Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различающихся по уровню интеллектуальной саморегуляции






1-я субгруппа (п= 13) 3-я субгруппа (п= 12) Значение Р
Миндекса -сформированности понятийных структур 2, 51 М индекса сформированности понятийных структур -1, 12 0, 0001
М коэффициента обучаемости 0, 61 М коэффициента обучаемости -0, 04 0, 0001
Устанавливают более сложные межпонятийные связи при объединении трех слов Устанавливают менее сложные межпонятииные связи при объединении трех слов 0, 02
В большей мере уменьшают кол-во ошибок во второй половине теста Кагана под влиянием произвольного контроля В меньшей мере уменьшают кол-во ошибок во второй половине теста Кагана под влиянием произвольного контроля 0, 01
П оленезависимость Полезависимость 0, 001
Преобладают объективированные вопросы к «идеальному компьютеру» Преобладают субъективированные вопросы к «идеальному компьютеру» 0, 01
Высокая беглость идей (по тесту вербальной креативности Гилфорда) Низкая беглость идей (по тесту вербальной креативности Гилфорда) 0, 05
Высокая оригинальность (по тесту вербальной креативности Гилфорда) Низкая оригинальность (по тесту вербальной креативности Гилфорда) 0, 02
Высокая структурная проработанность круга (по тесту невербальной креативности Торренса) Низкая структурная проработанность круга (по тесту невербальной креативности Торренса) 0, 001

Добавим к данным таблицы 23, что при сравнении 1-й и 4-й субгрупп появляется еще одно значимое различие: представители 1-й субгруппы при свободной сортировке слов в максимальную по объему группу помещают меньше слов (напомним, что по этому показателю можно разграничивать «категоризаторов» и «глобалистов») (Р = 0, 02). В тенденции у представителей 1-й субгруппы


254 ____________^________________________________________ Когнитивные стили

отмечаются более высокие показатели коэффициента категоризации при выполнении методики «Свободная сортировка слов» (что опять же отличает «категоризаторов> >).

Таким образом, испытуемые 1-й субгруппы, которые характеризуются сформированностью механизма непроизвольного интеллектуального контроля (в виде более эффективного влияния на процесс переработки информации понятийных структур и более эффективной имплицитной обучаемости в ходе интеллектуальной деятельности), по продуктивным интеллектуальным характеристикам отличаются способностью формировать более сложный семантический контекст между понятиями; более открытой познавательной позицией в виде преобладания объективированных вопросов к «идеальному компьютеру»; более высокими показателями вербальной и невербальной креативности.

По своим стилевым интеллектуальным характеристикам представители 1-й субгруппы — с учетом «расщепления» стилевых полюсов — являются «мобильными ПНЗ», «рефлективными» и «категоризаторами».

Итак, когнитивные стили — это психические свойства, производные по отношению к сформированности непроизвольного интеллектуального контроля как компонента метакогнитивного опыта субъекта. Их основные функции — участие в построении объективированных ментальных репрезентаций происходящего и контроле аффективных состояний в актах познавательного отражения — позволяют рассматривать когнитивные стили как метакогнитивные способности, отвечающие за регуляцию интеллектуальной деятельности. Именно поэтому стилевые свойства (с учетом феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей) оказывают влияние не только на продуктивные возможности индивидуального интеллекта, но также на своеобразие личностной организации человека и характеристики его социального поведения.


Глава 7

Когнитивные стили в структуре индивидуальности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.