Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции






 

Блок-схема факторного анализа объема реализации продукции. Методика расчета влияния факторов на объем производства и реализации продукции. Порядок определения и обобщения величины резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 18.2).

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

 

где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за отчетный период; ОТн ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 18.14).

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятияпо ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

где Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимостьосновных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

23.резервы увелечения выпуска и реализации продукции

Любая коммерческая организация ставит перед собой цель – повышение прибыли. Для этого должно находить резервы ее увеличения. Как правило, данные резервы определяются по каждому виду продукции. Увеличение объема реализации продукции является одним из факторов повышения прибыли.

На сегодняшний день многие организации находятся в сложном положении. Последние годы у них постоянно возникают трудности со сбытом продукции. Поэтому одной из важнейших задач стоящей перед ними является задача выявления резервов сбыта продукции, нахождения новых потребителей, заинтересованных в продукции организации, проникновение на новые рынки сбыта. Решение этой задачи требует комплексного анализа всей деятельности организации, начиная с закупки сырья и разработки технологического процесса, до отгрузки продукции потребителю.

Увеличение объема реализации готовой продукции может быть достигнуто за счет роста объема производства продукции и за счет сокращения остатков нереализованной продукции.

Для реализации продукции ее необходимо сначала произвести и произвести в достаточно хорошем качестве, с минимально возможными издержками (чтобы была возможность снизить цену без убытка для организации). Следовательно, во многом выявление резервов реализации зависит от определения резервов производства (рис. 19.4).

Резервы роста объема производства продукции можно подразделить на 3 группы:

1. Улучшение использования труда. В эту группу входит:

– создание дополнительных рабочих мест;

– ликвидация потерь рабочего времени;

– повышение производительности труда;

– улучшение структуры кадров, рост квалификации.

2. Улучшение использования средств труда (оборудования). В эту группу входит:

– укомплектование новых рабочих мест оборудованием;

– ликвидация потерь рабочего времени оборудования;

– повышение производительности оборудования;

– улучшение структуры основных фондов.

3. Улучшение использования предметов труда (материалов, сырья). В эту группу входит:

– снижение норм материалов;

– внедрение прогрессивных видов сырья и материалов.

Рис. 19.4. Резервы роста объема производства продукции

По каждому элементу групп проводится комплекс расчетов с целью приращения выпуска продукции. Проведенный анализ позволяет оценить возможность организации по увеличению выпуска продукции, а также выявить диспропорции в использовании ресурсов, которые приводят к снижению финансовых результатов.

Резервы роста объема реализации за счет сокращения остатков нереализованной продукции во многом зависят от грамотной работы службы сбыта организации, разработки правильной маркетинговой стратегии, выявления новых групп потребителей или расширения продаж уже существующим постоянным потребителям.

Таким образом, резервами увеличения выпуска и реализации продукции является рост объема производства и реализации продукции за счет улучшения использования труда, средств и предметов труда, а также сокращения остатков нереализованной продукции.

24.анализ технико-организационного уровня производства

1. Задачи анализа, источники информации.

2. Анализ основных показателей (направлений) технико-органи-зационного уровня.

3. Пути совершенствования технико-организационного уровня.

1. Задачи анализа, источники информации.

 

Особое место в анализе занимает исследование технико-органи-зационного уровня производства. В понятие технико-организационный уровень производства относятся технические и организационные факторы производства.

Организационно-технический уровень производства пищевых предприятий характеризуется системой взаимосвязанных показателей:

· по использованию основных производственных фондов;

· связанных с техническим уровнем производства труда;

· показателями уровня организации производства, труда и управления;

· эффективностью внедрения новой техники.

В процессе анализа технического уровня устанавливают степень выполнения каждого показателя, а также степень внедрения мероприятий, экономическую эффективность от их внедрения.

Задачами анализа являются: определение достигнутого уровня производства, сравнение фактического уровня с плановым или за предыдущий период, причин отклонений от достигнутого уровня, выявление резервов повышения технико-организационного уровня производства. Источниками информации являются: форма № 1 – баланс, ф.№ 5 приложение к балансу, данные статистической отчетности о механизации трудоемких и тяжелых работ, о развитии и внедрении новой техники, модернизации оборудования, экономической эффективности научно- технических мероприятий и др.

Таким образом – технико-организационный уровень производства – комплексное понятие, где отражается взаимосвязь показателей производственного процесса: труда, средств труда, предметов труда и управления, проявление которых оказывает существенное влияние на изменение эффективности производства.

