Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды налогов и сборов






В соответствии со статьей 6 Налогового кодекса Республики Беларусь (общей части) налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские и местные налоги, сборы (пошлины), то есть налоговая система является двухуровневой.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на прибыль;

4) налоги на доходы;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) экологический налог;

7) налоги на имущество;

8) земельный налог;

9) дорожные налоги и сборы;

10) таможенная пошлина и таможенные сборы;

11) гербовый сбор;

12) оффшорный сбор;

13) консульский сбор;

14) госпошлина;

15) регистрационные и лицензионные сборы;

16) патентные пошлины.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с общей частью Налогового кодекса и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам относятся:

1) налог с розничных продаж;

2) налог за услуги, оказываемые объектами сервиса;

3) налог на рекламу;

4) сборы с пользователей (с владельцев собак, аукционный сбор, за использование местной символики и др.);

5) целевые сборы (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

6) сбор с заготовителей;

7) курортный сбор;

8) налог на приобретение бензина и дизельного топлива;

9) сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.

Кроме общегосударственных и местных налогов и сборов в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством налоги и неналоговые платежи в специальные бюджетные фонды: Чрезвычайный налог; отчисления в инновационные фонды; сбор в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; отчисления в государственный фонд содействия занятости; страховые взносы в фонд социальной защиты населения и др.

В Республике Беларусь применяются следующие особые режимы налогообложения, установленные Налоговым кодексом и Президентом Республики Беларусь:

1) упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

2) налогообложение в свободных экономических зонах;

3) налог на игорный бизнес;

4) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

5) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) для населения;

6) налогообложение отдельных категорий плательщиков.

Для построения налоговой системы государства определяющее значение имеют факторы политико-правового характера: 1) пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; 2) роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; 3) степень контроля центральной администрацией за органами местной власти. Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:

1. «Разные налоги» - подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Например, центр устанавливает полный перечень налогов и вводит республиканские налоги, а органы на местах – местные налоги.

2. «Разные ставки» - предполагает, что основные условия взимания налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет.

3. «Разные доходы» - предусматривает ограниченность действий местных органов власти (между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога).

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы могут освобождать от уплаты налогов отдельные категории плательщиков полностью или частично в той части налогов, которые уплачиваются в местные бюджеты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.