трудоемкие и материалоемкие отрасли.

Развитие интеграционных процессов в мировой экономике потребовало определенной унификации налоговых систем государств, объединяющихся в экономические союзы с целью выравнивания условий хозяйствования и предпринимательства. Налоговая гармонизация в настоящее время продолжается в направлении сближения ставок налога и условий взимания НДС.

Большинством стран мира используется стимулирующая функция НДС. Это проявляется в освобождении от налогообложения экспорта продукции, предоставлении льгот сельскохозяйственным организациям, малому бизнесу, предприятиям, осуществляющим инвестиции, в дифференциации ставок НДС.

В мировой практике используются 2 принципа взимания косвенных налогов (НДС, акцизы):

1. Принцип страны происхождения товара – означает взимание налога при экспорте товара и поступление налога в бюджет страны-экспортера (не облагается импорт).

2. Принцип страны назначения товара – означает взимание налога на стадии реализации товара, независимо от места его происхождения (не облагается экспорт).

Порядок исчисления и уплаты НДС в Республике Беларусь

НДС в Республике Беларусь был введен в 1992г. вместо налога с оборота и налога с продаж. Введенный с 1.01.2000г. зачетный метод уплаты НДС (вместо метода прямого вычитания, требующего определения величины добавленной стоимости) упростил процедуру расчета сумм налога. Вместе с тем применяемый в настоящее время в Республике Беларусь каскадный механизм включения в отпускную цену товара оборотных налогов, сборов приводит к искажению понятия добавленной стоимости, росту налоговой базы для исчисления НДС и суммы НДС. В силу чего НДС подстегивает инфляционные процессы, не стимулирует инвестиции, приводит к вымыванию оборотных средств предприятий.

Сущность зачетного метода заключается в следующем: налог, подлежащий уплате в бюджет (НДСбюдж), определяется как разница между суммой налога на добавленную стоимость, полученной от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги (НДСреализ), и суммой налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения (НДСуплач).

НДСбюдж = НДСреализ - НДСуплач

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь п лательщиками НДС являются:

- организации (включая резидентов СЭЗ);

- индивидуальные предприниматели, если их обороты по реализации за три предыдущих месяца превысили 40000 евро; либо, если они самостоятельно выделяют НДС в расчетных и первичных документах по реализации товаров, работ, услуг;

- организации и физические лица в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее-объекты) на территории РБ и за ее пределами (включая аренду, лизинг, безвозмездную передачу имущества, передачу товаров внутри предприятия для собственных нужд). Передача имущества в пределах одного собственника НДС не облагается.

Освобождены от налогообложения обороты по реализации следующих объектов:

- товаров для официального использования консульств;

- лекарственных средств, медицинского оборудования, медицинских услуг на территории РБ;

- услуг в сфере образования учреждениями образования, финансируемыми за счет средств бюджета; услуг в сфере искусства и культуры;

- жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг для физических лиц;

- услуг по перевозке пассажирским транспортом;

- товаров собственного производства предприятиями, где численность инвалидов не менее 50% от списочной численности;

- НИОКР и опытно-технологических работ;

- услуг банков, небанковских кредитно-финансовых, страховых организаций;

- других объектов согласно законодательству.

Налоговая база:

1. При реализации объектов по свободным отпускным ценам налоговая база определяется как стоимость их без учета НДС (себестоимость + прибыль + акцизы + отчисления в республиканский бюджет). Если товар реализуется по фиксированным розничным ценам, то облагаемая база определяется как стоимость этих товаров в розничных ценах с учетом НДС.

2. При реализации продукции, произведенной из давальческого сырья, налоговая база определяется как стоимость услуг без учета НДС.

Налоговая база при реализации объектов увеличивается на суммы:

а) полученные в качестве предоплаты за реализованный товар;

б) в виде санкций за нарушение покупателями условий хозяйственных договоров;

в) объектов отгруженных, но не оплаченных, если в отчетном периоде истекли 60 дней с момента отгрузки.

Фактической датой реализации товаров является либо день зачисления денежных средств на счета налогоплательщика или поступлений денег в кассу (наличный расчет), но не позднее 60 дней с момента отгрузки товара, либо день отгрузки товаров.

Ставки налогов:

1) 0% - применяется при экспорте товаров, транспортных услуг, услуг по производству продукции из давальческого сырья (материалов), если во взаимоотношениях с государствами при взимании косвенных налогов применяется принцип страны назначения товаров. Нулевая ставка означает полное освобождение экспортеров от НДС;

2) 10% - при реализации продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню Совета Министров Республики Беларусь), продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), рыбоводства, пчеловодства, животноводства (кроме пушного звероводства) на территории Республики Беларусь;

3) 15, 25%; 9, 09% - при реализации товаров по фиксированным розничным ценам и для расчета НДС по суммам полученных штрафов за нарушение заказчиком хозяйственного договора;

4) 18% - в остальных случаях.

Налогообложение оборотов по реализации объектов по указанным ставкам производится только при наличии раздельного учета оборотов по реализации таких объектов.

Отнесение суммы НДС на издержки производства и обращения

Суммы НДС, уплаченные плательщиком при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь для производственных целей сырья, материалов, топлива, основных средств, нематериальных активов и др. объектов, не относятся на затраты плательщика по производству и реализации товаров, работ, услуг, кроме случаев производства товаров, работ, услуг, освобожденных от налогообложения.

Порядок расчета и уплаты налога

Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки по итогам каждого налогового периода (месяца) по всем операциям по реализации объектов и по всем изменениям налоговой базы. Исчисленная сумма НДС предъявляется плательщиком при реализации объектов к оплате покупателю этих объектов путем выделения соответствующей суммы налога отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах.

Плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога по реализации объектов на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат фактически уплаченные плательщиком суммы НДС при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь объектов после отражения их в бухгалтерском учете.

Использование зачетного метода исчисления НДС предполагает ведение плательщиком книги покупок, где регистрируются расчетные документы, подтверждающие оплату НДС по приобретенным ресурсам, товарам, работам, услугам. Суммы налога к вычету не принимаются при отсутствии их в книге покупок. Вычет НДС производится только по надлежаще оформленным первичным учетным документам (товарно-транспортным и товарным накладным, счету-фактуре, таможенным декларациям и иным документам), где указаны реквизиты по НДС в целях определения суммы налоговых вычетов.

Вычеты сумм налога при реализации товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь осуществляются только при наличии документального подтверждения фактов вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь (копии контракта с иностранным партнером; таможенного разрешения, заверенного маркой таможенного контроля; платежных инструкций, подтверждающих поступление выручки за реализованные товары (работы, услуги) в свободно конвертируемой валюте). Срок предоставления указанных документов – не позднее 60 дней с даты отгрузки (передачи) товара (при реализации товаров в Российскую Федерацию – не позднее 90 дней с даты отгрузки (передачи) товара).

Не подлежат вычету суммы налога, относимые на затраты плательщика по производству и реализации объектов, освобождаемых от НДС, а также суммы налога, относимые на увеличение стоимости приобретенных объектов (например, основных средств и нематериальных активов непроизводственного характера).

Уплата налога при реализации объектов производится нарастающим итогом с начала года. Налоговая декларация (расчет) по налогу представляется в налоговую инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Налог уплачивается не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Если сумма налога по расчету за предыдущий месяц превышает 17000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, то налог уплачивается авансовыми платежами согласно утвержденному Советом Министров Республики Беларусь порядку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.