2. Анализ основных показателей технико-организационного уровня.

 

Факторами повышения технико-организационного уровня производства является взаимосвязь показателей рассматриваемых по основным направлениям хозяйственной деятельности.

Анализ проводится по следующим направлениям, группам показателей:

I – показатели по использованию основных производственных фондов;

П –показатели, характеризующие технический уровень производства и труда;

Ш – показатели уровня организации производства, труда и управления;

IV – показатели эффективности внедрения новой техники.

Рассмотрим эти направления.

 

К I группе относятся все показатели по использованию основных производственных фондов, т.е.:

· структура фондов;

· возрастной состав;

· показатели обновления, выбытия, износа;

· показатели эффективности использования основных фондов;

· показатели эффективности использования оборудования.

Эти показатели подробно рассмотрены в предыдущей главе.

 

 

II группа связана с анализом следующих показателей:

· коэффициент модернизации =

;

 

· фондовооруженности труда =

= ;

 

· технической вооруженности труда =

= тыс. руб.;

 

· производительности труда =

= тыс. руб.;

· а также показателями механизации, автоматизации производства и труда.

 

Для характеристики механизации, автоматизации производства и труда используют показатели: уровень механизации производства – Ум.п., уровень механизации труда – Ум.т., уровень автоматизации производства – Уа.п..

 

 

 

 

В пищевой промышленности наиболее высокий уровень механизации труда, чем уровень механизации производства. Более низкий уровень – автоматизации производства.


Следует отметить, что механизация и автоматизация производства являются решающими направлениями технического прогресса, факторами повышения производительности труда и эффективности производства.

 

III группа характеризуется показателями:

А) Уровня организации производства

 

1. Коэффициент специализации =

 

Пример:

Выработано 70 тн продукции, из них: А – 20 тн, Б – 40 тн, В – 10 тн.

, т.е. предприятие специализируется на продукции Б.

 

2. Уровень комбинирования =

=

 

3. Уровень сезонности =

=

 

Б) уровня организации труда

1. Показатели производительности труда, фондовооруженности труда.

Электро (энерговооруженность труда) =

=

 

2. Средний % выполнения норм выработки.

3. Количество рабочих, работающих по технически обоснованным нормам.

 

В) показателями уровня управления

1. Удельный вес работников управления в составе общей численности.

2. количество рабочих, приходящихся на 1 руководителя.

 

IV. К показателям эффективности внедрения новой техники относятся:

А) Срок окупаемости = или:

Срок окупаемости = , где:

К1, К2 – капиталовложения до и после внедрения новой техники;

С1, С2 – себестоимость продукции до и после внедрения новой техники.

 

Экон. эффект = , где:

С1, С2 – себестоимость до и после внедрения новой техники;

К1, К2 – удельные капзатраты на 1 продукцию до и после внедрения новой техники;

Еп – коэффициент сравнительной эффективности установлен в размере 0, 15 – 0, 2 в зависимости от отрасли промышленности; ъ

А – фактический выпуск продукции.

 

Кроме того, экономическую эффективность мероприятий по техническому и организационному уровню производства рекомендуется отражать по следующей системе показателей:

· приращение производительности труда, относительное отклонение численности работников;

· приращение материалоотдачи (материалоемкости) относительное отклонение в затратах материальных ресурсов;

· приращение фондоотдачи основных производственных фондов, относительное отклонение основных фондов;

· приращение оборотных средств, относительное отклонение оборотных средств;

· приращение объема производства за счет использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

· приращение прибыли или себестоимости продукции;

· приращение показателей финансового состояния предприятия.

Предлагаемая система показателей экономической эффективности новой техники едина для всех отраслей материального производства.

Т.о. анализ технико-организационного уровня производства проводится на основе четырех групп показателей, их расчета и сравнения с предыдущим периодом.

 

3. Пути совершенствования технико-организационного уровня.

 

Повышение уровня производства осуществляется на основе анализа всех показателей по четырем группам. Качественные показатели использования производственных ресурсов – производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов – являются одновременно и показателями экономической эффективности повышения технико-организационного уровня производства.

К организационно-техническим мероприятиям относятся и такие мероприятия, которые направлены на улучшение условий труда, техники безопасности, производственной эстетики и санитарии. Эффект по ним не определяется, но они способствуют росту производительности труда.

 

25.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.