Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия соблюдения прав детей в России.






Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребенка.

Здесь имеется в виду, в первую очередь, защита права ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования. На своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки, на адаптацию микросоциума к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями. Естественно, сюда входит и защита прав детей от различных форм насилия, ущемление естественных и гражданских прав как в семье и микросоциуме, так и в государственных образовательных учреждениях.

Дадим определение понятию ПРАВО.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Основные международные документы ЮНМСШ, касающиеся прав детей:

 Декларация прав ребенка (1958 г.);

 Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

 Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

На основе Декларации разработана КОНВЕНЦИЯ о правах ребенка. Здесь впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права:

– на воспитание,

– развитие,

– защиту,

– активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Особо следует отметить выдвинутые Конвенцией требования к образовательным процессам. Образование согласно требованиям Конвенции должно быть направлено:

– на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;

– воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

– воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;

– подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;

– воспитание уважения к окружающей природе.

Согласно Конвенции, учебно-воспитательные структуры обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника:

– на защиту здоровья;

– на образование;

– на сохранение своей индивидуальности;

– на участие в играх;

– на защиту от всех форм насилия, небрежного, грубого обращения, защиту прав вследствие отсутствия заботы.

На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения.

Для развития механизма реализации прав ребенка в Российской Федерации принят ряд законодательных актов:

 Семейный кодекс.

 Закон «Об образовании».

 Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

 Указы Президента РФ.

Президентская программа «Дети России».

Национальный план действия в интересах детей.

Развитие образования в России.

Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно, на наш взгляд, иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть 3 основные потребности:

– в движении;

– в общении;

– в познании.

Среда в группе должна этим потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно ориентированную модель общения.

В контексте обсуждаемой сегодня проблемы – соблюдение прав ребенка в ДОУ – можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды. Назовём эти принципы:

– принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);

– уважение к мнению ребёнка;

– принцип функциональности;

– принцип опережающего характера содержания образования;

– принцип динамичности и статичности.

Как видим, первые два принципа напрямую отражают права детей, зафиксированные в Конвенции.

Ещё один важный, на наш взгляд, момент: известно, что для адекватной организации образовательного процесса необходима ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Вспомним основные составляющие образовательной среды:

1. Детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, учет интересов каждого, склонностей, способностей, желаний, прав, обязанностей.

2. Дидактические условия, основанные на принципах личностно ориентированной дидактики.

Научно доказано, что именно специальным образом организованная среда способствует утверждению чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Она является стимулятором развития потенциальных возможностей ребенка.

Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Однако, учитываются мнения детей при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.