Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность плательщиков налогов и сборов






Плательщики налогов, сборов несут ответственность за правильность исчисления, своевременность их уплаты, за соблюдение налогового законодательства. В соответствии с действующим законодательством за совершение налоговых правонарушений предусматриваются следующие виды ответственности организаций и предпринимателей: экономическая (финансовая), административная, уголовная, уплата пеней. Меры экономической и административной ответственности предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь №36 от 22.01.2004г. " О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений", Налоговым кодексом Республики Беларусь. Различаются они в зависимости от вида нарушений и их повторяемости, типа плательщика, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.

Налоговая ответственность наступает за совершение одного из правонарушений:

1. Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Экономическая санкция (ЭС): штраф на индивидуального предпринимателя

(ИП) в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчёта), но не менее 2 БВ; на юридическое лицо (ЮЛ) – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчёта), но не менее 10 БВ.

Административное взыскание (АВ): штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся ИП, в размере от 2 до 10 БВ.

2. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) в установленный срок.

ЭС: штраф на ИП в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 БВ; на ЮЛ – в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ.

АВ: штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся ИП, в размере от 4 до 20 БВ.

3. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершённая путём занижения, сокрытия налоговой базы.

ЭС: штраф на ИП в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 БВ; на ЮЛ – в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ.

АВ: штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся ИП, в размере от 10 до 30 БВ.

4. Невыполнение или невыполнение в полном объёме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).

ЭС: штраф на ИП в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению, но не менее 2 БВ; на ЮЛ – в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению, но не менее 10 БВ.

АВ: штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся ИП, в размере от 10 до 20 БВ.

5. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявлений о постановке на учёт в налоговом органе.

ЭС: штраф на ИП в размере от 2 до 20 БВ, на ЮЛ – от 10 до 70 БВ.

АВ: предупреждение или штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся ИП, в размере от 0, 1 до 5 БВ.

6. Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учёта объектов налогообложения, а также отсутствие у налогового агента учёта начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин).

ЭС: штраф на ИП в размере от 4 до 20 БВ, на ЮЛ – от 10 до 80 БВ.

АВ: штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся ИП, в размере от 4 до 20 БВ.

7. Осуществление деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе.

ЭС: штраф на ИП в размере 20 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 БВ, на ЮЛ - в размере 20 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 70 БВ.

АВ: штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся ИП, в размере от 5 до 20 БВ.

Санкция исчисляется по каждому налогу, сбору (пошлине) в отдельности, при этом не учитываются суммы переплат по налогам, сборам. Экономическая санкция за неуплату, неполную уплату суммы налога, сбора в установленный срок, а также за неуплату, неполную уплату таких сумм путем сокрытия, занижения налоговой базы не применяется, если плательщик уплатил причитающуюся сумму до назначения проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата. Экономические санкции применяются к налогоплательщикам по каждому году отдельно. При этом может действовать обратная сила закона, если на момент выявления правонарушения акты законодательства смягчают или отменяют ответственность за экономические правонарушения.

В случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством плательщик обязан уплатить пени. Начисление пеней за просрочку налогового платежа производится, начиная со дня, следующего за сроком уплаты, включая день внесения налогового платежа. Начисление штрафных санкций по результатам налоговых проверок не приостанавливает начисление пени за просрочку платежа до внесения их в бюджет Республики Беларусь.

Уплата экономических санкций производится за счет средств, остающихся в распоряжении субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налогов.

При недостаточности денежных средств на счетах плательщика взыскание обращается на его другие активы или имущество в соответствии с действующим законодательством. Налоговые органы имеют право налагать арест на имущество плательщиков с целью обеспечения взыскания в судебном порядке примененных к ним экономических санкций и штрафов. Достаточным основанием для ареста имущества может быть наличие не исполненного в установленный срок налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Суммы налогов и неналоговых платежей в бюджет, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по заявлению плательщика подлежат возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек трехлетний срок со дня их поступления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.