Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ар­хеология (изучение памят­ников материальной куль­туры).






ВВЕДЕНИЕ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ IX - XIII ВВ.

Введение. История как наука.

В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в со­став России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г.

История опирается на факты, получаемые из различных источни­ков. Различают:

- материальные источники или памятники деятельности че­ловека, сохранившиеся предметы материальной культуры орудия труда, оружие, одежда, зда­ния, предметы быта и др.;

- пись­менные ис­точники: летописи, законода­тельные акты, воспоминания, письма, дневники, сохранившиеся в архивах официальные документы.

 

Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются такие научные дисциплины как:

- ис­точниковеде­ние;

Вспо­могательные исторические дисциплины.

 

К вспомогатель­ным историческим дисциплинам относятся:

- исто­рическая гео­графия (изучение географии расселения народов и формирования государств, цивилизаций)

- исто­рическая демография, (изучение народонаселения всей планеты и различных стран в различные исторические эпохи)

- ономастика (изучение имен собст­вен­ных),

- топони­мика (изучение географических названий),

- ис­торическое язы­кознание (изучение генезиса и эволюции языков различных народов)

- па­леография (история письма),

- геральдика (наука о гербах),

- сфра­гистика (изу­чение печатей),

- дипломатика (наука о документах),

- ну­мизма­тика (изучение монет),

- метрология (наука об исто­рических мерах длины, площади, объема и веса),

- генеалогия (изучение родословных),

ар­хеология (изучение памят­ников материальной куль­туры).

 

Историки нахо­дят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото, кино, аудио и видеоматериалы.

 

В современном обществе история как наука и историческое знание выполняют следующие функции:

 

1. познавательная - выявление закономерностей исторического развития

2. социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества и личности

3. прогностическая - предвидение будущего

4. воспитательная - формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

5. практически-политическая - выработка научно обоснованного политического курса

 

Как и любая другая наука, изучающая прошлое история руководствуется своей собственной методологией исследования:

 

Основные методы исторического исследования:

 

1 ) сравнительный - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени
2) типологический - классификация исторических явлений, событий, объектов
3) идеографически й - описание событий и явлений
4) ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий, явлений
5 ) системный - раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития событий
6) проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени
7 ) синхронный - изучение исторических явлений, происходящих в одно и тоже время


Зарождение истории как науки произошло еще в глубокой древности, до н.э. «Отцом истории» считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до нашей эры. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведе­ния о жизни наших далеких предков. Наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авторов для изучения догосударственной эпохи на территории России очень ценными являются данные археологии. С появле­нием государства, письменности и распространением христиан­ства возни­кает летописание, появляется

историография, под которой по­нимают:

- как само описание истории, исторического процесса,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.