Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перестройка оснований науки






В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:

а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.

б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий.

По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения: 1. кумулятивизм; 2. революционизм.

Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. Действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место.

Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний.

Сравнивая два подхода, можно сделать вывод, что истина находится где-то в середине. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки.

Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику

И. Ньютона).

Причины научных революций:

1. Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце XIX в. началась как результат исследования принципиально нового объекта – микромира.

2. Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии.

3. Появление новых методов исследования. Революция в естествознании XVII в. обусловлена проникновением в науку нового – экспериментального метода.

Наряду с указанными причинами, революции в науке связаны также с перестройкой оснований науки (метатеорий).

Основания науки есть самые фундаментальные теоретические конструкции в науке, в частности, это философские основания науки. Важнейшим элементом оснований науки является также научная картина мира, и поэтому научные революции знаменуют собой переход от старой научной картины мира к новой научной картине мира. Примером подобных революций является переход от геоцентризма к гелиоцентризму в XV–XVI вв., а также переход от механической картины мира к новой релятивистской картине мира в начале XX века.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.