Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Трансляция гена. Генетический код






6.2. Цель: Сформировать у студентов знания о молекулярных механизмах биосинтеза белка и его роли в обеспечении и поддержании жизнедеятельности клеток и организмов, о генетическом коде, его роли и значении в трансляции гена.

6.3. Задачи обучения:

- изучить молекулярные механизмы биосинтеза белка

- изучить основные ферменты, участвующие в трансляции, их роль в обеспечении биосинтеза белка

- изучить механизмы возникновения нарушения процесса трансляции и их значение в патогенезе заболеваний.

- разъяснить сущность генетического кода и его значение в процессе трансляции гена

- изучить свойства генетического кода

- изучить механизмы нарушения процесса трансляции и их значение в медицине.

6.4. Основные вопросы темы:

6.4.1. Трансляция, определение, стадии.

6.4.2. Рибосомы, строение, функции.

6.4.3 Характеристика стадий инициации, элонгации и терминации трансляции.

6.4.4. Особенности биосинтеза белков у про- и эукариот.

6.4.5. Генетический код и его значение в процессе трансляции гена.

6.4.6. Свойства генетического кода.

6.4.7. Значение нарушений трансляции в медицине.

6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности цели и задач занятия, умения кратко, ясно, логически излагать и умения изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков, тестирование с последующим разбором ошибок, работа в группе: объяснение и демонстрация решения задач, заполнение схем

6.6. Литература:

Основная:

6.6.1. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 54.

6.6.2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003, с. 35-46, 1994, с. 253-267. 287-301.

6.6.3. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 64-82.

6.6.4. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с.149-217.

6.6.5. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с. 29-41.

Дополнительная:

6.6.6. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005, с. 296-328.

6.6.7. Льюин Б. Гены. М., 1987, 72-130.

6.7. Контроль:

6.7.1. Оценка когнитивной компетенции (знания):

6.7.2.Устный опрос по вопросам темы.

6.7.3. Тестовый контроль – 3 варианта по 10 вопросов.

6.7.2. Оценка компетенции практические навыки:

6.7.2.1. Зарисовать схемы:

- строения бактериальной рибосомы (Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология, с. 161, рис. 3.10).

- изобразить процесс трансляции гена.

 

6.7.2.2. Решение задач:

1. Белок инсулин – 51 аминокислота. Найти: количество нуклеотидов, содержащихся в гене, в котором запрограммирован белок инсулин?

2.В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

3. В биосинтезе полипептида участвовали т-РНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, ААГ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих А, Г, Т, Ц в двухцепочечной молекуле ДНК.

4. Укажите порядок расположения аминокислот на одном из участков молекулы белка, если известно, что он кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК

...ГГТ АЦА ЦТЦ ААГ ГТА...

Как изменится ответ, если химическим путем из молекулы ДНК будет удален шестой нуклеотид?

6.7.

6.7.3. Контрольные вопросы:

6.7.3.1. В чем заключается сущность трансляции, ее значение?

6.7.3.2. Чем отличается трансляция у про- и эукариот?

6.7.3.3. В чем заключается роль рибосом, т-РНК в процессе трансляции.

6.7.3.4. Каковы причины и механизмы возникновения ошибок трансляции и их медицинское значение?

Ключевые слова на трех языках:

На русском языке На казахском языке На английском языке
Аминоацил-т-РНК-синтетаза –фермент, связывающий аминокислоту с соответствующей ей транспортной РНК в процессе биосинтеза белка Аминоацил-т-РНҚ -синтетаза– ақ уыз биосинтезі ү рдісінде аминқ ышқ ылын ө зіне сә йкес тасымалдаушы РНҚ -мен байланыстыратын фермент Aminoacyl-t-RNA synthetase - enzyme, binding aminoacid with corresponding t-RNA during protein biosynthesis  
Трансляция –процесс биосинтеза белка, основанный на переводе последовательности кодонов и-РНК в аминокислотную последовательность полипептидной цепи Трансляция –полипептидті тізбектегі аминқ ышқ ылдарының ретінің а-РНҚ кодондар ретінен аударылуғ а негізделген ақ уыз биосинтезінің ү рдісі Translation –process of biosynthesis of protein, based on turning of codon sequences of m-RNA into aminoacid sequencies of polypeptide chain
Генетический код – природный механизм перевода наследственной информации, записанной в и-РНК в виде кодонов или триплетов, в аминокислотную последовательность белковой молекулы Генетикалық код – а-РНҚ -да триплеттер немесе кодондар тү рінде жазылғ ан тұ қ ым қ уалау ақ паратының ақ уыз молекуласының аминқ ышқ ылдар қ атарына аударылуының табиғ и механизмі Genetic сode – natural mechanism of converting of genetic information written in m-RNA by codons or triplets into aminoacid sequence of protein  
Вырожденность – кодирование определенных аминокислот несколькими (2 и более) кодонами - Артық шылығ ы– белгілі бір аминқ ышқ ылдарының бірнеше (2 жә не одан кө п) кодондармен анық талуы Degeneracy - coding of certain amino acids with several (two or more) codons
Коллинеарность– соответствие порядка расположения аминокислот в полипептидной цепи порядку расположения кодирующих их триплетов в и-РНК - Коллинеарлығ ы – полипептидтік тізбектегі аминқ ышқ ылдарының орналасу ретінің оларды кодтайтын а-РНҚ -дағ ы триплеттер ретіне сә йкестілігі Collinearity - accordance of order of aminoacids in polypeptide chain to order of arrangement of their encoding triplets in m-RNA
Неперекрываемость – вхождение любого нуклеотида в состав только одного триплета (кодона) в процессе трансляции Қ айта жабылмайтындығ ы – трансляция барысында кез келген нуклеотидтің тек қ ана бір триплет (кодон) қ ұ рамына кіруі Nonoverlapping – introducing (presence) of any nucleotide only in one triplet (codon) in the translation process
Непрерывность - «код без запятых», непрерывное, без остановок считывание генетической информации от первого до последнего триплета в и-РНК в процессе трансляции Ү здіксіздігі – «код ү тірсіз», трансляция барысында а-РНҚ –ның бірінші триплеттен соң ғ ы триплетке дейін генетикалық ақ параттың (кодондардың) тоқ тамсыз, ү здіксіз оқ ылуы Nonterruptivity – " code without commas", discontinuous, non-stop reading of genetic information from first to the last triplet in m-RNA in translation process
Триплетность – кодирование одной аминокислоты тремя смежными нуклеотидами (триплетом или кодоном) Триплеттілігі – ү ш қ атар орналасқ ан кө ршілес нуклеотидтердің бір аминқ ышқ ылды кодтауы Tripletness – encoding of one aminoacid by three adjacent nucleotides (triplet or codon)
Универсальность – кодирование определенных аминокислот у всех живых организмов (за редким исключением) одними и теми же кодонами Универсалдығ ы – барлық тірі ағ заларда (ө те сирек) белгілі бір аминқ ышқ ылдарының бірдей кодондармен анық талуы Universality – coding of certain aminoacids in all living organisms (with rare exceptions) by the same codons

 

Разработчик: Преп. Какишева Г.Т.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.